Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации в российской экономике
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
Курсовая работа
на тему:
«Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации
в российской экономике»
Саратов 2000
Содержание
лист
Введение
3
Часть I. Монополизм как экономическое явление
5
Глава 1. Основы монополизма
§ 1. Основы монополизма
1.1. Что такое монополия?
1.2. Международные монополии
1.3. Монополизация экономики
§ 2. Монополизм и конкуренция
2.1 Баланс «монополия» – «конкуренция»
2.1 Монополистическая практика
Глава 2. Теория монополии
§ 1. Поведение фирмы-монополиста на рынке
1.1. Предельный доход монополиста
1.2. Максимизация прибыли монополиста
1.3. Монополия и эластичность спроса
1.4. Влияние налогов на поведение монополиста
1.5. Оценка монополистической власти
§ 2. Ценовая дискриминация
§ 3. Монополия и эффективность
5
5
5
6
7
8
8
11
13
13
13
15
17
17
18
20
21
Часть II. Основные направления демонополизации в российской экономике
Глава 1. Антимонопольная политика
§ 1. История антимонопольного регулирования
§ 2. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации
§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в РФ
Глава 2. Процессы демонополизации в российской экономике
§ 1. Особенности российского монополизма
1.1. Экономические реформы и монополизм
1.2. Генетические истоки монополизма в российской экономике
1.3. Концентрация производства и монополистическое положение на рынке
§ 2. Стратегия демонополизации и стимулирования конкуренции
23
23
23
24
27
30
30
30
31
33
36
Заключение
42
Список использованных источников
44
Приложение
45
Введение
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.
Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки.
Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Объем представленной курсовой работы составляет 45 листов. Текст работы разбит на две крупные части, каждая из которых содержит по две главы, включающих несколько параграфов.
Первая часть курсовой работы посвящена анализу монополизма как экономического явления. В ней рассмотрены сущность и виды монополий, соотношение и проблемы взаимодействия монополии и конкуренции. Во второй главе первой части работы изложены вопросы экономического поведения фирмы-монополиста в условиях рыночной экономики.
Вторая часть работы содержит анализ российского монополизма. В ней рассматриваются такие актуальные вопросы, как:
- антимонопольная политика (изложены проблемы правового регулирования монополизма и ограничения конкуренции на основе действующего законодательства Российской Федерации);
- основные направления демонополизации в российской экономике.
Также во второй главе второй части данной работы раскрыты особенности российского монополизма и его историко-генетические корни.
В заключении подведены основные итоги работы и сделаны выводы по ключевым вопросам данной темы.
Работа содержит несколько рисунков, графиков и таблиц, в которых наглядно представлена анализируемая информация.
В ходе написания работы были подобраны и проанализированы около 30 источников, в результате из 20 был использован материал. Список источников (нормативные акты, периодика, учебная литература и пр.), использованных при написании, представлен на последних листах работы в алфавитном порядке.
В конце работы содержится приложение, в котором в табличной форме представлены показатели концентрации производства в Российской Федерации (на примере химической и нефтехимической отраслей).
Часть I. Монополизм как экономическое явление
Глава 1. Экономическая сущность монополизма
§ 1. Основы монополизма
1.1. Что такое монополия?
Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции1. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.
В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодейстие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Типичным же явлением для рыночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11