Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.98 N 6-ФЗ вводится наблюдение. Это наблюдение не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия, но с определенными этим законом ограничениями. Так, в соответствии с подп. 3 ст. 58 данного закона органы управления должника не вправе принимать решения о размещении должником облигаций и других эмиссионных ценных бумаг.
Решение о выпуске ценных бумаг - это документ, содержащий данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Он утверждается на основании и в соответствии с решением об их размещении и должен быть утвержден не позднее шести месяцев с момента принятия этого решения.
Решение о выпуске ценных бумаг сшивается, подписывается руководителем и скрепляется печатью эмитента, его страницы нумеруются. В нем должны быть определены форма (именные или на предъявителя, документарные или бездокументарные), сроки и иные условия погашения облигаций.
Общество вправе выпускать облигации: обеспеченные залогом определенного имущества общества, под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами, без обеспечения.
Общество вправе обусловить возможность досрочного погашения облигаций по желанию их владельцев. При этом в решении о выпуске облигаций должны быть определены стоимость погашения и срок, не ранее которого они могут быть предъявлены к досрочному погашению.
Решение о выпуске облигаций, размещаемых путем подписки, может
предусматривать их размещение частями в течение нескольких сроков
(траншами), но не позднее одного года со дня утверждения решения об их
выпуске.
В решении о выпуске облигаций, размещаемых траншами, указывают: количество облигаций в каждом транше или порядок его определения; сроки размещения каждого транша или порядок их определения; порядок идентификации облигаций каждого транша, а также, что их погашение и выплата процентов по ним (если решение о выпуске облигаций предусматривает выплату по ним процентов) осуществляются только денежными средствами.
В решении о выпуске ценных бумаг, размещаемых путем закрытой подписки, должен быть указан круг лиц, среди которых эмитент намерен разместить ценные бумаги в соответствии с решением об их размещении.
Решение о выпуске облигаций утверждается: у акционерного общества - советом директоров (органом, осуществляющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации функции совета директоров) этого акционерного общества, если иное не предусмотрено уставом общества; у иных юридических лиц - органом этого юридического лица, имеющим в соответствии с законами и правовыми актами Российской Федерации полномочия принимать решения о размещении облигаций, или иным его уполномоченным органом.
Подготовка проспекта эмиссии.
Основополагающим этапом размещения ценных бумаг, на котором осуществляется формирование концепции выпуска ценных бумаг (основных параметров, юридической базы и технологии), является разработка проспекта эмиссии. На последующих этапах происходит практическая реализация всех положений, изложенных в проспекте. В данном документе должны быть четко определены следующие понятия: основные характеристики выпуска облигаций; финансовые аспекты выпуска облигаций; права держателей облигаций; случаи досрочного погашения облигаций; способ, срок и порядок размещения облигаций; механизм определения цены размещения; условия и порядок оплаты облигаций; порядок хранения и учета прав на облигации; порядок погашения облигаций и выплаты процента; порядок налогообложения доходов по облигациям, финансовые аспекты выпуска облигаций.
Особое внимание необходимо уделять разработке финансовых аспектов
выпуска облигаций, которые включают в себя определение следующих основных
характеристик: объема эмиссии, номинальной стоимости, сроков обращения
облигаций, видов облигаций (дисконтные или процентные), ставки процента по
облигациям, формул для его расчета, периодичности выплаты процента.
Основная задача заключается в поиске оптимального набора инвестиционных
свойств выпуска ценных бумаг, позволяющего сочетать, с одной стороны,
интересы эмитента, а с другой – интересы потенциальных инвесторов. Все это
требует проведения серьезного анализа и расчетов, связанных с оценкой
возможных вариантов финансовых условий выпуска облигаций. При решении
данного вопроса необходимо учитывать текущую и будущую макроэкономическую
ситуацию в экономике, денежно-кредитную политику, существующие финансовые
инструменты, состояние рынка ценных бумаг. Большое значение имеют
консультации с потенциальными инвесторами.
Как показывает зарубежная практика, акционерное общество не может
самостоятельно решать весь комплекс вопросов, связанных с выпуском и
обращением своих ценных бумаг. Подготовить и правильно организовать
размещение выпуска ценных бумаг, а затем обеспечивать поддержание их
ликвидности на вторичном рынке может только профессиональный участник рынка
ценных бумаг, специализирующийся на проведении операций на фондовом рынке.
Участие профессионалов фондового рынка в первичном размещении выпусков
ценных бумаг связано с процедурой андеррайтинга.
Именно на андеррайтера возлагается решение всех организационных,
технологических, аналитических и других задач, направленных на «выпуск в
свет» корпоративных облигаций. Между эмитентом и организатором размещения
заключается соответствующее соглашение, регламентирующее взаимоотношения
(права и обязанности) двух сторон в процессе размещения ценных бумаг.
Необходимо отметить, что понятие в российских нормативных документах трактуется иначе, чем в западной практике.
Андеррайтер (в России): Лицо, принявшее на себя обязанность разместить
ценные бумаги от имени эмитента или от своего имени, но за счет и по
поручению эмитента. Андеррайтером может быть только профессиональный
участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление брокерской
деятельности.
Андеррайтер (на Западе): Инвестиционный институт (или их группа),
обслуживающий и гарантирующий эмитенту первичное размещение на рынке ценных
бумаг на согласованных условиях за вознаграждение. Андеррайтер осуществляет
покупку ценных бумаг для последующей перепродажи частным инвесторам.
Таким образом, на андеррайтера выпуска облигаций возлагается выполнение следующих функций: осуществление по поручению и от лица эмитента организации выпуска, размещения и обращения облигаций до их погашения; разработка концепции облигаций, условий выпуска, проспекта эмиссии и иных документов по выпуску, обращению и погашению облигаций; разработка и обоснование организационно-финансовых схем и механизмов выпуска и размещения облигаций; обеспечение и осуществление необходимых действий по сопровождению процедуры выпуска и размещения облигаций на первичном и вторичном рынках.
Очень важно в проспекте эмиссии ценных бумаг правильно изложить
раздел, связанный с определением цены размещения, поскольку в дальнейшем в
соответствии с действующим законодательством внесение изменений в проспект
эмиссии относительно цены размещения не допускается. Существует два
основных способа определения цены размещения: в проспекте эмиссии
непосредственно указывается цена размещения ценных бумаг; в проспекте
эмиссии изложен порядок определения цены размещения ценных бумаг. Наиболее
предпочтительным и гибким для эмитента является второй вариант.
Окончательная цена размещения облигаций определяется андеррайтером с
момента представления документов на государственную регистрацию выпуска
облигаций в ФКЦБ России путем изучения спроса на облигации и складывается
на основе предварительных индикативных предложений о приобретении
облигаций, направленных андеррайтеру. Окончательная цена размещения
утверждается уполномоченным органом эмитента и публикуется в средствах
массовой информации не позднее даты начала размещения. Облигации
размещаются по цене, одинаковой для всех покупателей, которая не изменяется
в течение всего срока размещения.
Государственная регистрация выпуска ценных бумаг и проспекта эмиссии в ФКЦБ.
В соответствии с законами РФ «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» компания может осуществлять размещение облигаций, если это предусмотрено в уставе общества, только после полной оплаты уставного капитала. При этом: номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для цели выпуска облигаций; в регистрирующий орган (ФКЦБ России) в момент регистрации выпуска облигаций предъявляются доказательства предоставления такого обеспечения; величина последнего должна соответствовать исполнению обязательств по всем облигациям эмитента в течение всего срока их обращения; выпуск облигаций без обеспечения допускается не ранее третьего года существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
На этом регламентирующее действие перечисленных законов в отношении
облигаций заканчивается и вступают в силу следующие нормативные акты:
Стандарты эмиссии ФКЦБ России № 19 от 17 сентября 1996 г. Стандарты эмиссии
ФКЦБ России № 8 от 12 февраля 1997 г. Постановление ФКЦБ России № 25 от 19
июня 1998 г. Если предприятие ранее уже осуществило выпуск облигаций, то в
соответствии со Стандартами эмиссии ФКЦБ России № 19 и с Постановлением
ФКЦБ России № 25 предприятию будет отказано в регистрации нового выпуска
облигаций, если номинальная стоимость регистрируемых облигаций и еще
непогашенных облигаций превышает размер уставного капитала или величины
обеспечения.
Если же предприятие регистрирует выпуск облигаций, размещение которых будет осуществляться отдельными траншами, то возможно превышение номинальной стоимости всего регистрируемого выпуска размера уставного капитала или величины обеспечения, но при одном условии - сумма номинальной стоимости облигаций, которые одновременно будут находиться в обращении, не должна превышать размера уставного капитала или величины обеспечения. При этом эмитент не вправе размещать облигации, если сумма номинальной стоимости непогашенных облигаций превысит размер его уставного капитала или величину обеспечения, т.е. в последнем случае ответственность по регулированию объемов размещения полностью ложится на эмитента.
Кроме того, существуют еще следующие дополнительные ограничения:
. не может быть одновременно осуществлена государственная регистрация двух и более выпусков облигаций одной серии;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8