По налогу на прибыль организаций в качестве меры, направленной на уменьшение сроков окупаемости инновационных проектов, предоставлено право налогоплательщикам использовать специальный коэффициент к основной норме амортизации (но не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности. С целью стимулирования отчислений в Российский фонд технологического развития и иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования НИОКР увеличивается лимит расходов в форме отчислений на формирование указанных фондов с 0,5 до 1,5 процента.
Также дополнен перечень расходов, которые могут уменьшать доходы налогоплательщика при применении упрощенной системы налогообложения. Так, разрешено включать в перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения, расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора; расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, а также расходы на патентование.
Принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». По налогу на доходы физических лиц установлены особенности налогообложения процентов, получаемых по вкладам в банках; скорректирован порядок взимания налога с материальной выгоды, получаемой по договорам страхования, в том числе пенсионного. Введен новый социальный налоговый вычет по негосударственному пенсионному обеспечению и добровольному пенсионному страхованию в размере фактически произведенных расходов, с учетом установленного ограничения в виде предельной общей суммы социальных вычетов на обучение, медицинское лечение, по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования в размере 100 тыс. рублей.
Также законом предусматривается увеличение стоимости основного средства для признания его амортизируемым имуществом - с 1 января 2008 г. амортизируемым будет признаваться имущество с первоначальной стоимостью более 20 тыс. руб. (по действующему законодательству – более 10 тыс. руб.), что позволит налогоплательщику списывать основные средства стоимостью менее этой суммы единовременно.
По уплате земельного налога для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей изменены отчетные периоды – отчетный период установлен как квартал. Предусматривается распространение налоговой ставки до 0,3% на приобретенные земельные участки для ведения подсобного и дачного хозяйства; определен порядок исчисления налоговой базы земельного налога в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований.
Принят Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 240-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью законодательного закрепления создания портовых ОЭЗ на территории морских и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов; территориях аэропортов, открытых для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки; грузовых терминалов международных аэропортов.
Наличие портовых ОЭЗ на территории государства позволит увеличить экспорт товаров и услуг в среднем до 20 процентов. В частности для Российской Федерации рост экспорта портовых услуг может составить от 50 до 100 процентов, что делает вполне реальной задачу по удвоению объема грузоперевозок морским и воздушным транспортом уже в течение первых двух лет.
Совершенствование регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд. В рамках совершенствования законодательства в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ.
Федеральным законом предусматривается применение критерия квалификации на все виды работ и услуг без ограничений. При этом на отдельные виды работ и услуг в законе определена наиболее высокая значимость данного критерия.
Для аукциона на строительство установлены специальные условия допуска в виде оценки квалификации участников аукциона. Также в законе определены особенности проведения творческих конкурсов.
В целях соблюдения принципов прозрачности и транспарентности закупок для государственных и муниципальных нужд предусмотрено введение единого всероссийского сайта вместо действующих сегодня на федеральном уровне, уровне субъекта Российской Федерации и местном уровне.
1.4. О реформе электроэнергетической отрасли.
Структурная реформа предприятий Холдинга ОАО РАО «ЕЭС России» проводится по 72 региональным энергокомпаниям. Реорганизация осуществляется на основании проектов реформирования, утвержденных Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС России» в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по реформированию электроэнергетики Российской Федерации.
Сформированы 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК), ОАО «ГидроОГК» и 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК). В настоящее время происходит размещение дополнительных эмиссий акций, указанных ОГК и ТГК, продажа государственной доли акций российским и зарубежным инвесторам.
К настоящему времени совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» одобрил размещение дополнительных акций 18 компаний, кроме ОАО «ГидроОГК» и ТГК-14. В ходе размещения дополнительных акций и продажи доли ОАО РАО «ЕЭС России» планирует привлечь около 800 млрд. рублей.
В распределительном сетевом комплексе были образованы 12 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), включая сетевой комплекс г. Москвы и Московской области, ОАО «Ленэнерго», ОАО «Тюменьэнерго» и распределительный сетевой комплекс Дальнего Востока в виде единых операционных компаний. Совет директоров ОАО «РАО ЕЭС России» утвердил оценку распределительных сетевых компаний, входящих в МРСК, производимую в целях перехода на единую акцию, в трех МРСК.
С 1 января 2008 г. компании электросетевого комплекса перешли на котловой метод тарифообразования, который предполагает установление единого тарифа для всех потребителей субъекта Российской Федерации с учетом категории потребителей, вне зависимости от количества сетевых организаций, обслуживающих потребителя.
Проводятся аукционы по продаже сбытовых компаний, сформированных в результате реорганизаций АО-энерго.
На внеочередном общем собрании акционеров ОАО РАО «ЕЭС России» от 26 октября 2007 г. принято решение о его реорганизации до 1 июля 2008 г.
В течение 2007 года было обеспечено согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти директив для голосования представителей Российской Федерации в совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России» по вопросам привлечения инвестиций в электроэнергетику Российской Федерации за счет совмещенной реализации пакетов дополнительных акций и акций, подлежащих передаче в ОАО «Государственный Холдинг» и ОАО «Государственный Холдинг ГидроОГК». Совокупный объем привлеченных средств от размещения указанных акций составил 368,69 млрд. рублей и будет направлен на финансирование строительства новых генерирующих мощностей и сетевой инфраструктуры.
В результате разработки и запуска механизма гарантирования инвестиций (МГИ) предполагается ввести до 5 ГВт генерирующих мощностей.
1.5. О текущем состоянии рынка в газовой отрасли.
Основными целями экономической политики государства в газовой отрасли являются:
обеспечение функционирования газовой отрасли в режиме устойчивого развития в целях долгосрочного, надежного и экономически эффективного газоснабжения потребителей Российской Федерации;
создание необходимых стимулов для повышения эффективности добычи и транспортировки газа;
доведение цен на газ до уровня межтопливной конкуренции, создание мотивации для ресурсосбережения у потребителей, снижения энергоёмкости российской экономики;
развитие внутреннего рынка газа, стимулирование развития «независимых» производителей газа и создание благоприятных условий для всех участников газового сектора.
В настоящее время реформирование ОАО «Газпром» ограничено внутренним реформированием компании. В рамках второго этапа внутренней реформы ОАО «Газпром» происходит дальнейшее структурное преобразование ОАО «Газпром». В целях совершенствования внутрикорпоративной структуры предложено и осуществляется разделение многопрофильных предприятий ОАО «Газпром» по видам деятельности (добыча, хранение и переработка газа), выведение из состава дочерних добывающих обществ и газотранспортных обществ подразделений по сервисному обслуживанию основного производства и др.
В целях стимулирования добычи газа независимыми производителями проводится работа по согласованию проекта постановления Правительства о недискриминационном доступе независимых производителей к газотранспортной сети ОАО «Газпром». Ведется разработка предложений по переходу от регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов на его транспортировку и переходу на единый транспортный тариф начина с 2011 года.
1.6 О реформе в сфере железнодорожного транспорта.
Третий этап структурной реформы на железнодорожном транспорте призван стать инвестиционной стадией развития отрасли. Условия, созданные на первом и втором этапе реформы для работы независимых компаний-операторов, владеющих собственными грузовыми вагонами, привели к значительному росту частных инвестиций. В частности, в тарифе на перевозку была особо выделена плата за пользование подвижным составом (вагонная составляющая), и собственник вагонов стал получать скидку с тарифа на перевозку грузов на соответствующую величину. В результате дерегулирования вагонной составляющей в тарифе на грузовые перевозки, возникли объективные предпосылки для привлечения частного бизнеса в сегмент грузовых железнодорожных перевозок, доля которых составляет сегодня около 30% от всего объема перевозок грузов. Кроме того, промышленные предприятия, имеющие собственные вагоны, получили новую возможность для снижения издержек при транспортировке своей продукции.
На начало 2007 года частными компаниями-операторами в подвижной состав инвестировано более 100,0 млрд.рублей.