Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации в российской экономике

Заключение

 

Меры по борьбе с монополизмом в России монополизма         определяются, главным образом, спецификой в монополистических отношений в нашей экономике.

Монополистическая структура экономики Рос­сии, которая в научной литературе часто обозначается как государ­ственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов:

1. Наличие административно-командой системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.

2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производи­телей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинте­ресована в полном удовлетворении потребительского спроса.

3. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности. В конце 80-х гг. в руках государства было сосредоточено около 85 % массы основных средств производ­ства. Более 90 % продукции машиностроения выпускали предприя­тия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60 % продукции машиностроения производится на предпри­ятиях, насчитывающих менее 500 рабочих). Чрезвычайно высокая степень концентрации производства и сейчас наблюдается практиче­ски во всех отраслях экономики России.

Концентрация производства дополняется узкой предметной специ­ализацией производства, которая просто несовместима с конкурен­тной борьбой и. более того, порождает жесткую зависимость потре­бителей от поставщиков-монополистов.

Серьезное изучение путей и методов борьбы с монополизмом в нашей стране началось относительно недавно. В теоретическом плане об­суждается два варианта антимонопольной по­литики. Первый из них предусматривает, что демонополизация про­изводства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно должны создаваться предпосылки кон­курентного, а не монопольного рынка.

Второй вариант – это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям. Центральное место здесь зани­мают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулиро­вания: создание возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.

На практике, проводимая ныне демонополизация, разгосударств­ление и приватизация, переход к рынку, функционирующему на основе конкуренции, уже сейчас потребовали выработки и принятия целого пакета законов, в том числе и антимонопольного.

Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках» был принят в марте 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недоб­росовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эф­фективного функционирования товарных рынков. Закон дает опре­деление таких понятий, как «товар», «рынок», «хозяйствующий субъект», «конкуренция», «доминирующее положение», «монополи­стическая деятельность».

Согласно закону, фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35 % – величину, устанавливае­мую ежегодно Государственным комитетом по антимонопольной по­литике (ГКАП). ГКАП  был утвержден «Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.

Однако приходится констатировать, что принятый закон использовался явно недостаточно. Практика его применения показала необходимость внесения в него существенных изменений и дополнений, что и наблюдается в настоящее время.

Список использованных источников

 

Нормативно-законодательные акты

1.     Закон РФ «О естественных монополиях»

2.     Закон РФ «О конкуренции и ограничении монопо­листической деятельности на товарных рынках»

3.     Закон РФ «О рекламе»

4.     Конституция РФ 1993 г.

5.     Уголовный кодекс РФ

Периодические издания

1.     А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике  //Вопросы экономики. – 1995. – №5. – с. 48-57.

2.     Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.

3.     Варламова А.Н. О некоторых проблемах законодательства о конкуренции //Вестник Московского университета. – Серия 1. – Право. – 1997. – №1.

4.     Гордейчик С. Андреев А.  // Российская юстиция. – 1998. – №7.

Литература

1.     Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – М.: ИНФРА-М, 1998.

2.     Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с.

3.     Зайдель Х., Теммен Р.  Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 1994.

4.     Мамедов О. Ю. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996.

5.     Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: пер. с англ. – М.: «Бином», Лаборатория Базовых Знаний, 1997. – 800 с.

6.     Портер М. Международная конкуренция. М.,1994.

7.     Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996.

8.     Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. – 816 с.

Прочие источники

1.     Государственный доклад ГКАП РФ «О развитии конкуренции на товарных рынках РФ на федеральном и региональном (местном) уровнях (под общ.  ред. к.э.н. Бочина Л. А.)

2.     Компьютерная правовая система «Гарант» (ноябрь 1999 г.)

3.     Электронный архив «Финансовой газеты» (1994 – 1997 гг.)


Приложение

 

ПОКАЗАТЕЛИ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1992-1994 гг.)

Отраслевой разрез. Химическая и нефтехимическая промышленность



CR-3

HHI

1992 г.

1993 г.

1992 г

1993 г

Высококонцентрированный рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

CR-3 > 70%, HHI > 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

Горнохимическая промышленность

95,3

93,8

4972,5

4931,2

Содовая промышленность

100,0

100,0

4537,4

4368,8

Производство полимерной транспортной тары

100,0

100,0

7900,6

10000,0

Промышленность химических реактивов и особо

 

 

 

 

 

 

 

 

чистых веществ

86,4

81,3

3852,6

2984,5

Химико-фотографическая промышленность

84,1

87,8

3309,7

5636,1

Производство калийных удобрений

100,0

100,0

4831,5

3682,1

Производство резиновых изделий широкого

 

 

 

 

 

 

 

 

потребления

82,0

93,2

2768,5

3526,7

Производство грампластинок

100,0

100,0

3967,9

6210,9

Умеренно концентрированный рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

45% < CR-3 < 70%, 1000 < HHI < 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство синтетических красителей

48,5

59,0

1288,1

1569,8

Производство синтетического каучука

57,7

65,6

1797,9

2151,1

Производство шин

54,8

52,7

1402,2

1357,8

Производство асбесто-технических изделий

57,5

4,0

1575,9

6,7

Производство продуктов основного

 

 

 

 

 

 

 

 

органического синтеза

60,4

79,9

1581,7

3243,4

 

Продолжение.


CR-3

HHI

1992 г.

1993 г.

1992 г.

1993 г.

Производство изделий из пластмасс

50,7

57,2

1808,0

2459,2

Промышленность бытовой химии

56,4

61,4

1613,5

1597,6

Неконцентрированный рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

CR-3 < 45%, HHI < 1000

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство фосфатных удобрений и другой

 

 

 

 

 

 

 

 

продукции неорганической химии

44,0

48,1

1044,8

1150,2

Производство синтетических смол и пластмасс

44,2

45,7

963,9

1007,2

Азотная промышленность

37,3

40,4

880,5

937,5

Производство химических волокон и нитей

27,6

31,5

679,3

781,4

Лакокрасочная промышленность

33,3

32,1

641,5

631,5

Производство резинотехнических изделий

32,7

19,3

632,5

196,0

Производство продуктов основной химии

38,7

51,7

784,3

1345,6

Химико-фармацевтическая промышленность

21,0

27,0

378,0

462,0

 


1 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1996. – с. 170.


1 Там же, с. 182.

1 Портер М. Международная конкуренция. М.,1994. – с. 127.

1 Зайдель Х , Теммен Р.  Основы учения об экономике. -М.: Дело ЛТД, 1994. – с. 220.

1 Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. –с. 183.


1 Экономика: Учебник / Под ред. доц. Булатова А. С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 199. –  с. 190.


1 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – с. 197.


1 Гордейчик С. Андреев А.  // Российская юстиция. – 1998. – №7.


1 Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.


1 А. Городецкий, Ю. Павленко, А. Френкель. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике  //Вопросы экономики. – 1995. – №5. – с. 48-57.


1 Государственный доклад ГКАП РФ «О развитии конкуренции на товарных рынках РФ на федеральном и региональном (местном) уровнях (под общ. ред. к.э.н. Бочина Л. А.)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать