2. Политические факторы
- изменение законодательства РФ
Оценка инвестиционных качеств облигаций производится по следующим направлениям.:
Во-первых, определяется надежность компании по осуществлению
процентных выплат. С этой целью производится сопоставление дохода,
получаемого компанией в течение года, с суммой процентных платежей по всем
видам займов. Величина дохода в 2—3 раза должна превышать размер процентных
выплат, что свидетельствует об устойчивом финансовом состоянии корпорации.
Анализ целесообразно производить в динамике за ряд лет. Если тренд
возрастающий, то фирма наращивает свои возможности для покрытия процентных
платежей. Если же тренд понижающийся, то это свидетельствует о
нестабильности деятельности компании и с течением времени она не сможет в
полном объеме обеспечить процентные выплаты.
Во-вторых, оценивается способность компании погасить имеющуюся
задолженность по всем основаниям. Инвестор должен учитывать, что, кроме
облигационного долга, у фирмы могут быть и другие долговые обязательства.
Поэтому в процессе анализа производится сопоставление потока поступлений
денежных средств в компанию с общей суммой задолженности. Приемлемым
уровнем считается, если сумма дохода по отношению к величине долга
составляет не менее 30%.
В-третьих, оценивается финансовая независимость компании. С этой целью общая сумма долга сопоставляется с собственным капиталом фирмы. Обычно считается, что предприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешних источников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственного капитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценка платежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабельности функционирования и других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвестору провести качественный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционные компании имеют в своем штате службы анализа, рекомендации которых обеспечивают принятие обоснованных решений.
В западных странах действуют специальные аналитические агентства,
которые производят оценку долговых обязательств компаний и присваивают им
определенные категории надежности. В США такими агентствами являются
«Мооdу's investor Sегviсе» (Мооdу's) и «Standart & Роог's Согроration»
(S&Р), в Канаде — «Dоminion Bond Rating Sегviсе» и «Canadian Bond Rating
Sегviсе». Ведущими агентствами являются «Мооdу's» и «S & Р», рейтингом
которых пользуются крупнейшие операторы фондового рынка во всем мире.
Компания, которая предполагает осуществить публичное размещение облигаций,
обращается в агентство, с тем чтобы оно оценило финансовое состояние фирмы
и включило облигации в свой рейтинг. Как правило, в течение всего периода
обращения облигаций производится оценка их инвестиционных качеств и
обновляется рейтинг. Обычно рейтинг — это информация для инвесторов;
однако российский фондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом —
добиться такого рейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения
его облигационного займа. Следует учитывать, что рейтинг - это не формула,
а качественная интерпретация количественных показателей. Рейтинг — это
мнение, суждение эксперта об объективных показателях рынка; суждение
относительно вероятности оплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг —
это точка зрения эксперта на качество той или иной фондовой ценности.
Создание рейтинговых оценок — один из способов охарактеризовать рынок.
Высокий рейтинг, установленный для ценных бумаг данного эмитента, помогает
повысить ликвидность ценной бумаги и снизить цену займа. Действительно, на
развитом рынке, где практически все долговые обязательства имеют
рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию, если отсутствует
ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждает эмитента обратиться
с заказом в известные рейтинговые агентства, уплатив определенную сумму
денег, для того, чтобы специалисты-аналитики проверили качество ценной
бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, на эффективном
фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошли процедуру
рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. При этом цена
займа для эмитента определяется категорией, которую присваивает рейтинговое
агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентств приведена в
таблице1. По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает дифференциацию
эмитентов, выявляя наиболее слабых из них, гарантирующих погашение
задолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска,
стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблице
отражено ранжирование облигаций в зависимости от степени кредитоспособности
их эмитентов. «ААА» (Американская арбитражная ассоциация) — означает очень
высокую степень кредитоспособности. «Р» — отказ от погашения облигаций.
Например, облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название Junk
Bonds (мусорные, бросовые облигации).
Таблица 1. Градация рейтингов агентств «Мооdу's investor Sегviсе» и
«Standart & Роог's Согроration»
|«Standart & |«Мооdу's |Характеристика инвестиционного качества |
|Роог's |investor |ценной бумаги, соответствующая категории |
|Согроration» |Sегviсе» |рейтинга |
| | | |
| | |СПОСОБНЫЕ К УПЛАТЕ |
|ААА |Ааа | |
| | |Наивысший рейтинг — способность погасить |
| | |займ и процентные ставки; |
|АА |Аа | |
| | |Основная категория надежности — высшая |
| | |категория. Очень высокая вероятность |
|А |А |погашения основного долга и процентных |
| | |ставок. |
| | | |
|ВВВ |Ввв |Высокое качество – сильная способность к |
| | |платежам, но чувствительные к |
| | |неблагоприятным экономическим условиям. |
| | | |
| | |Среднее качество — высшая категория |
| | |Наличие необходимого капитала для покрытия|
| | |долга, испытывают воздействие |
| | |неблагоприятных экономических условий; |
| | |среднее качество — низшая категория |
| | | |
| | |СПЕКУЛЯТИВНЫЕ |
|ВВ |Вв |Неопределенные и подверженные риску, |
| | |платежеспособность которых может быть |
| | |прервана во времени; возможность в данный |
| | |момент погасить долги, временная |
|В |В |неплатежеспособность |
| | | |
| | |Изначально уязвимые, но в данный момент |
|ССС |Ссс |могут погасить проценты, долг, т. е. |
| | |принципиально погашаемые |
|СС |Сс | |
| | |Обеспечивающие некоторую защиту |
|С |С |инвесторов, но имеющие большой риск — |
| | |ненадежные |
|Р |Р | |
| | |Высокоспекулятивные, по своей надежности |
| | |следующие за рейтингом ССС |
| | | |
| | |Имеющие задолженность, менее обеспеченную,|
| | |чем СС и Сс |
| | | |
| | |Имеющие непогашаемую задолженность |
Источник: Операциис ценными бумагами / под ред. Семенковой.Е.В.М:- с.328
Суммируя вышесказанное, можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к фондовому рынку, а его повышение — лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтинга приводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, так как любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки. Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рынок выпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место (нишу) на рынке. В связи с этим для эмитента, желающего получить приемлемую цену привлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметь высокий рейтинг. В отечественной практике при построении рейтинга инвестиционной привлекательности, как правило, осуществляется сравнение предприятий по конкретному набору количественных показателей. Следует отметить, что не имея достаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпуска облигации путем выхода на внешние рынки.
1.2.Классификаия корпоративных облигации
Основными видами облигаций являются краткосрочные дисконтные облигации
и долгосрочные купонные облигации. Но поскольку существует большое
разнообразие облигаций, попробуем классифицировать их по ряду признаков.
Чтобы дать развернутую классификацию облигаций, используем не только пока
еще небольшой опыт функционирования российского рынка корпоративных
облигаций, но и богатый зарубежный опыт организации облигационных займов.
1.Итак, в зависимости от сроков, на которые выпускается займ, все многообразие облигаций условно можно разделить на две большие группы:
Облигации с оговоренной датой погашения, которые в свою очередь, делятся на: краткосрочные, среднесрочные, и долгосрочные.
Краткосрочные облигации, в свою очередь, можно разделить на подвиды – со сроком обращения от 6 месяцев до одного года и от одного года до двух лет. Попытка же решения стратегических проблем предприятия выпуском краткосрочных обязательств с последующим рефинансированием, путем выпуска аналогичных обязательств, приводит к построению финансовой пирамиды, так как для погашения ранее сделанных займов предприятие вынуждено постоянно наращивать цену заимствований.
Кроме того, для успеха любой эмиссии необходима серьезная предварительная работа по приведению отчетности в вид, соответствующий требованиям инвесторов. Поэтому при выпуске краткосрочных облигаций организационные затраты могут превысить выгоды от эмиссии. Для снижения инфляционных и валютных рисков при выпуске долгосрочных облигаций могут быть предусмотрены различные механизмы индексации номинальной стоимости или величины купонных выплат по корпоративным облигациям. Индексировать погашаемый номинал можно в соответствии с инфляцией, темпами изменения официального обменного курса доллара США или величины ссудного процента.
Облигации без фиксированного срока погашения включают в себя:
-Отзывные облигации могут быть востребованы (отозваны) эмитентом до наступления срока погашения. Еще при выпуске облигаций эмитент устанавливает условия такого востребования: по номиналу или с премией;
-Облигации с правом погашения предоставляют право инвестору на возврат облигации эмитенту до наступления срока погашения и получения за нее номинальной стоимости;
Продлеваемые облигации предоставляют инвестору право продлить срок погашения и продолжать получать проценты в течение этого срока;
Отсроченные облигации дают эмитенту право на отсрочку погашения.
2. В зависимости от порядка владения облигации могут быть:
-именные, права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент;
- на предъявителя, права владения которыми подтверждаются простым предъявлением облигации.
3. По целям облигационного займа облигации подразделяются на:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8