Механизм рынка труда и условия его формирования
p> Уникальные особенности фактора труда долгое время служили препятствием для применения стандартного рыночного инструментария к анализу отношений, складывающихся на данном рынке. Еще два десятилетия назад в фокусе исследования находились в первую очередь многообразные институциональные структуры рынка труда: взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в процессе заключения коллективного договора, различные аспекты трудового законодательства и государственной политики в сфере труда и занятости.
Подобный подход был скорее описательным, чем аналитическим. Постепенная интеграция экономики труда в общую экономическую теорию началась в 70-е годы. С тех пор разработаны микроэкономические модели, описывающие формирование предложения труда и спроса на него, механизм взаимодействия продавцов и покупателей трудовых услуг, с помощью которого происходит распределение людей по рабочим местам с определенным уровнем заработной платы. На сегодняшний день разработки неоклассической школы дают наиболее полную, законченную и логически стройную теорию функционирования рынка труда. Однако именно при обращении к данному рынку несовершенство инструментария неоклассической школы оказалось особенно очевидным. В применении к нему стандартные концепции спроса и предложения потребовали существенных дополнений, связанных с уникальностью фактора труда.

В целом экономисты различных течений экономической мысли под спросом на труд понимают потребность работодателей в различных секторах экономики в заполнении вакантных рабочих мест. Однако оценки категорий, составляющих спрос, различны.

Так, ряд экономистов считает, что "спрос на труд предъявляют владельцы рабочих мест, и он складывается из числа вакансий и количества работников, не удовлетворяющих работодателя, которым он ищет замену"[44], или спрос на труд представляют "работодатели, принимающие решения о найме рабочей силы"[45]. Делая подобные выводы, ученые, стоящие на подобной точке зрения, основываются на утверждении, что поскольку наем рабочей силы состоялся, то взаимоотношения предпринимателя и работника развиваются уже вне рынка труда, в сфере использования рабочей силы, в сфере труда. Следовательно, работодатели уже удовлетворившие свои потребности в рабочей силе, автоматически выходят из сферы обращения и рынка труда.

Однако большинство экономистов придерживаются иного мнения, а именно:
"спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателя в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг в соответствии с совокупным экономическим спросом"[46]; "спрос на труд характеризуется суммарной численностью занятых и вакансий рабочих мест"[47]; спрос составляют все "те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг"[48]. Данная точка зрения представляется справедливой, поскольку рынок труда - это не просто место купли-продажи трудовых услуг, он охватывает всю сферу трудовых отношений и вовлеченных в него лиц. Спрос регулирует не только количество вакансий, но и объем и интенсивность выполняемой работы, трудовую мотивацию, необходимость в подготовке и переподготовке рабочей силы нужной квалификации.

Как справедливо заметила Л. Киян[49], через предъявляемый на рынке труда спрос работодатели могут удовлетворить свои потребности в работниках на имеющиеся незанятые рабочие места, вновь вводимые, а также те, которые освобождаются вследствие выбытия работников по разным причинам
(естественной убыли, выхода на пенсию, текучести кадров и т.п.). Причем потребность в работниках не равнозначна количеству предлагаемых ими рабочих мест, так как необходимо учитывать и возможность многосменной работы, а также варианты неполной занятости, дающие возможность нескольким желающим трудиться на одном рабочем месте неполное рабочее время. Спрос определяется исходя из общественных условий производства и детерминирован интересами и мотивациями работодателей. Он формируется как отношение совокупной потребности экономики в рабочей силе и выражает конкретную потребность работодателей в определенный момент времени в привлечении дополнительной рабочей силы. В зависимости от времени занятости можно выделить следующие категории спроса на рынке труда:

5. спрос на постоянных работников с полной занятостью;

6. спрос на постоянных работников с неполной занятостью;

7. спрос на временных работников с неполной или полной занятостью;

8. спрос на работников с кратковременной занятостью (до 1 месяца).

Спрос также выражается в форме самозанятости отдельной части населения.

Спрос на труд подвержен постоянным изменениям под действием различных факторов и условий, которые являются одним из корневых вопросов в споре между различными экономическими теориями. Согласно классическим законам рынка, спрос на рабочую силу зависит от уровня заработной платы наемного работника: с ростом последней спрос на трудовые услуги имеет тенденцию к падению, и наоборот. Так согласно А. Пигу, "если нарушается "справедливый предел" заработной платы, увязываемый с созданием чистого продукта, создаваемого трудом (иначе говоря, если заработная плата повышается), то уменьшается вознаграждение других факторов производства, и для восстановления справедливости капиталист вынужден сократить предложение товаров (сократив заодно и часть рабочих), чтобы вызвать впоследствии повышение спроса"[50]. Воздействие этого фактора отмечают и другие экономисты: "если в силу каких-либо причин произошел рост заработной платы, то следствием этого будет рост издержек производства, рост цены продукции и падение спроса на нее, и, следовательно, сокращение спроса на труд"[51].
Эренберг, Смит, отмечая вышеуказанный фактор, отмечают также и другие:

9. изменение заработной платы (чем выше заработная плата, тем ниже спрос на труд);

10. изменения в спросе на продукт отрасли (чем выше спрос на совокупный продукт, тем выше спрос на рабочую силу);

11. изменение цены капитала ("если цена капитала падает, то и издержки производства падают. Сокращение издержек стимулирует рост производительности, следовательно, расширяется спрос"[52]).

Кейнсианцы основными факторами, обеспечивающими рост спроса на рабочую силу, называют рост совокупного спроса на товары и услуги[53] и дополнительную эмиссию денег (что следует из кривой Филлипса), при этом одним из главных факторов отмечаются инвестиции в производство: "без текущих инвестиций спрос на труд расти не будет[54]. Их поддерживают и некоторые российские экономисты, указывающие, что "спрос на труд со стороны отдельной фирмы прежде всего зависит от спроса на продукцию, производимую с помощью данного вида труда, ибо спрос на труд как и на любой иной ресурс, является производным"[55].

В противовес им неоклассики выдвигали свои утверждения, в частности, что спрос на труд зависит от совокупного предложения, и роста заработной платы. При этом они отвергали фактор влияния роста денежной массы на спрос на трудовые услуги, рассуждая следующим образом: при увеличении денежной массы совокупный спрос увеличится, следовательно, увеличится уровень цен, следовательно реальная заработная плата останется на прежнем уровне, отсюда уровень занятости и спрос на труд не изменятся[56].

Существует мнение, что "важным фактором, определяющим спрос на труд, выступает предложение других производственных ресурсов"[57], а также изменение издержек на эксплуатацию оборудования. Как справедливо отметил
А.Маршалл, "эти два фактора производства: труд и вещественный капитал находятся в постоянном противоречии"[58]. С одной стороны, они часто конкурируют за занятость: тот, чья производительность относительно издержек на него выше, стремится вытеснить другой и, тем самым, ограничивает цену спроса на него. Поэтому существует точка зрения, что если издержки на оплату труда растут быстрее, чем по эксплуатации оборудования, законы рынка диктуют работодателям уменьшить спрос на рабочую силу, так как становится выгоднее сократить использование труда наемных работников: "внедрение трудосберегающей технологии производства приводит к сокращению спроса на труд при каждом данном уровне заработной платы"[59].

Однако, с другой стороны, они, как справедливо отметил А.Маршалл,
"формируют сферу занятости друг для друга, т.к. для любого из них не существует сферы занятости, кроме той, которую создают другие: национальный дивиденд, который является общим продуктом всех их и который растет вместе с предложением каждого из них, является также источником спроса на любой из них"[60]. Согласно утверждению А.Пигу "при подробном рассмотрении выясняется, что товары, произведенные с помощью машин с меньшими издержками и реализуемые, как правило, по более низким ценам, нередко находят такое количество новых покупателей, которое соответствует обеспечению работой гораздо большего числа рабочих, чем их было занято до использования этих машин в связи с неизбежным увеличением производства"[61]. Поэтому, на наш взгляд, снижение издержек на эксплуатацию оборудования и автоматизация труда не однозначно влияет на снижение спроса на труд, т.к. рост сложности технологии и применяемой в корпорации техники обуславливают необходимость в спросе на более квалифицированные кадры с соответственно более высокой заработной платой.

Российские экономисты, рассуждая с точки зрения практической оценки влияющих на рынок труда факторов, выделяют следующие: "эффективность, производительность труда, фондоемкость, фондовооруженность и цена рабочего места, а также обеспеченность экономическими ресурсами, общую экономическую динамику, ситуацию в кредитно-финансовой, инвестиционных сферах"[62];
"развитие системы рынка труда в целом происходит под влиянием большого числа факторов и условий окружающей рынок среды, в том числе демографические, социально-экономические, научно-технические, политико- правовые, социально-психологические и др."[63]. Считая правомерным выделение данных факторов, хотелось бы также отметить действие природно- экономических факторов. Чем они благоприятнее в стране или в регионе, тем при прочих равных условиях выше спрос на рабочую силу.

Приступая к рассмотрению предложения трудовых услуг, необходимо отметить, что оценка данной категории также не однозначна. Согласно утверждениям ряда ученых, под предложением рабочей силы понимается
"потребность высвобождающихся и временно незанятых работников, а также работников, желающих изменить свою профессию, реализовать свои способности в производительном и творческом труде, приносящем материальный доход"[64], при этом "продавшие свою рабочую силу и оказавшиеся в сфере собственно труда покидают сферу обращения"[65], и их труд "функционирует в производстве, а не на рынке труда"[66]. При этом выделяются три группы трудоспособного населения, которые создают предложение на рынке труда:

12. высвобождаемое (прежде занятое);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать