Монополистическая конкуренция

2. Метод сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MС)


1. Метод сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TC).

Валовой доход представляет собой произведение цены единицы товара и количество единиц товара: TR=P·Q .

Валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек: TC=Q·AC

Графически динамика валового дохода отражена на рис. 2.3. кривая имеет «холмообразный вид» вид. На этом же графике изображена и кривая валовых издержек (TC). Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и TC максимальна. На рисунке максимальное расстояние будет соответствовать расстоянию между точками А и В.

2. Метод сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (MС)

Предельные издержки равны разности между валовыми издержками n единиц товара и валовыми издержками  n-1 единиц товара: MC=TCn – TCn-1.

Предельный доход равен произведению количества товара на его цену: MR=TRn-TRn-1

Предельный доход  - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е. MR=P. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены. MR<P. Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу товара, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш, но одновременно приносит ему и определенные потери. Производитель тем самым снизил и цену каждой из предыдущих единиц продукции. Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену. Убыток вычитается из цены, и получается предельный доход.

         Взаимосвязь рисунков 2.3 и 2.4 заключается в следующем: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становиться отрицательной величиной. В случае линейной кривой спроса D график MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величиной спроса при нулевой цене.

Еще раз вернемся к понятию совершенной конкуренции и равновесию фирмы в этих условиях. Как известно, равновесие наступает тогда, когда МС=Р, а цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с предельным доходом, следовательно, можно записать: МС=МR=Р. Достижение фирмой полного равновесия требует выполнения двух условий:

1. Предельный доход должен равняться предельным издержкам

2. Цена должна равняться средним издержкам, а это значит:

         МС=МR=Р=АС

         Поведение на рынке фирмы – монополиста будет точно также определяться динамикой предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Потому, что каждая дополнительная единица продукции добавляет некую величину к валовому доходу и одновременно – к валовым издержкам.

Это некие величины – предельный доход и предельные издержки. Фирма должна все время сопоставлять эти две величины. Пока разность между MR и МС положительна, фирма расширяет свое производство. Когда же MR=Мс, наступает «покой», равновесие фирмы. Но эти при совершенной  конкуренции. А какая она для монополиста?

Прибыль – это разница между валовым доходом и валовыми издержками. Предельный доход и предельные издержки определяют наклон кривых валового дохода и валовых издержек в любой их точке. Проведем касательные к точкам А и В. Их одинаковый наклон означает, что MR=MC. именно в этом случае прибыль монополии будет максимальна.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или MC=MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции достигается равенство MC=MR=P=AC. при несовершенной конкуренции: (MC=MR)<AC<P

Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте ценовой эластичности, больше единицы (Edp > 1), предельный доход положителен. На эластичном участке кривой спроса снижение цены обеспечивает монополисту увеличение валового дохода. А при Edp < 1, предельный доход отрицательный.

Итак, максимум прибыли можно определить, сравнивая TR и TC при различных объемах выпуска продукции; тот же результат получиться, если сравнивать MR и MC. Другими словами, максимум различия между TR и TC  (максимум прибыли) будет наблюдаться при равенстве MR и MC. Оба метода определения максимума прибыли равноценны и дают одинаковый результат.

          На рисунке 2.5 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой E (точкой пересечения MC и MR), от которой проводиться вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установиться на уровне Е1. Затененный прямо-угольник показывает величину прибыли монополии.

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены. Производство увеличивается вплоть до момента равенства MC и MR. Монополист руководствуется тем же правилом – он сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решение о расширении, приостановке или сокращении производства, т.е. сравнивает свои MC и MR. И он расширяет производство вплоть до момента равенства MC и MR. Но объем производства при этом будет меньшим, чем он был при совершенной конкуренции, т.е. Q1 < Q2. При совершенной конкуренции именно в точке Е2, происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня продажной цены (Р). Если бы цена (Р2) установилась на уровне точки  Е2, то не было бы монопольной прибыли. Другими словами, монопольная прибыль превышает нормальный уровень прибыли в условиях совершенной конкуренции.

         Установление фирмой цены на уровне точки Е2, было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке MC=АС=Р, но при этом MC > MR. Рационально действующая фирма отнюдь не сочтет нормальным такое предложение, когда расширение производства во имя 2общественных интересов» будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

         Общество заинтересовано в большем объеме производства и меньших издержках на единицу продукции. При увеличении выпуска с Q1 до Q2   средние издержки уменьшились бы, но тогда для сбыта дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (а это связано с ростом издержек сбыта). Этот путь не подходит несовершенному конкуренту: он не желает «испортить» свой рынок понижением цен. Для максимизации прибыли фирма создает определенный дефицит, который и обуславливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем его объемом, который был бы в условиях совершенной конкуренции. Это ясно из графика: на рис 2.5 видно, что Q1 < Q2 .

         Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью в условиях совершенной конкуренции. Монопольная прибыль проявляется как нарушение совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

         На насколько устойчиво это превышения над нормальной прибылью? Очевидно, многое будет зависеть от возможности притока в отрасль новых фирм. При совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая издержек АС будет лишь касаться кривой спроса.

         Для измерения степени монопольной власти используется индекс Лернера L = (P – MC)/P , 0 < L < 1

Чем больше разрыв между P и MC, тем больше степень монопольной власти.

При совершенной конкуренции, когда Р=МС индекс Лернера будет равен нулю.

Совершенная конкуренция предполагает свободный перелив всех факторов производства из отрасли в отрасль. Поэтому отчетливо проявляется тенденция к нулевой прибыли. Если же возникают препятствия для свободного перелива ресурсов, возникает свободная прибыль.1

 

1 Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров, с.131

 

§ 2.2.2 Характеристика олигополистического рынка


Олигополия представляет собой тип рыночной структуры, для которой характерно стратегической взаимодействие немногих фирм, конкурирующих за объем продаж. В качестве определяющих особенностей олигополистического рынка признаков следует указать такие, как: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.

         Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая монополия), так и дифференцированным (дифференцированная олигополия) продуктом. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у них значительной рыночной власти и убывающей кривой спроса на продукцию каждой отдельной фирмы. Однако их особенность состоит не только в том, сто в условиях олигополистического взаимодействия (реагирования на действия друг друга) фирмы сталкиваются не столько с реакцией потребителя, но и с реакцией своих конкурентов. Поэтому  при олигополии фирма ограничена в принятии решений не только наклонной кривой спроса, но и действиями конкурентов.

         В условиях олигополии конкурентное взаимодействие фирм затрагивает все сферы конкуренции – цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукции, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги. В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии. Поэтому для олигополистических рынков единой точки равновесия, к которой стремятся фирмы, нет.

         Поскольку общей модели олигополии не существует, фирмы одной отрасли могут взаимодействовать и как монополисты, и как конкурентные фирмы. Все зависит от характера взаимодействия фирм. Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель. Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, т.е. проводят независимую, направленную на улучшение положения фирмы стратегию, цены и стратегия будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого проявления являются «ценовые войны».1

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать