§2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции
Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия (рассмотренные выше), модели, которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 2.6)
Рисунок 2.6 Положение монополистической конкуренции
Экономисты стали рассматривать несовершенные формы конкурентного рынка сравнительно недавно, лишь с 30-х г. ХХ в. 2
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – это тип рынка несовершенной конкуренции. В отличие от олигополии этот тип рынка характеризуется множественностью конкурентов. Но все же их несколько меньше, чем в модели совершенной конкуренции. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.
1 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Под ред. А.В. Сидоровича; с.200
2 Курс по экономической теории, Москва, ИНФРА-М, 1997г. с. 208
В чем же сущность монополистической конкуренции? Очевидно, что наличие большого числа конкурентов в отрасли не дает возможности использования эффекта масштаба, на котором основана олигополия, а также взаимозависимого поведения фирм в отрасли. Это ослабляет барьеры вступления в отрасль и усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но пусть и слабая, но власть существует.
В данной модели монополизм весьма ограничен большим количеством конкурентов, основан на дифференциации продукта. Дифференцированные продукты – это неоднородные продукты, т.е. одинаковые по сути, но несколько отличающиеся по внешнему виду (вкусу, цвету, форме, упаковке), по консистенции, качеству и т.д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т.д. Принцип технологии и производства один и тот же. Но существуют некоторые нюансы в технологии, создающие отличительные особенности продукта. К тому же один и тот же товар может дифференцироваться по качеству послепродажного обслуживания или обстановке, в которой он продается. Некоторым потребителям, например, в уютном кафе – баре, оформленном под кают – компанию, те же самые напитки кажутся вкуснее, чем просто купленные в магазине. И потребитель согласиться заплатить дороже за сочетание приятного с полезным. Таким образом, посредством дифференциации продукта монополистический конкурент уменьшает эластичность спроса по цене. Повышая цену, монополистический конкурент не лишается все потребителей, как это было бы при совершенной конкуренции. Рынок несколько сузится, но останутся те, кто устойчиво предпочитают продукцию только данного производителя.
Таким образом, основными чертами рынка монополистической конкуренции являются:
· Товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Дифференциация продуктов возникает из-за различия в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потребитель платит не только за качество, но и за торговую марку.
· На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком маленькую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля должна быть более 1%. В типичном случае – от 1% до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преимуществ перед другими.
· Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других.
· На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Свободно могут прийти новые фирмы, однако уже существующие фирмы имеют преимущество и вновь приходящие будут испытывать трудности, так как завоевать репутацию новой торговой марке или новым услугам нелегко.1
§2.2.3.2 Анализ кривой спроса
Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновидность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но поскольку продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, то спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены на его продукцию, но и от цен на продукцию других конкурентов.
На рисунке 2.7 линия AB является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломанная CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.
1 Учебник по основам экономической теории. М. 1995
Рисунок 2.7 Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции.
Производитель чувствует себя монополистом лишь на отрезке Q2Q3. Если он решит снизить объем до Q1, с тем, чтобы цена была P`1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне P1. Соответственно при установлении низкой цены P4 производитель рассчитывает производить Q`4, однако его конкуренты тоже снизили цену и ему приходится увеличить объем до Q4. 1
§2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Благодаря наличию некоторой власти над ценой (либо невысокой эластичности по цене) кривая спроса (или линия цены) монополистического конкурента имеет отрицательный наклон, как у монополии. Соответственно, отрицательный наклон имеет и линия предельного дохода (MR). Если кривая спроса пересекается с осью абсцисс в точке Q, то линия предельного дохода пересекает ось абсцисс в точке ½ Q. Средние и предельные издержки (AC и MC) монополистического конкурента измеряются в зависимости от объема выпуска по тем же правилам, что в условиях обычной монополии
1 Учебник по основам экономической теории. М. 1995 [3]
Из рисунка видно, что графическое изображение монополистического конкурента аналогично положению фирмы – монополиста. Ведь, внедряясь на рынок с новой разновидностью продукта, производитель занимает на нем определенную нишу. В пределах дифференциации (т.е. отличий, самобытности) своего продукта он монополист, но в рамках всей отрасли – конкурент. Именно высокая конкурентность рынка данной модели и довольно узкие
возможности монополистического поведения ограничивают получение фирмой сверхприбыли краткосрочным периодом. Поэтому для монополистического конкурента с дифференциацией продукта более характерным является отсутствие сверхприбыли в долгосрочном периоде (рис. 2.8).
Из рисунка видно, что в долгосрочном периоде монополистический конкурент получает только нормальную прибыль, компенсируя из продажной цены только свои средние издержки.
Почему же получение сверхприбыли не характерно для монополистического конкурента? Дело в том, что власть над ценой монополистических конкурентов, как было упомянуто выше, весьма ограничена. Прежде всего тем, что они производят в сущности, один и тот же товар: наличие дифференциации, т.е. отличительных особенностей, не меняет основного содержания продукта. Например, прохладительные напитки так и останутся прохладительными напитками, независимо от вкуса и цвета, или от того, кто за прилавком: интеллигентная красавица или самодовольная «дутыш».
С другой стороны, данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию. Снижение цены в краткосрочном периоде могло бы помочь расширить этот рынок за счет конкурентов и получить сверхприбыль. Однако не следует забывать, что эластичность спроса по цене у монополистического конкурента невысока, и получить
сверхприбыль от расширения объема продаж затруднительно.
Кроме того, возможности получения сверхприбыли могут быть завязаны с сокращением предельных издержек, а это, в свою очередь, зависит от усовершенствования новых технологий. Финансирование научных разработок и их внедрение – дорогой, долгий и рискованный путь. Поэтому фирмы в конкурентной борьбе перемещаются из области ценового соперничества в область неценовой конкуренции. Реклама и послепродажное обслуживание и т.п. – это все инструменты неценовой конкуренции, увеличивающие расходы по сбыту, но сокращающие путь к потребителю. При монополистической конкуренции реклама выполняет следующие функции: формирует и расширяет спрос, а также снижает ценовую эластичность спроса, помогая фирме усилить власть над ценой. Под влиянием рекламы, покупатель может не снижать свой спрос при повышении цены, а иногда и расширить его.
Еще один фактор, затрудняющий получение монополистическим конкурентом сверхприбыли, - невысокие барьеры при вступлении в отрасль. Укрепляясь на рынке, фирма с новой маркой продукта создает свой сегмента счет сокращения долей других участников рынка, что неизбежно отразиться на их прибыли. К тому же новую марку (новую особенность) продукта создать куда проще, чем принципиально новый продукт. Поэтому появление новых фирм на рынке в условиях монополистической конкуренции – явление более частое, чем в условиях олигополии. Если частота сокращает продолжительность получения сверхприбыли монополистическими конкурентами.
На рисунке 2.9 показан результат разнонаправленного движения в долгосрочном периоде кривых спроса и средних издержек. Кривая спроса D на продукцию фирмы сдвигается влево вследствие внедрения в отрасль привлеченных сверхприбылью новых производителей, а кривая средних издержек перемещается вверх в связи с дополнительными затратами фирмы на ведение неценовой конкуренции. Сверхприбыль исчезает, монополистический конкурент получает лишь нормальную прибыль в условиях неполной загрузки его производственных мощностей – в точке долгосрочного равновесия E1 средние издержки не достигли своего минимума АСmin. Цена на его продукцию (Р1) установилась на более высоком уровне, чем тот, который наблюдался при совершенной конкуренции. Но это – плата за разнообразие, за возможность выбора богато дифференцированно спектра товаров и услуг, за более полное удовлетворение потребностей людей.