Популярность данного налогового режима для налогоплательщиков объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения. Данные меры принимаются правительством для стимулирования развития сферы частного предпринимательства, вывода доходов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в легальный, не теневой бизнес.
Для этого Законом Российской Федерации № 2118-1 от 27.12.1991г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусмотрена возможность установления федеральными законами особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени – специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога.(5, с.3( Таким налоговым режимом может быть предусмотрена замена совокупности налогов и сборов одним налогом.
В процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в России в последние годы, законодательством о налогах и сборах в Российской Федерации было установлено несколько разных режимов налогообложения, а также внесены изменения в традиционные налоги и сборы и введены новые виды налогов и сборов как федеральных, так и региональных, местных.
Так, в соответствии со статьей 18 Налогового кодекса РФ в Российской
Федерации могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения субъектов малого
предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных
образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и
соглашений о разделе продукции.(2, с.15(
В 2003 году Федеральным законом № 104-ФЗ от 24.07.2002г. "О внесении
изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а
также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах"(4( введена в действие новая глава
Налогового кодекса Российской Федерации – глава 26.2 "Упрощенная система
налогообложения". Предполагается, что реализация положений данной главы
помимо легализации доходов субъектов малого предпринимательства будет
способствовать также сокращению объема и облегчению ведения отчетной
документации для представителей малого бизнеса.
Принцип, положенный в основу данной системы, сам по себе не является
новеллой налогового законодательства России, так как уже неоднократно
использовался законодателем как до принятия Налогового кодекса Российской
Федерации, так и непосредственно в некоторых его главах.
Так, например, в соответствии с Федеральным законом Российской
Федерации № 88-ФЗ от 14.06.1995г. "О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской Федерации" в 1995 году был создан особый
режим налогообложения малого бизнеса, регулируемый прежде всего Федеральным
законом № 222-ФЗ от 29.12.1995г. "Об упрощенной системе налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (принят
Государственной Думой Российской Федерации 08.12.1995г.).(6(
Со дня вступления в силу Федерального закона № 148-ФЗ от 31.07.1998г.
"О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и
введения единого налога законодательство об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства стало действовать в части, не противоречащей данному
федеральному закону. (7(
С начала 2002 года Федеральным законом № 187-ФЗ от 29.12.2001г. "О
внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса
Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах" введены раздел VIII.1. "Специальные
налоговые режимы" и глава 26.1 "Система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог)" Налогового кодекса РФ.
В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период.
Главное отличие действующей в настоящее время упрощенной системы
налогообложения, регламентируемой главой 26.2 Налогового кодекса Российской
Федерации, от остальных упрощенных систем – единого сельскохозяйственного
налога (глава 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации) и единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3
Налогового кодекса Российской Федерации) – состоит в предоставлении
налогоплательщику возможности вести упрощенный учет и отчетность по всем
видам осуществляемой им деятельности, за исключением специально оговоренных
законодателем случаев.
Организациям и предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности (28(
Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и
ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством
финансов Российской Федерации и является единой на всей территории
Российской Федерации.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных
предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой
налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством
Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, включая переход
к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется
субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
1.2 Упрощенная система налогообложения, применяемая до введения главы 26.2
Налогового кодекса Российской Федерации
Применение упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации началось в 1996 году со вступлением в силу Федерального закона от № 222-ФЗ от 29 декабря 1995г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".(6(
В Волгоградской области вопросы применения упрощенной системы
налогообложения регулировались также Законом Волгоградской области № 63-ОД
от 12 мая 1996г. "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого
предпринимательства на территории Волгоградской области", принятым
Волгоградской областной Думой 25 апреля 1996г.(13(
1.2.1 Объект налогообложения и ставка единого налога. Патент на право применения упрощенной системы налогообложения
Закон Волгоградской области, в соответствии с федеральным
законодательством, определял в качестве объектов налогообложения единым
налогом организаций в упрощенной системе налогообложения на территории
Волгоградской области: для предприятий розничной и оптовой торговли - валовая выручка,
получаемая за отчетный период (квартал), для производственных предприятий и организаций и организаций,
оказывающих услуги населению - совокупный доход, полученный за
отчетный период.
Индивидуальный предприниматель должен был уплачивать в бюджет фиксированную стоимость, заменяющую уплату единого налога, которая определялась исполнительным органом местного самоуправления по месту регистрации индивидуального предпринимателя и утверждалась представительным органом местного самоуправления.
Ставки единого налога для организаций - субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, были установлены в размере: на валовую выручку - 6,67 процента; на совокупный доход - 20 процентов.
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, признавался патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет.
Выплата годовой стоимости патента должна была производиться организациями и индивидуальными предпринимателями равными долями в срок не позднее 15 числа второго месяца каждого квартала.
В случае осуществления одновременно нескольких видов предпринимательской деятельности, патент оплачивался отдельно по каждому виду такой деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов.
Для организаций стоимость патента устанавливалась в зависимости от вида деятельности в размерах, кратных минимальной месячной оплате труда, устанавливаемой федеральным законодательством на момент подачи заявления на выдачу патента, и составляла: на торговую, торгово-закупочную, посредническую деятельность – 200, транспортную деятельность – 130, строительную деятельность – 100, остальные виды деятельности, исключая фермерские (крестьянские) хозяйства – 67, фермерские (крестьянские) хозяйства - 33.
1.2.2 Налоги, не уплачиваемые при упрощенной системе налогообложения
Уплата единого налога освобождала от обязанности по уплате:
-федеральных налогов (налог на добавленную стоимость; налог на
операции с ценными бумагами; отчисления на воспроизводство минерально-
сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской
Федерации; платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в
федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе
Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей,
областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и
районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации; подоходный налог (налог на
прибыль) с предприятий; налоги, служащие источниками образования дорожных
фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными
актами о дорожных фондах в Российской Федерации; сбор за использование
наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе
слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и
платежных документов, выраженных в иностранной валюте),
-региональных налогов (налог на имущество предприятий; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем),
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11