Другая позиция, отграничивающая рынок труда рамками узкого подхода к
нему как к месту, где совершаются сделки между нанимателем и продавцом
рабочей силы[18], или институту (механизму), "сводящему вместе покупателей
(предъявляющих спрос) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг
"[19], также достаточна распространена. Такая трактовка позволяет выявить
сущностную основу рыночных отношений в сфере занятости. Но она и
существенно обедняет содержание понятия рынка труда. Недостаток этих
определений, на наш взгляд, помимо субъективизации рынка как некого
института организации и сведении его к механизму регулирования спроса и
предложения, в сужении процесса обмена до торговли. То, что рынок труда не
только торговля, подтверждает практика, в которой ощущаются трудности с
подготовкой кадров, движением рабочей силы к установлению отношений найма и
т.д. Следует учесть также, что отношениям найма предшествуют отношения
принятия решений, которые осуществляют как наемные работники, так и
работодатели. Они выражают интересы конкретных субъектов, сопровождаются
мотивацией и формируют поведенческие ориентации вступающих в отношения
людей и тем самым выходят за рамки соотношения “спрос(предложение”.
Не умаляя важности приведенных трактовок, мы считаем, что рынок труда,
как и любой другой рынок, представляет собой определенную форму
хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена.
Поскольку обмен является общественным отношением, то и рынок труда выражает
определенные общественные отношения между людьми. Элементами обмена
выступают различные экономические формы, изменение которых не приводит к
изменениям сущностной субстанции рынка труда. Поэтому, на наш взгляд, более
верно определение В. Марцинкевича: "Рынок труда — это сфера контактов
продавцов и покупателей трудовых услуг"[20]. С этих позиций рынок труда, на
наш взгляд, следует рассматривать как одну из форм товарного рынка,
специфическую сферу отношений, выражающих определенную форму хозяйственных
связей между работодателями и наемными работниками по поводу найма рабочей
силы. Подобного мнения придерживаются и ряд других экономистов, определяя
рынок труда как "рынок, который обеспечивает работникам работу и
координирует решения в сфере занятости"[21], как "форму хозяйственных
связей между покупателями и продавцами особого товара - трудовых услуг,
предоставляемых наемными работниками"[22]. На нем противостоят друг другу
те, кто желает работать, и те, кто нанимает работников для производства
товаров и услуг. В каждый данный момент времени некоторые из нанимателей
могут быть не заняты активным поиском новых работников, а большая часть
продавцов труда не собирается менять работу. Однако все они находятся в
системе отношений рыночной конкуренции и с этой точки зрения не отличаются
от тех, кто активно стремится вступить в сделку купли-продажи либо
находится в процессе заключения такой сделки. Купля-продажа рабочей силы,
осуществляемая между нанимателем и наемным работником является необходимой
формой превращения рабочей силы в производительный элемент личного фактора
и соединения с вещественным фактором производства. Процесс купли-продажи
рабочей силы регулируется, прежде всего, законом стоимости и законом спроса-
предложения.
Основными характеристиками рынка труда выступают объект и субъекты
отношений. Большинство ученых объектом связей на рынке труда называют
"рабочую силу, предоставляющую услуги труда"[23] или "способность к труду
работников сферы материального и нематериального производства, а также
сферы интеллектуальных знаний"[24]. Однако, по нашему мнению, употребление
термина "рабочая сила" в качестве объекта связи на рынке труда не
согласуется с законами рыночных отношений, согласно которым, в частости,
процесс купли-продажи какого-либо объекта означает смену его собственника:
продавец теряет право собственности на объект, получая за это деньги, а
покупатель за деньги приобретает право собственности на объект; собственник
обладает, по крайней мере, тремя правомочиями: правами владения,
пользования и распоряжения. Согласно утверждению Маркса, Дадашева и других
теоретиков, поддерживающих подобную точку зрения, работодатель на рынке
приобретает способность рабочего к труду. Но ведь эта способность
неотделима от человека-работника, и поэтому ее нельзя продать, не продав
самого работника. А это возможно только в случае, если работник - раб. В
свободном же обществе подобной продажи осуществить нельзя. Значит, если
рабочая сила неотделима от человека - ее носителя, она не может стать
собственностью покупателя рабочей силы. Поэтому, более верно, на наш
взгляд, утверждение экономиста А. Рофе, что "на рынке труда осуществляется
процесс продажи-купли труда предстоящего, о чем и договариваются продавец и
покупатель"[25]. Работодатель становится собственником результатов труда,
так как труд проявляется только в его результатах, работник за труд
получает оплату. Став собственником результатов труда, работодатель ими не
только владеет и пользуется, но и распоряжается. При продаже труда на
конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата
есть плата за использование труда, то есть - за труд. Ее величина
определяется конъюнктурой рынка - спросом на труд и его предложением.
Никакой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная стоимость, а точнее,
добавленная цена товара или услуги образуется всеми факторами производства.
Часть ее, созданную трудом, получает работник в виде оплаты труда -
заработной платы. Другие части составляют плату за пользование капиталом,
землей и предпринимательство. Таким образом, при признании того, что на
рынке труда продается и покупается труд работников, соблюдаются все условия
нормального функционирования рыночной экономики.
В качестве субъектов отношений на рынке труда обычно называют
"покупателей и продавцов, участвующих в установлении отношений найма
рабочей силы, свободно формирующие и удовлетворяющие спрос и
предложение"[26]. При этом ряд ученых, считает, что к субъектам также
относятся: "органы народной власти и представители государства,
вырабатывающие основы правовой регламентации отношений занятости,
осуществляющие организацию увязки спроса и предложения рабочей силы на всех
уровнях, контроль за соблюдением законов ... представители интересов
тружеников и работодателей - общественные организации (профсоюзы,
ассоциации или союзы)"[27]. На наш взгляд, указанные органы и организации
являются лишь посредниками в отношениях между покупателями и продавцами
услуг труда, которые и являются субъектами. Наниматель и наемный работник
на рынке противостоят друг другу как равноправные субъекты отношений,
которые, исходя из своих индивидуальных интересов, преследуя каждый свою
собственную выгоду, вступают друг с другом в отношения равноправного
взаимовыгодного обмена, но таким образом, что от этого выигрывают все.
Следует учесть, что партнеры рыночных отношений не только противостоят друг
другу, но и взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга и взаимозависимы,
тем самым формируют отношения в сфере занятости. А органы власти и
объединения, регулирующие эти отношения и защищающие права их субъектов,
составляют элементы инфраструктуры рынка труда, которая представляет собой
"систему органов и организаций регулирования процессов на рынке труда"[28].
Данное упрощенное определение, на наш взгляд, дает понятие о звеньях
системы инфраструктуры, однако не позволяет высветить сложность и
многоплановость упорядочивания рынка труда. Поэтому представляется более
верным определение инфраструктуры рынка труда как "совокупность
разнообразных организационно-правовых форм и институтов, обеспечивающих
взаимодействие наемных работников и работодателей, и проведение политики
занятости"[29].
Рынок труда выполняет разнообразные функции. Большинство экономистов,
и, как нам представляется, вполне правомерно, в качестве важнейшей функции
выделяют регулирование уровня занятости[30] или "регулирование соотношения
спроса и предложения трудовых услуг"[31]. Используя свои механизмы, рынок
труда стремится к "состоянию равновесия, и этот процесс начинается
немедленно в ответ на возмущения"[32]. Регулируя уровень занятости, рынок
труда формирует определенный резерв рабочей силы и вакансий. Кроме этой
функции экономистами указывается также распределительная функция:
"пропорциональность распределения рабочей силы в соответствии со структурой
общественных потребностей и развитием технического базиса", или
"формирования и изменения структуры и пропорций производства и
отраслей"[33]. Экономист И. Маслова к указанным функциям добавляет такие
как "инструмент согласования экономических интересов субъектов трудовых
отношений, ... стимулирование труда, формирование профессионально-
квалификационной структуры, воздействие на условия реализации личного
трудового потенциала"[34]. Развивая мысль Масловой, представляется
необходимым конкретизировать и дополнить рассуждения о функциях рынка
труда:
1. регулирующая - рынок труда регулирует отношения между покупателями трудовых услуг и их продавцами. Рыночный механизм воздействует на уровень занятости, приближая его к оптимуму;
2. стимулирующая функция - рынок труда способствует развертыванию конкурентных сил: между работниками, заинтересовывая их повышать свой квалификационный и образовательный уровень, способствуя росту их активности и предприимчивости; между работодателями, стимулируя их развивать и совершенствовать производство, улучшать условия труда, повышать его оплату;
3. дифференцирующая - дифференцирует своих субъектов: те из них, которые не отвечают требованиям современного производства, оказываются в числе экономически слабых субъектов, а те, которые своевременно адекватно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способны получить эффективное перспективное развитие;
4. тонирующая функция - ограждает производство от экономически нецелесообразных форм занятости и, повышая качество предложения рабочей силы, регулирует совокупные общественные отношения.