Механизм рынка труда и условия его формирования
p> Конкретизация функций и вычленение основных характеристик рынка труда выявляет, насколько сложна и многопланова задача его упорядочения, регулирования протекающих на нем процессов, отслеживания механизмов его функционирования. Следовательно, на наш взгляд, доминирующей чертой в анализе рынка труда должна выступать его сущность как функциональной подсистемы рыночной экономики в целом, а затем характеризовать его отличительные особенности по сравнению с другими видами рынков. Из сделанного теоретического анализа следует, что рынок труда, как и любой другой рынок, является сферой применения микроэкономических методов, тесно сопряженных с анализом спроса и предложения. Такой подход позволяет использовать методологию общей теории рынков применительно к сфере занятости и осуществлять оценку процесса становления рыночных реформ в стране. Вместе с этим создаются методологические предпосылки для исследования специфических особенностей данных рыночных отношений.

Рынок как способ экономической связи между людьми посредством обмена деятельностью и результатами своего труда имеет объективную природу, обусловленную уровнем развития общества, и будет сохраняться до тех пор, пока существует общественная форма отношений по поводу воспроизводства экономической структуры человеческого общества. В целом в структуре современной экономической мысли можно выделить три основных направления: кейнсианское, неоконсервативное и институционально-социологическое, - в каждом из которых имеется множество школ и течений, часто существенно различающихся по исходным принципам, методам и целям. В множественности конкурирующих концепций экономикс (монетаризм, экономика предложения, теория рационального ожидания, неоклассический синтез, рациональный экономикс и др.) отражается эволюционность экономической науки в процессе познания закономерностей рынка и рыночного механизма, элементами которого являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

В рыночной экономике законом пропорционального развития народного хозяйства выступает закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения. Этот закон стал действовать в полной мере в условиях классического капитализма, когда господствовала классическая конкуренция. А. Смит первый выдвинул ряд положений, обеспечивающих эффективное функционирование рынка[35].

Первое положение о невмешательстве государства в регулировании рыночной экономики. Второе положение - о "невидимой руке", которая как бы
"подталкивает" всех частных производителей товаров и услуг к действиям на благо общества. По словам А.Смита, заботившийся о собственной выгоде предприниматель "невидимой рукой" направляется к цели, которая вовсе не входила в его планы. "Невидимой рукой" является, разумеется, рынок. Каждый товаропроизводитель стремится удовлетворить какой-то конкретный платежеспособный спрос, тем самым материально заинтересовывается в общем деле совокупных потребностей общества. Третье положение - о механизме рыночного саморегулирования. Этот механизм включает в себя прямые и обратные связи между товаропроизводителем (предложением товаров) и рыночным спросом. Прямая связь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей
(спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запроса. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производителем
(предложением) и спросом может часто давать "сбои", не достигая прямо поставленной цели. Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения.
Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей: они переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.

Неоклассики предприняли попытку исправить ошибки и развить классическую теорию. По их мнению идея естественных процессов и естественного рыночного порядка предполагает наличие таких механизмов, которые приводят экономическую систему к равновесию. "Рыночный механизм - это способ существования самоорганизующейся, самокорректирующейся, самообучающейся системы, находящейся в процессе постоянного развития"[36].
Главным активным элементом является предприниматель, который путем анализа ценовой информации стремится обнаружить новые возможности получения дохода, не замеченные другими людьми. Таким образом, рынок в представлении неоклассиков является специфическим проявлением спонтанного порядка, в котором ценовой механизм выполняет функции распространения информации и коммуникации (экономической связи) и который не подчинен никакой единой цели и развивается естественным путем. "Цены на товары, возникающие в результате сделок между покупателями и продавцами - иными словами, цены, образующиеся в результате действия законов свободного рынка - могут координировать свою собственную выгоду, причем координировать таким образом, что каждый из участников сделки выиграет. В результате действий многих людей, каждый из которых заботится лишь о собственной выгоде, стихийно и незапланировано возникает упорядоченная экономическая структура"[37].

По мнению неоклассиков, механизм цен представляет собой "нервную систему", через которую распределяется информация об имеющихся возможностях и предпочтениях в обществе и посредством которой осуществляется коммуникация, контакты между людьми, стремящихся достичь свои индивидуальные цели. Рыночные цены, складывающиеся естественным путем, представляют собой не справедливое вознаграждение за усилия или намерения, а служат свидетельством определенной значимости товара с точки зрения различных оценивающих его людей. Такого рода рыночные оценки выражают меру согласованности множества индивидуальных целей и являются потому оптимальными в рамках существующего спонтанного порядка[38].

Экономисты монитаристской школы поддержали и развили рассуждения неоклассиков относительно механизма цен: "Система цен представляет собой механизм, который выполняет эту задачу без управления из центра, без того, чтобы приказывать людям..."[39]. М. Фридмен указал на три функции системы цен, влияющие на сбалансированность народного хозяйства[40]. Информационная функция сигнализирует производителям, как изменяется соотношение спроса и предложения на тот или иной товар или определенные виды производственных ресурсов. Стимулирующая функция — цены побуждают применять такие хозяйственные факторы, которые помогают достичь максимальной прибыли, а это позволяет более рационально приспособить структуру производства к составу общественных потребностей. Распределительная функция связана с тем, что цены отражают уровень доходов продавцов и покупателей. При рыночном равновесии цены обеспечивают сбалансированность спроса и предложения отдельных товаров, а также всех доходов и суммы цен произведенных продуктов. М. Фридмен и другие неоконсерваторы не видят удовлетворительной альтернативы нормальному рыночному механизму. Именно он, на их взгляд, обеспечивает эффективное регулирование макроэкономики. Основным двигателем, стимулирующим высокую адаптивность и жизнеспособность рыночной системы, является "свободная конкуренция с механизмом цен, естественно регулируемых спросом и предложением"[41]. В обществе свободного частного предпринимательства каждый товаропроизводитель, преследуя свои индивидуальные цели, как бы направляя, по образному выражению А.Смита
"невидимой рукой", в результате чего соблюдается интересы всех товаропроизводителей.

Эволюция взглядов на рынок труда развивалась в рамках развития рыночной системы и являлась одним из главных разделов в любой экономической теории. Как и любой рынок, рынок труда представляет собой определенную форму хозяйственных связей между производителями и потребителями в сфере обмена. Однако, как было указано выше, рынок труда - это особый рынок, отличающийся от других форм рынков специфичностью предлагаемого товара
"труд".

Труд представляет собой уникальный товар, обладающий многими характеристиками, выделяющими его из мира обычных товаров и услуг, отличающими его от материальных факторов производства. В силу этого рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток на его функционирование и на методологию анализа отношений, складывающихся на данном рынке. На особенности рынка труда, в отличие от других товарных рынков указывал еще А. Маршал, отмечая следующее[42]:

1. Человеческий фактор производства не покупается и не продается.

Рабочий продает свой труд, но он остается собственником самого себя.

2. Когда человек продает свои услуги, ему приходится представить себе, где именно ему приходится работать.

3. Рабочая сила отличается "нехранимостью", продавец труда стремится, как можно быстрее продать свой труд, т.к. вынужденная бездеятельность грозит потерей квалификации, средств к существованию и т.п.

4. Особая черта - длительность времени, необходимого на подготовку работника к труду, на его образование, с одной стороны, и в медленной отдаче результатов такого обучения, с другой стороны.

А. Маршаллу удалось довольно четко выделить основные черты, определяющие рынок труда как специфичный. Российский экономист В.
Марцинкевич, отмечая перечисленные выше особенности, добавляет также такие, как[43]:

- большая продолжительность контакта продавца и покупателя. На типичном товарном рынке контакт между агентами сделки обычно краток и носит сугубо деловой обезличенный характер. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между ее агентами, при этом большую роль играет личность человека. В отличие от других факторов производства он может сам контролировать качество своей работы, трудиться с разной отдачей, демонстрировать большую или меньшую лояльность в отношении нанявшей его фирмы;

- важная роль широкого круга неденежных аспектов сделки. Среди таковых следуют выделить прежде всего: а) содержание и условия труда, б) гарантии сохранения рабочего места, в) перспективы продвижения по службе и профессионального роста, г) микроклимат в коллективе и др.;

- высокая степень индивидуализации сделок. Сделки, заключаемые между продавцами и покупателями трудовых услуг, отличаются огромным разнообразием. Каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования;

- еще одной чертой, отличающей рынок труда от других товарно-ресурсных рынков, является то, что он выступает как сложное социальное явление. С ним связаны включение людей в процесс производства, получение доходов и удовлетворение потребностей, сдвиги в экономике, социальных отношениях, которые сказываются на положении работников, их месте в социальной структуре общества, влияют на воспроизводственные процессы рабочей силы, на развитии личности и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать