Использование ресурсов на проедприятии
смотреть на рефераты похожие на "Использование ресурсов на проедприятии"
Министерство Образования Российской Федерации
Кубанский Государственный Технологический Университет
Кафедра экономики
Курсовая работа
По теме: «использование ресурсов на предприятии»
Краснодар 2002
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..
1 Проблемы эффективного использования ресурсов в современных условиях
…………………………………………………………………….
1. Сущность и классификация ресурсов………………………………………
2. Особенности спроса на ресурсы……………………………………………
3. Особенности предложения ресурсов………………………………………
4. Факторы влияющие на эффективное использование ресурсов………….
2 Организационно – экономическая характеристика предприятия………
3 Оценка использования ресурсов на предприятии……………………….
3.1 Оценка использование материальных ресурсов…………………………..
3.2 Оценка использования трудовых ресурсов………………………………..
3.3 Оценка использования основных фондов и оборотных средств…………
4 Пути улучшения использования ресурсов предприятия………………..
Список используемой литературы……………………………………………..
Приложение А (Структура правления предприятия)………………………….
Приложение Б ( Органы управления и контроля АО)…………………………
1 Проблемы эффективного использования ресурсов в современных условиях
1. Сущность и классификация ресурсов
Экономические ресурсы – природные, людские и произведенные
человеком – используются для производства товаров и услуг; в связи с таким
характером применения эти ресурсы называют еще факторами производства. Все
экономические ресурсы подразделяются на материальные – земля и капитал, и
людские – труд и предпринимательская способность как особый человеческий
ресурс (особый вид человеческих талантов). Соответственно различаются рамки
природных ресурсов (земли), капитала (физического капитала) и труда.
Совокупность этих рынков выполняют в современной экономике важнейшие
функции: во-первых, содействуют более эффективному производству товаров и
услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы
производства с тем, чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих
ресурсов); во-вторых, помогают определить, для кого производятся товары и
услуги, так как плата за отчуждаемые экономические ресурсы является
основным доходом большинства людей.
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Будучи результатом взаимодействия спроса и предложения, она отражает все особенности рынка ресурсов – общие для всех их видов и специфические для каждого из них. Такие особенности – первый и основной предмет данной курсовой работы. [“Экономика предприятия”M.A.Керашев, с36-38]
Особенности рынков труды обобщенно выражаются, прежде всего, в
том, что вследствие ограниченности последних неизбежно ограничен и сам
объем производства (предложения). Общество не в состоянии произвести (а
значит, и потребить) такой объем товаров и услуг, которым хотел бы
располагать. В силу ограниченности экономических ресурсов спрос на них
весьма устойчив; боле того, для рынка ресурсов характерна конкуренция
спроса, которая делает типичными явления монопсонии (единственный
покупатель) и олигопсонии (небольшое число покупателей). Яркий образец –
рынок труда в небольших городах. Здесь вполне реальна такая ситуация,
когда единственным покупателем рабочей силы в данной отрасли выступает одна
фирма. Если к тому же эта рабочая сила немобильна, т.е. по тем или иным
причинам не может переместиться на другой участок рынка, фирма имеет все
возможности для того, чтобы понижать величину заработной платы. Наем
меньшего количества работников обеспечивает этой фирме максимальную
прибыль. Другой пример двусторонняя монополия на рынке капитала
(например, на рынке оборудования, изготовляемого по индивидуальным
заказам). На этом рынке чаще всего выступает один продавец и один
покупатель. В такой ситуации не образуется единственная равновесная цена, и
результат сделки целиком зависит от относительной силы сторон.
Цена на ресурсы складывается, как на всяком рынке, в зависимости от спроса и предложения. Предложение ресурсов отражает прямую связь между ценой на них и реально имеющимся объемом; в интересах самих владельцев ресурсов поставлять последние по более высокой, а не по низкой цене. Так, выплата более высоких доходов работника определенных профессий стимулирует рост предложений соответствующих категорий рабочей силы. Спрос на ресурсы отражает обратную связь между ценой и объемом спроса на них. Если цена повышается, предприятия либо покупают их в меньшем количестве, либо заменяют другими, относительно более дешевыми ресурсами.
2. Особенности спроса на ресурсы
Он является производным (зависимым) от спроса на продукцию,
изготовляемую с применением данных ресурсов. Последние удовлетворяют
потребности не прямо, а через готовую продукцию. Отсюда следует, что
изменение спроса на ресурсы также является величиной зависимой - прежде
всего от изменения спроса на готовую продукцию. На движение спроса на
ресурсы влияет также производительность труда: если она растет, их
требуется больше. Каждая дополнительная единица продукции дает приращение
продукта – предельный продукт (в денежном выражение – предельный доход). В
то же время дополнительные ресурсы вызывают увеличение издержек фирмы –
предельных издержек. Но фирмы стараются уменьшить издержки производства.
Поэтому они будут увеличивать ресурсы до тех пор, пока предельный доход от
их прироста не сравняется с предельными издержками на них. Если предельный
доход больше предельных издержек, спрос на ресурсы растет, в
противоположной ситуации - уменьшается. Наконец, изменение спроса на
данные ресурсы зависит от динамики последнего по другим ресурсам, т.е. то
изменения цены на замещающие ресурсы (например, труд замещается капиталом)
и на дополнительные (например, ресурсы на изготовление пленки и
программного обеспечения являются дополнительными по отношению к тем, что
идут соответственно на изготовление камеры и ЭВМ).
При введении в производство замещающих ресурсов фирмы получают эффект двух видов. Первый – эффект замещения, связанный с тем, что замена одного ресурса другим изменяет цену и спрос (скажем, замещение труда капиталом ведет к падению спроса на труд и увеличение спроса на капитал), второй – эффект объема производства, он выражается в увеличении издержек на капитал, вызывающий падение объемов производства и, соответственно, сокращение спроса на ресурсы (на капитал). Эффект замещения и эффект объема производства противоположны по направленности. Поэтому на практике спрос на замещающие ресурсы зависит от соотношения этих двух факторов: если эффект замещения больше эффекта объема производства, спрос на замещающий ресурс вырастает, и наоборот. Если в производство вводится дополнительный ресурс, изменение в его цене влияет на изменение спроса на основной ресурс в противоположном направлении.
Производный спрос на ресурсы возрастает, если: увеличивается спрос на продукт, повышается производительность труда в выпуске готовой продукции, падает или поднимается цена замещающих ресурсов, снижается цена на дополнительное сырье.[“Экономика предприятия” М.А.Керашев, с83 ]
Раскрытие особенностей спроса на ресурсы позволит показать
специфику его эластичности. Характеристика эластичности спроса на ресурсы
раскрывается через его производный характер. Чувствительность этого спроса,
его реакцию на изменение цены ресурсов определяют три фактора. Первый –
эластичность спроса на готовую продукцию: чем она выше, тем более
эластичным будет спрос на ресурсы. Когда повышение цены на товар вызывает
значительное падение спроса на него, потребность в ресурсах уменьшается. В
противоположном случае, спрос на изготовляемую с помощью данного ресурса
продукцию неэластичен, неэластичен и спрос на ресурсы. Второй фактор -
замещаемость ресурсов. Эластичность спроса на них высока, если в случае
повышения цены существует возможность их замены другими ресурсами
(например, бензина - дизельным топливом) или внедрения более современной
технологи (благодаря которой, к примеру, уменьшится потребность в
бензине).
Третий фактор, определяющий эластичность спроса на ресурсы, - их доля в
общих издержках. Эластичность спроса зависит от удельного веса данных
ресурсов в общих издержках производства готовой продукции. Если такой
удельный вес велик, а цена на ресурсы растет, это приводит к падению
спроса на данные ресурсы. Чем больше доля последних в общих издержках
производств, тем выше эластичность спроса.
3. Особенности предложения ресурсов
Как они ни ограничены, на какой-то данный момент их общее
предложение- величина вполне определенная. И она может изменяться и очень
часто реально изменяется под воздействием тех или иных усилий людей. Так,
элементы физического капитала можно произвести (оборудование, станки) и
построить (здания), изменяя продолжительность рабочего дня и величину
заработной платы, можно влиять на предложение труда. Даже отличающееся от
других факторов производства фиксированное природное предложение земли
тоже может быть увеличено посредством, например, мелиоративных работ.
Ясно, что недостаточно продуманные агротехнические мероприятия могут
способствовать разрушению плодородия земли и тем самым уменьшать ее
пахотные площади.[“Экономика предприятия” Семенова Л.А., с139]
Разобравшись в особенностях спроса на ресурсы и их предложение
можно перейти к особенностям действия закона спроса и предложения на рынках
ресурсов. Для них, как и для других товаров, действие этого закона зависит,
прежде всего, от условий рынка. В основе предложения ресурсов лежат
предельные издержки, а спроса на ресурсы - предельный денежный ресурс.
Каков механизм использования ресурсов в различных рыночных структурах?
В условиях современной конкуренции фирмы не влияют на цены ресурсов и цены продуктов; это – работа рынка. Спрос на ресурсы зависит от того, насколько эффективно они используются, какой приносят денежный доход, каков их предельный денежный продукт. Фирмы увеличивают использование ресурсов до тех пор, пока получаемый благодаря их применению предельный денежный продукт не сравняется с предельными издержками ресурсов. Если каждая последующая единица последних добавляет к общему доходу фирм больше, чем к их общим издержкам, стимулируется дальнейшее привлечение дополнительных ресурсов. В этом случае фирмы присваивают дополнительную прибыль. При повышении предельных издержек ресурсов над предельным денежным продуктом фирмы- производители несут убытки и вынуждены сокращать применение ресурсов.
В условиях несовершенной конкуренции увеличение спроса на ресурсы
происходит с уменьшением цены на них, а увеличение предложения – при ее
возрастании . Фирмы стремятся ограничить спрос на ресурсы и обеспечить
превышение предельного денежного продукта над предельными денежными
издержками продукта. В результате увеличивается добавочная прибыль.
Поставляя на рынок меньше продукта, несовершенный конкурент предъявляет и
меньший спрос на ресурсы.