Идентичная ситуация может возникнуть при транспортировке нефти и газа, железнодорожных перевозках. Поэтому при решении вопроса об отмене тарифного регулирования очень важно, чтобы и поставщики, и их клиенты имели реальный доступ к альтернативным и конкурентным источникам предложения или спроса. По нашему мнению, российским субъектам естественной монополии следует предоставить право обращаться в правительство РФ с предложениями об отмене регулирования цен и тарифов на свою продукцию во всех случаях проявления серьезной конкуренции.
Поощряемая государством конкуренция внутри предприятий железнодорожного транспорта, раздел собственности или управления эксплуатацией железнодорожных путей и поездов должны стать мощными факторами сдерживания роста железнодорожных тарифов. Главный объективный тормоз конкуренции на железнодорожном транспорте - это противоречие между владельцем железнодорожных объектов, который хотел бы взыскивать максимальную плату за пользование путями, и пользователем этих объектов, заинтересованном в минимизации своих затрат. Характерным для России в настоящий момент является то, что собственником и железнодорожных путей, и вагонов выступает государство в лице МП С.
Разграничение владения и эксплуатации железнодорожных путей и поездов
можно в порядке эксперимента провести на одной из железных дорог страны.
Отделение предприятий-пользователей железнодорожных вагонов от владельца
путей, которьм еще долгое время будет государство, целесообразно начать с
разделения счетов с последующим организационным обособлением. В случае
очевидного успеха данного проекта завершить его можно приватизацией по
крайней мере предприятий, эксплуатирующих подвижной состав.[7,79]
Административно-правовые формы подобного разделения хозяйствующих субъектов на различных этапах - предмет юридических исследований и проработок. Задача же экономистов - решить проблему таким образом, чтобы владелец пути не устанавливал слишком высокую плату "за доступ" к инфраструктуре, а предприятия, эксплуатирующие железнодорожные вагоны, действительно вступали в конкурентную борьбу за потребителя услуг по перевозке.
Выделение из общей "связки" мощностей тех предприятий, которые
предоставляют продукцию и услуги конечным потребителям, в настоящее время
происходит и в других отраслях естественных монополий. Например, в США и
Европе- в нефте- и газопроводном транспорте, телекоммуникациях и
электроэнергетике. Российское правительство, на наш взгляд, также не должно
плестись в хвосте событий, а сыграть на опережение, попробовав внедрить в
отечественную хозяйственную практику новейшие западные разработки. Однако
во всех перечисленных случаях необходимы тщательно продуманные мероприятия
по контролю за ценами, которые может свободно устанавливать ее владелец.
Важно, чтобы отделение инфраструктуры (ее продукции и услуг) от самого
предоставления таких услуг не привело к новым проявлениям монополизма и
неэффективности.
Что касается реструктуризации РАО "Газпром", то здесь необходимо семь раз отмерить и, пожалуй, совсем не резать. Во-первых, монополизированная газовая отрасль вводит новые мощности стоимостью, превышающей годовые государственные инвестиции. Во-вторых, Газпром (единственная из российских естественных монополий) является субъектом не национального, а мирового рынка, где царит жесточайшая конкуренция, и его демонополизация- это подарок иностранному капиталу. Наконец, в-третьих, согласно российскому антимонопольному законодательству, в исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта могут быть признаны правомерными, если он докажет, что положительный эффект от них, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
2.6. Наличие естественных монополий на российском рынке. Их доля, влияние на национальную экономику
2.6.1. Регулирование деятельности естественных монополий
Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает
абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что
государство может воздержаться от регулирования естественных монополий.
Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.
Как монополисты данные структуры пытаются решать свои проблемы прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны — самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи. И это не абстрактная теория. Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверхбыстро растущие цены на энергию и т.п.[28,165]
При этом естественный характер монопольного положения хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы. Ведь существует механизм х- неэффективности. Действительно, теоретически РАО «ЕЭС России» может иметь более низкие издержки, чем несколько конкурирующих электроэнергетических фирм. Но где гарантии того, что оно хочет удерживать их на минимальном уровне, а, скажем, не станет раздувать расходы высшего руководства фирмы. В реальной истории РАО «ЕЭС России» был, в частности, случай, когда на издержки фирмы была отнесена оплата полета в США специальным самолетом тещи и собаки генерального директора фирмы.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно- монопольные товары и/или за объемом их производства (скажем, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию).
2.6.2. Максимизация уровня производства
Ценовое регулирование деятельности естественных монополий предполагает принудительное закрепление максимальной величины цен на продукцию монополиста. При этом последствия данной регулирующей меры прямо зависят от того конкретного уровня, на котором будут закреплены цены.
[pic]
Рис. 2.1. Регулирование цен продукции естественной монополии с целью максимизации производства
На рис. 2.1 показан распространенный вариант регулирования, при котором наивысшая допустимая цена закрепляется на уровне пересечения предельных издержек с кривой спроса (Р = МС = D). Главным последствием установления максимальной цены с точки зрения поведения фирмы-монополиста является изменение кривой предельного дохода. Коль скоро монополист не может взвинтить цену выше названного уровня даже при тех объемах производства, где кривая спроса объективно позволяет сделать это, его кривая предельного дохода из положения MR смещается в положение MR1 (на графике выделено жирной линией), совпадающее с максимально дозволенной величиной цен Р. В самом деле, если максимальная цена электроэнергии зафиксирована на уровне 21 коп. за 1 кВт/ч, то каждый дополнительно проданный киловатт будет приносить доход, равный этой сумме, а кривая предельного дохода выродится в горизонтальную прямую, проходящую на этом уровне.
Далее вступает в силу правило МС = MR. Как и любая другая фирма, монополист сам без всякого государственного принуждения (что является крупным плюсом данной методики регулирования!) будет стремиться довести объем производства до QM, соответствующего точке пересечения кривых предельного дохода и предельных издержек. На рис. 2.1 хорошо видны и другие достоинства такого способа ограничения монополистических цен: достигается значительный прирост производства (Qreg > QM) и понижаются цены (Рreg Рм).[16,128]
Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток:
устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними
издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение
экономических прибылей (рис. 2.1а), и несение убытков (рис. 2.1б). Оба
варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных
экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая
завышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда
отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением
конкурентоспособности и др.). Но еще опасней, пожалуй, закрепление убытков.
Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за
счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это открывает
широкую дорогу расточительности. Коль скоро на прибыль так или иначе нет
надежд, а государство все равно покроет убытки, монополист может получить
выгоду лишь за счет растранжиривания государственных средств. Высочайшие
оклады менеджерам, раздутые штаты, огромные представительские расходы — все
это скрытые формы обогащения за счет казны. Другими словами, х-
неэффективность в этом случае достигает высочайшего уровня.
2.7. Обеспечение самоокупаемости
Другим ориентиром установления максимальных цен может быть точка пересечения кривой средних издержек и линии спроса (Р = АТС = D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом снимается основная проблема предыдущего метода регулирования.
На рис. 2.2 видно, что и этот подход к регулированию решает задачу прироста производства (Qreg > QM ) и понижения цены (Рreg < РM).
Однако правило МС = MR на этот раз действует против регулирующих
органов. До точки пересечения кривой предельных издержек и новой,
обусловленной государственным фиксированием цен кривой предельного дохода
MR, увеличение производства выгодно монополисту. Но после этой точки (N)
каждый лишний произведенный товар будет вызывать больше издержек, чем
приносить доходов (МС > MR). Очевидно, что монополист всеми правдами и
неправдами будет стремиться остановить производство на уровне QN и не
доводить его до Qreg. Поскольку спрос при цене Р составит именно Qreg , то
на рынке возникнет дефицит (Qreg > QN).
[pic]
Рис. 2.2. Регулирование цен продукции естественной монополии с целью обеспечения безубыточности производства
Нечто подобное граждане крупных российских городов испытали в начале
90-х годов. МПС прекратило ремонт электричек, и их выходило на линии с
каждым днем все меньше и меньше. «Объективные» причины для этого,
разумеется, находились: это и вандализм подростков, ломавших сидения и
бивших стекла, и нехватка средств на ремонт. Но все они как по мановению
волшебной палочки исчезли (или, по крайней мере, перестали сказываться на
числе курсирующих электричек), как только цены на билеты были подняты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9