Механизм рынка труда и условия его формирования
p> Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные — вакансии, а охватывает всю сферу наемного труда, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Из него следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлеченных в них лиц. Сюда входят проблемы оплаты, условий труда, объема и интенсивности выполняемой работы, стабилизации занятости на предприятиях, трудовой мотивации, обеспечения гибкости рынка труда, подготовки и переподготовки рабочей силы. Трактовка рынка труда как феномена, охватывающего исключительно лиц, занятых активным поиском работы, ведет к выпячиванию хотя и очень важной, но далеко не единственной проблемы в сфере трудовых отношений. Как на любом рынке, количество реализуемого товара (в данном случае — это уровень занятости) и его цена (заработная плата) определяются в результате взаимодействия спроса и предложения.

Другая позиция, отграничивающая рынок труда рамками узкого подхода к нему как к месту, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом рабочей силы[18], или институту (механизму), "сводящему вместе покупателей
(предъявляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг
"[19], также достаточна распространена. Такая трактовка позволяет выявить сущностную основу рыночных отношений в сфере занятости. Но она и существенно обедняет содержание понятия рынка труда. Недостаток этих определений, на наш взгляд, помимо субъективизации рынка как некого института организации и сведении его к механизму регулирования спроса и предложения, в сужении процесса обмена до торговли. То, что рынок труда не только торговля, подтверждает практика, в которой ощущаются трудности с подготовкой кадров, движением рабочей силы к установлению отношений найма и т.д. Следует учесть также, что отношениям найма предшествуют отношения принятия решений, которые осуществляют как наемные работники, так и работодатели. Они выражают интересы конкретных субъектов, сопровождаются мотивацией и формируют поведенческие ориентации вступающих в отношения людей и тем самым выходят за рамки соотношения “спрос(предложение”.

Не умаляя важности приведенных трактовок, мы считаем, что рынок труда, как и любой другой рынок, представляет собой определенную форму хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена.
Поскольку обмен является общественным отношением, то и рынок труда выражает определенные общественные отношения между людьми. Элементами обмена выступают различные экономические формы, изменение которых не приводит к изменениям сущностной субстанции рынка труда. Поэтому, на наш взгляд, более верно определение В. Марцинкевича: "Рынок труда — это сфера контактов продавцов и покупателей трудовых услуг"[20]. С этих позиций рынок труда, на наш взгляд, следует рассматривать как одну из форм товарного рынка, специфическую сферу отношений, выражающих определенную форму хозяйственных связей между работодателями и наемными работниками по поводу найма рабочей силы. Подобного мнения придерживаются и ряд других экономистов, определяя рынок труда как "рынок, который обеспечивает работникам работу и координирует решения в сфере занятости"[21], как "форму хозяйственных связей между покупателями и продавцами особого товара - трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками"[22]. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать, и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг. В каждый данный момент времени некоторые из нанимателей могут быть не заняты активным поиском новых работников, а большая часть продавцов труда не собирается менять работу. Однако все они находятся в системе отношений рыночной конкуренции и с этой точки зрения не отличаются от тех, кто активно стремится вступить в сделку купли-продажи либо находится в процессе заключения такой сделки. Купля-продажа рабочей силы, осуществляемая между нанимателем и наемным работником является необходимой формой превращения рабочей силы в производительный элемент личного фактора и соединения с вещественным фактором производства. Процесс купли-продажи рабочей силы регулируется, прежде всего, законом стоимости и законом спроса- предложения.

Основными характеристиками рынка труда выступают объект и субъекты отношений. Большинство ученых объектом связей на рынке труда называют
"рабочую силу, предоставляющую услуги труда"[23] или "способность к труду работников сферы материального и нематериального производства, а также сферы интеллектуальных знаний"[24]. Однако, по нашему мнению, употребление термина "рабочая сила" в качестве объекта связи на рынке труда не согласуется с законами рыночных отношений, согласно которым, в частости, процесс купли-продажи какого-либо объекта означает смену его собственника: продавец теряет право собственности на объект, получая за это деньги, а покупатель за деньги приобретает право собственности на объект; собственник обладает, по крайней мере, тремя правомочиями: правами владения, пользования и распоряжения. Согласно утверждению Маркса, Дадашева и других теоретиков, поддерживающих подобную точку зрения, работодатель на рынке приобретает способность рабочего к труду. Но ведь эта способность неотделима от человека-работника, и поэтому ее нельзя продать, не продав самого работника. А это возможно только в случае, если работник - раб. В свободном же обществе подобной продажи осуществить нельзя. Значит, если рабочая сила неотделима от человека - ее носителя, она не может стать собственностью покупателя рабочей силы. Поэтому, более верно, на наш взгляд, утверждение экономиста А. Рофе, что "на рынке труда осуществляется процесс продажи-купли труда предстоящего, о чем и договариваются продавец и покупатель"[25]. Работодатель становится собственником результатов труда, так как труд проявляется только в его результатах, работник за труд получает оплату. Став собственником результатов труда, работодатель ими не только владеет и пользуется, но и распоряжается. При продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за использование труда, то есть - за труд. Ее величина определяется конъюнктурой рынка - спросом на труд и его предложением.
Никакой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная стоимость, а точнее, добавленная цена товара или услуги образуется всеми факторами производства.
Часть ее, созданную трудом, получает работник в виде оплаты труда - заработной платы. Другие части составляют плату за пользование капиталом, землей и предпринимательство. Таким образом, при признании того, что на рынке труда продается и покупается труд работников, соблюдаются все условия нормального функционирования рыночной экономики.

В качестве субъектов отношений на рынке труда обычно называют
"покупателей и продавцов, участвующих в установлении отношений найма рабочей силы, свободно формирующие и удовлетворяющие спрос и предложение"[26]. При этом ряд ученых, считает, что к субъектам также относятся: "органы народной власти и представители государства, вырабатывающие основы правовой регламентации отношений занятости, осуществляющие организацию увязки спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях, контроль за соблюдением законов ... представители интересов тружеников и работодателей - общественные организации (профсоюзы, ассоциации или союзы)"[27]. На наш взгляд, указанные органы и организации являются лишь посредниками в отношениях между покупателями и продавцами услуг труда, которые и являются субъектами. Наниматель и наемный работник на рынке противостоят друг другу как равноправные субъекты отношений, которые, исходя из своих индивидуальных интересов, преследуя каждый свою собственную выгоду, вступают друг с другом в отношения равноправного взаимовыгодного обмена, но таким образом, что от этого выигрывают все.
Следует учесть, что партнеры рыночных отношений не только противостоят друг другу, но и взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и взаимозависимы, тем самым формируют отношения в сфере занятости. А органы власти и объединения, регулирующие эти отношения и защищающие права их субъектов, составляют элементы инфраструктуры рынка труда, которая представляет собой
"систему органов и организаций регулирования процессов на рынке труда"[28].
Данное упрощенное определение, на наш взгляд, дает понятие о звеньях системы инфраструктуры, однако не позволяет высветить сложность и многоплановость упорядочивания рынка труда. Поэтому представляется более верным определение инфраструктуры рынка труда как "совокупность разнообразных организационно-правовых форм и институтов, обеспечивающих взаимодействие наемных работников и работодателей, и проведение политики занятости"[29].

Рынок труда выполняет разнообразные функции. Большинство экономистов, и, как нам представляется, вполне правомерно, в качестве важнейшей функции выделяют регулирование уровня занятости[30] или "регулирование соотношения спроса и предложения трудовых услуг"[31]. Используя свои механизмы, рынок труда стремится к "состоянию равновесия, и этот процесс начинается немедленно в ответ на возмущения"[32]. Регулируя уровень занятости, рынок труда формирует определенный резерв рабочей силы и вакансий. Кроме этой функции экономистами указывается также распределительная функция:
"пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой общественных потребностей и развитием технического базиса", или
"формирования и изменения структуры и пропорций производства и отраслей"[33]. Экономист И. Маслова к указанным функциям добавляет такие как "инструмент согласования экономических интересов субъектов трудовых отношений, ... стимулирование труда, формирование профессионально- квалификационной структуры, воздействие на условия реализации личного трудового потенциала"[34]. Развивая мысль Масловой, представляется необходимым конкретизировать и дополнить рассуждения о функциях рынка труда:

1. регулирующая - рынок труда регулирует отношения между покупателями трудовых услуг и их продавцами. Рыночный механизм воздействует на уровень занятости, приближая его к оптимуму;

2. стимулирующая функция - рынок труда способствует развертыванию конкурентных сил: между работниками, заинтересовывая их повышать свой квалификационный и образовательный уровень, способствуя росту их активности и предприимчивости; между работодателями, стимулируя их развивать и совершенствовать производство, улучшать условия труда, повышать его оплату;

3. дифференцирующая - дифференцирует своих субъектов: те из них, которые не отвечают требованиям современного производства, оказываются в числе экономически слабых субъектов, а те, которые своевременно адекватно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способны получить эффективное перспективное развитие;

4. тонирующая функция - ограждает производство от экономически нецелесообразных форм занятости и, повышая качество предложения рабочей силы, регулирует совокупные общественные отношения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать