Налогообложение России
p> Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 %
(1995 г.).

Бюджетное устройство государства определяет организацию бюджетной системы, включающую целостную совокупность бюджетов всех уровней. В федеративном государстве (России, США, ФРГ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В Российской
Федерации вся совокупность налогов и сборов подразделяется на три группы
(вида): 1) федеральные; 2) налоги республик, краев, областей и автономных образований, Москвы и Санкт-Петербурга; 3) местные.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:
1. налог на добавленную стоимость;
2. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
3. налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций;
4. налог на операции с ценными бумагами;
5. таможенная пошлина;
6. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
7. платежи за пользование природными ресурсами (в том числе платежи за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия);
8. подоходный налог с физических лиц;
9. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов в том числе: налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, налог на приобретение транспортных средств;
10. транспортный налог;
11. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образование на их основе слов и словосочетаний;
12. лицензионный сбор за право производства, разлива и хранения алкогольной продукции;
13. лицензионный сбор за право оптовой продажи алкогольной продукции;
14. гербовый сбор;
15. государственная пошлина;
16. налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Налоги субъектов РФ включают:

1. налог на имущество предприятий;

2. лесной налог;

3. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;

4. сбор на нужды образовательных учреждений (с юридических лиц).

К местным налогам относятся следующие налоги:

1. налог на имущество физических лиц;

2. земельный налог;

3. регистрационный налог за предпринимательскую деятельность;

4. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

5. курортный сбор;

6. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента);

7. целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

8. налог на рекламу;

9. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

10. лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

11. сбор за парковку автотранспорта;

12. сбор за право использования местной символики;

13. сбор за участие в бегах на ипподроме;

14. сбор со сделок, совершаемых на биржах;

15. сбор за уборку территорий населенных пунктов (с юридических и физических лиц – владельцев строений);

16. сбор с владельцев собак (кроме служебных);

17. сбор за право проведения кино- и телесъемок;

18. лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

19. сбор за выдачу ордера на квартиру (с физических лиц);

20. сбор за выигрыш на бегах;

21. сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривается перечень, включающий 41 конкретный налог разного уровня. Однако в 1994 –
1996 гг. благодаря Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях различных уровней», налоговое творчество региональных и местных властей довело этот перечень до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1 – 2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов – 12 федеральных, 8 региональных и 12 местных.

Оценивая классификацию налогов по уровневому критерию, следует отметить, что такое деление не имеет логического смысла и носит статусный характер. Одни федеральные налоги в качестве доходных источников полностью закреплены за бюджетами нижестоящих уровней, другие – лишь частично (по нормативам либо путем расщепления ставки). Учетно-экономическая целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий и организаций:

. налоги, вносимые на издержки производства и обращения;

. налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

. налоги, относимые на финансовые результаты (до налогообложения прибыли);

. налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика.

1.3. Функции налогов

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений в обществе.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления для собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и пр.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функцией. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушения сроков и полноты уплаты налогов – явление частое.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнять государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у функции появилась регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании возникло стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений).

В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты
(отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Так, льготы по налогообложению прибыли предприятия направлены на стимулирование:

. финансирования затрат на развитие производства и жилищное строительство;

. малых форм предпринимательства;

. занятости инвалидов и пенсионеров;

. благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;

Установленные законом налоговые льготы учитываются при ежегодной разработке областного бюджета.

Преференции, как правило, устанавливаются в виде скидок (отмены) таможенных пошлин на ввозимые в страну товары определенной номенклатуры, которые на отечественных предприятиях не производят либо изготовляются в недостаточных объемах. Преференциональный импортный режим распространяется и в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран определяется федеральным правительством.

Функцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги используются для финансирования расходов из соответствующих бюджетных фондов, где они и аккумулируются.

1.4.Налоги как инструмент государственного регулирования

Федеративный характер Российского государства, включающего 89 национально-государственных и административно-территориаль- ных образований, существенные различия в социально-экономическом развитии субъектов Федерации демографической ситуации и экологической обстановке объективно требуют учета этих особенностей в финансово-бюджетном механизме.
Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально- экономических вопросах должно сопровождаться укрепления финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными и местными.

Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.

Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.

Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать