Таблица 6.
Распределение регионов России по инвестиционному климату
|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |
|Незначительный риск (1А) | |
|Москва |a |
|Санкт-Петербург |a |
|Белгородская область |b |
|Республика Татарстан |b |
|Саратовская область |b |
|Московская область |c |
|Краснодарский край |d |
|Мурманская область |d |
|Республика Башкортостан | e |
|Воронежская область |e |
|Свердловская область |f |
|Самарская область |f |
|Нижегородская область |f |
|Новосибирская область |f |
|Высокий потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (1В) | |
|Приморский край |a |
|Ленинградская область |a |
|Алтайский край |a |
|Пермская область |b |
|Волгоградская область |b |
|Ростовская область |e |
|Республика Саха (Якутия) | |
| |e |
|Оренбургская область |e |
|Хабаровский край |f |
|Высокий потенциал - |Законодательные условия* |
|высокий риск (1С) | |
|Кемеровская область |a |
|Иркутская область |b |
|Челябинская область |c |
|Красноярский край |e |
|Тюменская область |e |
|Ханты-Мансийский | |
|автономный округ |e |
|Тульская область |f |
|Средний потенциал – |Законодательные условия* |
|незначительный риск (2А) | |
|Ставропольский край |a |
|Калининградская область |a |
|Владимирская область |b |
|Ярославская область |b |
|Тверская область |b |
|Липецкая область |c |
|Курская область |e |
|Томская область |e |
|Орловская область |e |
|Астраханская область |e |
|Пензенская область |f |
|Средний потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (2В) | |
|Республика Мордовия |c |
|Архангельская область |d |
|Ульяновская область |d |
|Республика Карелия |d |
|Калужская область |e |
|Рязанская область |e |
|Ямало-Ненецкий автономный | |
|округ |e |
|Чувашская Республика |e |
|Волгоградская область |e |
|Омская область |f |
|Тамбовская область |f |
|Средний потенциал - |Законодательные условия* |
|высокий риск (2С) | |
|Читинская область |a |
|Республика Бурятия |b |
|Республика Коми |c |
|Брянская область |c |
|Амурская область |c |
|Республика Дагестан |d |
|Смоленская область |e |
|Удмуртская Республика |f |
|Незначительный потенциал –|Законодательные условия* |
|незначительный риск (3А) | |
|Новгородская область |a |
|Кабардино-Балкарская | |
|Республика |a |
|Республика Марий Эл |c |
|Костромская область |e |
|Чукотский автономный округ|e |
|Низкий потенциал – |Законодательные условия* |
|умеренный риск (3В) | |
|Еврейская автономная |a |
|область | |
|Ивановская область |c |
|Псковская область |c |
|Республика Адыгея |c |
|Ненецкий автономный округ |d |
|Кировская область |e |
|Камчатская область |e |
|Республика Ингушетия |e |
|Республика Калмыкия |e |
|Усть-Ордынский Бурятский | |
|автономный округ |e |
|Низкий потенциал – высокий|Законодательные условия* |
|риск (3С) | |
|Сахалинская область |a |
|Агинский Бурятский | |
|автономный округ |a |
|Республика Тыва |b |
|Северная Осетия – Алания |d |
|Республика Алтай |d |
|Магаданская область |e |
|Курганская область |e |
|Республика Хакасия |e |
|Карачаево-Черкесская | |
|Республика |e |
|Чеченская республика |e |
|Таймырский автономный | |
|округ |e |
|Корякский автономный округ|e |
|Коми-Пермяцкий автономный | |
|округ |e |
|Эвенкийский автономный | |
|округ |e |
|*Условные обозначения |
|a - особый федеральный льготный законодательный режим; b - наиболее льготное |
|региональное законодательство; c – благоприятное региональное |
|законодательство; d - отдельные элементы режима СЭЗ при незначительных |
|региональных льготах или их отсутствии: e - отсутствие специального |
|инвестиционного законодательства; f - ограничения для инвесторов преобладают |
|над льготами. |
По сравнению с 1996 годом в целом сохранилось соответствие между
потенциалом и риском, то есть регионы, имеющие более высокий потенциал, в
большинстве своем являются менее рисковыми - и наоборот.
Прежде всего бросается в глаза уменьшение числа наиболее привлекательных
регионов (группа 1А). Это связано со снижением потенциала Владимирской,
Ярославской, Тверской и Калининградской областей и переходом их в группу 2А
(средний потенциал - незначительный риск) и увеличением инвестиционного
риска Пермской области (переход в группу 1В). В группу «лидеров»
переместились Саратовская область (за счет снижения риска) и Мурманская
область (за счет роста потенциала).
Изменилась и картина территориального распределения , регионов различного
типа по потенциалу и риску. Если раньше они образовывали пять «концентров
благоприятности», то теперь от одного из них остались Москва, Московская
область и - отдельно - Нижегородская область. Вместе с тем повышение
рейтинга Саратовской области позволило сформироваться новому «поясу
инвестиционной благоприятности», протянувшемуся от Белгородской области на
западе до Свердловской на востоке и включающему 7 из 14 регионов группы 1А
(высокий потенциал--незначительный риск).
Таким образом, за прошедший год произошел сдвиг благоприятности
инвестиционных условий с северо-запада и из центра на юг и юго-восток
европейской части России. Группа с наиболее благоприятными условиями
инвестирования не пополнилась ни одним новым регионом Сибири и Дальнего
Востока.
На поведение инвесторов большое влияние оказывают факторы,
определяющие размер инвестиционного риска (таблица7).
Таблица 7.
Связь показателей инвестиционного климата с величиной инвестиционного риска
|Показатели инвестиционного климата |
|Некоррелирующие с величиной |Коррелирующие с величиной |
|инвестиционного риска |инвестиционного риска |
|Размер рынка страны – реципиента |Протекание процесса реформ, состояние |
|капитала |экономической конъюнктуры |
|Ресурсная обеспеченность экономики |Законодательная среда для инвестиций |
| | |
| |Политические процессы |
3.2 Законодательная база для иностранных инвестиций
Законодательная база предпринимательской деятельности в Р.
Совершенствуется по мере экономической реформы. Приняты и действуют законы
« Об иностранных инвестициях в
РСФСР « О залоге», «О несостоятельности ( банкротстве) предпринимателей,» «
О валютном регулировании и валютном контроле», « О налоговой системе,» 1
часть Гражданского Кодекса и др. Сегодня можно констатировать создание
минимально достаточной базы для развития предпринимательства в России.
Принятие в 1991 году закона « Об иностранных инвестициях в РСФСР»
способствовало созданию новых правовых условий для деятельности
иностранных инвесторов в стране. Иностранцы получили право не только
вкладывать свои средства в качестве доли в уставной фонд совместного
предприятия, создаваемого с участием российского партнера, но и основывать
предприятия, полностью им принадлежащие. Они получили также право покупать
акции и облигации акционерных обществ, которые теперь создаются в России.
Иностранные
инвесторы могут получать концессии на разработку отдельных месторождений
топлива и сырья, лесных массивов, брать в аренду хозяйственные объекты и
другую недвижимость. В
законе предусмотрены соответствующие гарантии иностранных инвесторов, право
как на вывоз полученной прибыли, так и на реинвестирование ее в
российскую экономику.
Однако в дальнейшем некоторые положения закона оказались фактически
отмененными
постановлениями правительства и другими подзаконными актами. Это относится,
например, к праву иностранных инвесторов самостоятельно распоряжаться
заработной валютой, что было
предусмотрено статьей 25 закона.
Некоторые статьи закона не действуют или действуют с искажениями, так
как не были разработаны подзаконные акты, предусмотренные в самом законе. В статье 25 было предусмотрено, что предприятия, полностью принадлежащие
иностранным инвесторам и совместным предприятиям, в уставном фонде которых
иностранные инвестиции составляют более 30% вправе без лицензий
экспортировать продукцию собственного производства. Порядок определения
продукции собственного производства должен был установить Совет министров.
Однако в течение двух лет это не было сделано, что приводило к
злоупотреблениям, особенно в торговле нефтью. Некоторые СП вывозили без
лицензии под видом собственного производства нефть, купленную на чужих
промыслах. Порядок был установлен только в июле 1993 года.
В законе об иностранных инвестициях есть еще ряд норм, требующих
совершенствования. Это относится к порядку регистрации предприятий с
иностранными инвестициями, который явно требует упрощения. Устарело
требование этого закона, о том, что предприятия, объем иностранных
инвестиций которых превышает 100 млн. руб., регистрируются с разрешением
Совета министров РФ. Когда принимался закон, эта сумма характеризовала
создание достаточно крупного предприятия. После роста цен в тысячи раз эта
сумма, выраженная в рублях, касается, видимо, самых малых СП и неоправданно
усложняет процедуру их регистрации. Требует уточнения и ряд других
положений закона.
Несколько раз менялся налоговый режим для предприятий с иностранными
инвестициями.
С начала 1992 года, на наш взгляд, необоснованно были отменены налоговые
льготы для них,
существовавшие в союзном законодательстве, а затем восстановленные только
для предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированных до 1
января 1992г. Это не может не порождать недовольства со стороны
иностранных инвесторов.
Практически отменены принятые в 1990-1991 годах Верховным Советом и
Правительством
постановления о создании свободных экономических зон и положения о них. Все
это также не придает уверенности иностранным инвесторам в стабильности
российского законодательства.
В 1994 году Правительство предприняло ряд шагов, направленных на
улучшение инвестиционного климата.
Так , в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая
1994 г. установлено, что предприятия с иностранными инвестициями,
занимающиеся производственной деятельностью (при условии, что их
оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30%, а в
эквивалентной сумме - не менее 10 млн. Долл. США) и зарегистрированные
после 1 января 1994г, уплачивают налог на прибыль по аналогии с малыми
предприятиями: в первые два года с момента государственной регистрации
-освобождения от уплаты налога, на третий год взимается налог в размере 25
% от основной ставки и на четвертый год - 50%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9