Налоговая политика

4)           допускать должностных лиц государственных налоговых органов к обыску помещения, которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения, а также для проверок по вопросам начисления и оплаты налогов.

       Руководители и соответствующие должностные лица юридических лиц, а также физические лица во время проверок, которые проводятся государственными налоговыми органами, обязаны давать пояснения по вопросам налогообложения, выполнять требования государственных налоговых органов относительно ликвидации выявленных нарушений законов о налогообложении. После окончании проверки обе стороны (представитель налогового органа и представитель юридического лица или соответствующее физическое лицо) должны подписать акт  о проведении проверки.

        Ответственность плательщика налогов, которая определяется законодательством, в общем виде включает:

 -  взыскание налога с заниженного налога;

 - штрафы в размере, определённом законодательством, которые взымаются за определённые виды нарушений;

-   взыскание пени в случае задержки оплаты налога. Пеня взымается независимо от принципы задержки налогового платежа и не освобождает плательщика от других видов ответственности.

        Ответственность плательщика налогов регулируется не только с помощью финансовых инструментов и в рамках финансовых правоотношений, но и другими отраслями права.  

Формы налогообложения.

         Важное значение имеет вопрос о способах построения налоговых ставок. В зависимости от соотношения, устанавливающегося между ставкой налога и доходом, налогообложение можно подразделить  на пропорциональное, прогрессивное и смешанное (рис.1).


Рис. 1.  Пропорциональное (1),  прогрессивное (2),  и смешанное (3)  налогообложение.

 

     Если ОД – общий доход субъекта налогообложения; УД – доход после оплаты налога, то прямая ОА (биссектриса) соответствует отсутствию налогообложения (Ох = Оуа). На графике 1 прямая ОВ характеризует пропорциональное налогообложение, которое предусматривает установление одинаковой налоговой ставки для всех субъектов налогообложения. Чем больше общий доход, тем больше и налоговые поступления. В случае общего дохода в размере х, доход, остающийся в распоряжении субъекта налогообложения после после оплаты налога, равняемся Ув, а налог – величине Уа-Ув.

     График 2 иллюстрирует прогрессивное налогообложение. В этом случае налоговая ставка растёт с ростом дохода. Для каждого значения общего дохода устанавливается соответствующая налоговая ставка. Этот принцип используется, например, при взымании подоходного налога: чем выше доход , тем большую его долю нужно отдать государству. В этом случае налоговое бремя уже не распределяется равномерно среди налогоплательщиков, как при пропорциональном налогообложении. Здесь оно – больше для богатых, меньше - для среднеобеспеченных, ещё меньше – для малообеспеченных категорий населения. Важное значение имеет и крутизна прогрессии, т.е. такими темпами прирастают ставки по мере увеличения доходов, какая величина максимальной ставки налога. На практике может использоваться два вида прогрессии: простая и сложная. При простой прогрессии возросшая ставка налога применяется ко всему объекту обложения, при сложной – объект обложения (например, доход индивидуальных налогоплательщиков в настоящее время на Украине) делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенная ставка применяется не ко всему объекту, а только к той части, которая превышает границу предыдущего диапазона.

      График 3 иллюстрирует смешанное налогообложение. Если доход меньше Х1, то налогообложение отсутствует. Если доход составляет величину от Х1 до Х2, то налогообложение осуществляется по минимальной налоговой ставке. При увеличении дохода от Х2 к Х3 налоговая ставка увеличивается и т.д.

       Кроме вышеизложенных существует ещё одна форма налогообложения, которая не имеет такого распространения, как три предыдущих способа.

       Регрессивное налогообложение  - налоговая ставка уменьшается по мере роста дохода. Здесь налоговое бремя оказывается большим для субъектов с меньшими доходами. В определённой степени свойствами регрессивности обладает внимание НДС. Здесь налог рассчитывается не на основе личных доходов, а устанавливается в процентах к части стоимости произведённых товаров и услуг и включается в цену их реализации.

Прямые и косвенные налоги.

       Прямые – это такие налоги, объектом которых является доход или имущество плательщика. Исходя их этого их можно разделить на подоходные и имущественные. Примерами прямых налогов могут быть названы подоходный налог, налог на прибыль предприятий, земельный налог, налоги на движимое и недвижимое имущество и др.

      Косвенные – это налоги, объектом которых становится обращение и потребление определённых товаров и услуг. Эти налоги не так очевидны для плательщиков, многие из тех, кто их уплачивает, нередко даже не знают об их существовании. Косвенные налоги включаются в цену реализации товаров и услуг и оплачиваются их потребителями. Продавцы данных товаров мобилизуют налоговые поступления и передают их государству. При таком порядке налогообложения отсутствует прямая связь между плательщиком и государством. Эти налоги являются налогами не весь доход, а на определённую форму его использования – потребительские расходы. В качестве примеров каких налогов можно назвать НДС, акцизный сбор.

Основные виды налогов.

       Общее количество применяемых в стране налогов исчисляется десятками. В настоящей работе будут проанализированы те, которые сказывают решающее воздействие на экономическое поведение домашних хозяйств и предприятий. Анализ этих налогов поможет получить представление об основных источниках государственных доходов.

       Подоходный налог.

       Объектом налогообложения здесь выступает индивидуальный доход. Техника исполнения обязанностей налогоплательщика может быть разной. Безналичный способ взымания подоходного налога предполагает исчисление и удержание налога бухгалтерией того предприятия, которое выплачивает доход налогоплательщику. Декларационный способ предусматривает самостоятельный подсчёт налогоплательщика своего дохода, заполнение налоговой декларации и подачу её в соответствующие государственные органы.

       Налог на прибыль предприятий.

       Прибыль является основным источником средств для развития предприятий. Взымание с прибыли налога в принципе уменьшает потенциал расширения предприятия. Поэтому очень важно определить такие ставки налога на прибыль, чтобы они не подрывали интерес экономических субъектов к повышению эффективности хозяйственной деятельности, к расширению её масштабов.

       В Украине в первой половине 90-х годов применение этого налога отличалось большой нестабильностью. В настоящий момент ставка налога на прибыль. Очевидно, что одна лишь нестабильность налоговой системы способна отрицательно влиять на деятельность субъектов хозяйствования, снижать степень их деловой активности.

        Налоги на потребление.

        Данный вид налогов составляет важный источник государственных доходов в Украине и многих других странах.

         К ним относятся:

         - индивидуальные акции, которые взымаются с отдельных товаров по твурдым ставкам. Традиционно индивидуальные акцизы применяются на алкогольные напитки, табачные изделия и некоторые другие товары массового потребления;

         -  универсальные акцизы (налог с оборота), которые взымаются со стоимости проданных товаров и услуг, взятых в широком  ассортименте. От индивидуальных акцизов они отличаются охватом облагаемых товаров и услуг и применением, как правило, единой ставки налога. В настоящее время этот налог не имеет широкого распространения;

         -   налог на добавленную стоимость. Этот налог применяется во многих странах, и в том числе Украине, где он введён в 1992г. вместо налога с оборота.

       Добавленная стоимость, на которую рассчитывает налог, определяется как разница между выручкой  предприятия и стоимостью его затрат на сырьё, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков. Т.е., это стоимость, добавленная предприятием к стоимости исходных материалов в результате их определённой переработке, доработке или другого хозяйственного использования. Плательщиком налога является покупатель продукции, её продавец выступает в роли сборщика налога – посредника между плательщиком и государством.

       В Украине ставка НДС – 20%.

       Другие налоги.

       Среди других налогов, используемых государством, можно назвать следующие:

  - плата за землю. В Украине в зависимости от категории земли, её месторасположения, характера использования устанавливаются ставки налога в фиксированных суммах с единицы площади;

  -  налоги на движимое (транспортные средства) и недвижимое (капитал, жильё) имущество. Ставки этих налогов имеют, как правило, пропорциональный характер;

 -  налог с полученного наследства и дарений.

     Существуют и другие виды налогов. Если ранжировать все налоги по их значениях в налоговых поступлениях государства, то ведущую роль в Украине в последние годы займут налоги на потребление и на прибыль предприятий, подоходный налог с граждан. Так, например, в 2000г. наибольший удельный вес в доходах среднего бюджета составили НДС (26,5%), налог на прибыль (19,7%), подоходный налог (13,6%), акцизные сборы (5,1%).

       Кроме того, в зависимости от использования налоги можно подразделить на общие и целевые. Общие налоги поступают в бюджет государства и предназначаются  для финансирования самых различных мероприятий.

       Целевые (специальные) налоги поступают в распоряжение государства для финансирования строго определённых мероприятий, т.е. имеют конкретное целевое назначение. (Платежи в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд содействий занятости населения).

       В Украине все налги разделяются на две группы: общегосударственные и местные.

       К общегосударственным относятся те, которые в большинстве своём полностью или частично поступают в государственный бюджет ( налог на прибыль, НДС, акцизный сбор и др.)

      Местные налоги – налоги, поступающие  в местные бюджеты (налог с рекламы, коммунальный налог, готельный сбор и др.)

3. Влияние налогов на хозяйственную деятельность экономических субъектов.

     Можно с уверенностью сказать, что даже самая совершенная налоговая система будет вызывать недовольство у плательщиков. Немало людей согласятся с необходимостью существования налоговой системы в принципе, но это не означает, что у них не будет критических замечаний в адрес налоговой политики своего государства, связанные объёмами, условиями исполнения налоговых обязательств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать