в) налог на прибыль:
Tpi = [ Wi x Ii – Si x I2 – Vi x I3 x (1+0,5) – Tндс ] x 0,3, при Tpi > 0, где
0,3 – ставка налога на прибыль.
Расчёты проводились в такой последовательности. Сначала при Ii = 1 определялась сфера производства с минимальной нормой чистой прибыли, потом высчитывался индекс роста цены реализации её продукта, по которому норма чистой прибыли увеличивалась до заданного уровня ( в нашем примере до 2%). После этого затраты и объёмы выпуска в отраслях производства пересчитывались в новых, возросших ценах. Потом эта же процедура повторялась для другой сферы производства, где норма чистой прибыли из – за роста цен или заработной платы опускалась до минимума.
Анализ свидетельствует (см. табл. 3), что в результате первичного внедрения системы налогов – НДС, налога на прибыль и суммарного налога на фонд заработной платы – общая налоговая нагрузка на брутто – прибыль всех сфер производства составляет 84,5%. При этом часть НДС в общей сумме налогов составляет 35,0%, налога на заработную плату 56,9% и налога на прибыль 8,1%
Табл. 3 Межотраслевая модель производства после внедрения системы налогов, в ценах реализации, млрд. грн.
Сферы производства |
Выпуск продукции в ценах реализации |
В том числе структура налогов |
Налоговая нагрузка на брутто-прибыль,% |
||||||||
Затраты на амортизацию, сырьё, материалы |
Фонд заработной платы |
Брутто-прибыль до оплаты нало. на |
НДС (20%) |
Налог на фонд зар- платы (50%) |
Прибыль, подлежашая налогообложению |
Налог на прибыль 30% |
Всего налогов |
||||
Производство основного капитала |
54 |
18 |
15 |
21 |
5,16 |
7,50 |
7,50 |
2,25 |
14,91 |
71,0 |
|
Производство сырья и материалов |
150 |
66 |
50 |
34 |
13,00 |
25,00 |
-5,00 |
0 |
38 |
111,8 |
|
Производство товаров |
258 |
93,06 |
74,62 |
90,32 |
24,84 |
37,31 |
25,52 |
7,66 |
69,81 |
77,3 |
|
Всего выпуск |
462 |
177,06 |
139,62 |
145,32 |
43,00 |
69,81 |
28,02 |
9,91 |
122,72 |
84,4 |
|
Таким образом общая налоговая нагрузка от введения новых налогов в среднем выросло с 75,9 до 84,4%.
Однако по сферам производства налоговая нагрузка распределилась не равномерно. Наименьший уровень наблюдается в наиболее капиталоёмких отраслях – сфере производство основного капитала. Наибольшая налоговая нагрузка (111,8%), которая превышает финансовые возможности плательщиков налогов, наблюдается в наиболее трудоёмкой сфере производства сырья и материалов.
В условиях рыночного ценообразования чрезмерность налоговой нагрузки на прибыль ведёт к росту цен на продукцию соответствующей отрасли производства. Как известно после введения в Украине новой налоговой системы в 1992-1994г. наблюдалась рекордная гиперинфляция. Потом был осуществлён переход к жёсткой монетарной политике ограничения денежной массы в обращении. С того времени рост цен падает, т.к. снизился платёжеспособный спрос со стороны предприятий и населения. В результате реализации данных монетаристских рекомендации предприятия, в первую очередь те, которые базируются на трудоёмких технологиях, стали ощущать дефицит платёжных средств, стали накапливаться их долги по невыплаченной заработной плате, недостачи и задолженности по платежам в бюджет всех уровней. Вследствие этого наибольший спад производства наблюдался в отраслях, с наименьшей капиталовооружённостью труда и с наибольшей трудоёмкостью производства (см. табл. 4)
Табл. 4 Уровень капиталовооружённости труда в отраслях экономики Украины 1993г.
Отрасли производства |
Уровень капиталовооружённсти труда, в % к уровню промышленности |
Вся промышленность |
100 |
Электроэнергетика |
372 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
331 |
Чёрная металлургия |
229 |
Промышленность строительных материалов |
134 |
Пищевая промышленность |
124 |
Деревообрабатывающая промышленность |
78 |
Машиностроение |
66 |
Топливная промышленность |
63 |
Лёгкая промышленность |
61 |
Капитальное строительство |
31 |
Анализ показывает, что в 1991-2000г. наибольшее снижение темпов роста выпуска продукции происходило именно в тех отраслях, где был низкий показатель капиталовооружённости труда и как следствие вырос уровень налоговой нагрузки.
Например, удельный вес машиностроения в объёме промышленности снизился с 31% в 1990г. до 13% в 2000г., а удельный вес лёгкой промышленности с 10,8% до 1,6%. Одновременно выиграли от такой системы налогов капиталоёмкие отрасли и предприятия, т.к. она представила им относительно лучшие условия производства. В частности, часть чёрной металлургии повысилась с 11% до 27,4%, топливной промышленности с 5,7% до 10,1%, электроэнергетики с 3,2% до 12,2%.
Экономика предприятий трудоёмкого типа характеризуется, как правило, низким уровнем капиталовооружённости труда. Чтобы такие предприятия могли успешно функционировать в условиях рыночной экономики, есть два выхода. Во-первых, можно выровнять с помощью таможенных тарифов цены реализации импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Во-вторых, можно усовершенствовать систему налогообложения в направлении снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий трудоёмкого типа. Для разрешения этой проблемы необходимо снизить общую налоговую нагрузку на фонд заработной платы и соответственно повысить её в отношении налога на прибыль.
4. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.
Обязательной составляющей перехода Украины к рыночным отношениям является создание новых предпринимательских структур и приватизация предприятий. Одним из условий стабильного наращивания финансового капитала предприятий, регулирование его размера и структуры является налоговая политика государства.
Создать эффективную налоговую систему очень сложно. Налоги находятся на стыке экономических интересов разных групп плательщиков и потребителей государственных ресурсов. Удовлетворить требования всех невозможно.
Однако при любых условиях налоговая система должна быть стабильной. Современная налоговая система имеет ряд негативных чёрт, основные из них:
- большое количество нормативных документов и несоответствие законов, которые регулируют налоговые отношения;
- нестабильность налогового законодательства, а также множественные изменения и поправки к действующим законам;
- отсутствие регулирующей функции и сосредоточение на финальной роли налогов;
- наличие законов, которые принадлежат к другим отраслям права, но касающиеся регулирования налоговых отношений;
- отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.
По итогам 2001г. в государственный бюджет поступило 53993,0 млн. грн., в том числе 36714,4 млн.грн. за счёт налоговых платежей, из которых НДС составляет 10355,1 млн.грн., подоходный налог = 8773,7 млн.грн., налог на прибыль 8273,4 млн. грн. При этом необходимо заметить, что налоговые платежи по сравнению с 2000г. выросли на 5372,3 млн.грн. Утверждённые налоговые поступления были выполнены на 102,9%, из них НДС был собран лишь на 89,0%, налог на прибыль предприятий – на 97,5%, подоходный налог 126,6%.
Проанализировав выполнение бюджета в части налоговых доходов, можно сказать, что недовыполнение плана поступлений налога на прибыль обусловило отсутствие заметного процесса в увеличении эффективности субъектов хозяйствования, а высокие ставки налога и увеличение денежных доходов населения благодаря оживлению экономической активности, погашению части долга по заработной плате и увеличению официально зарегистрированных доходов от предпринимательской деятельности способствовали выполнению поступлений от подоходного налога с граждан.
Проблемы налогообложения в Украине существуют не так из-за величины налоговых ставок, как в бессистемности, злоупотреблении, отсутствии позитивного влиянии на экономику. Стараясь разрешить проблему налогового бремени и чрезмерного контроля, отечественные предприятия должны скрывать часть оборота в «тени», тем самым спасаясь не просто от высоких налогов, а от административного насилия. Существующая налоговая система угнетает предпринимательство.
Известно, что желание уклониться от оплаты налогов существует с момента появления налогов. Однако в экономически развитых странах масштабы уклонения меньше, нежели в развивающихся странах. Причиной этому является отработанные в течении многих лет и технически обеспеченные механизмы взымания налогов, стабильное и совершенное законодательство. Но не менее важным является формирования у плательщиков налога чувства ответственности перед обществом и неизбежного наказания за неуплату налогов.
В Украине налоговая политика пока ещё формируется. При её становлении необходимо учитывать опыт других государств, но только тот, что даёт позитивный результат и для производителя, и для бюджета.
Современную налоговую систему необходимо реформировать в направлении сокращения количества законодательных актов, которыми регулируются налоги, существенного уменьшения числа как общегосударственных, так и местных налогов и сборов. В зависимости от состояния экономики , её целей, которые на данном этапе развития государство считает приоритетным, бюджет должен быть сбалансированным, очевидно должны меняться и принципы построения налоговой системы.
Законодательство должно стать простым, понятным для субъектов налогообложения, не должно нести дополнительных бюрократических и правовых трудностей как для налоговых органов, так и для субъектов хозяйствования. Отношение работников налоговой службы с плательщиками налогов должны базироваться на возможности компромисса в решении налоговых вопросов.
Практика налогообложения на абстрактно-числовом примере.
1. Сбор налогов с владельцев транспортных средств.
Расчёт налога производится по фиксированным ставкам в год. Начисление налога с владельцев транспортных средств производится на основании списков, полученных из ГАИ. Основная работа состоит в учёте налоговых поступлений, контроля за уплатой налога, розыском должников с последующим привлечением к административной ответственности.
Пример: На балансе частного предприятия «Динамо» по состоянию на 1 января 2001г. числилось два легковых автомобиля: ВАЗ 21043 с рабочим объёмом цилиндров двигателя 1500см3, и Ford Scorpio с рабочим объёмом цилиндров двигателя 2000см3.
Налог составляет:
- за автомобиль ВАЗ 15 х 4 х 5,7 = 342 грн./год
- за автомобиль Ford 20 х 10 х 5,7 = 1140грн./год
Ход расчёта следующий:
Рабочий объём цилиндров двигателя х Ставка налога х Курс евро
100
2. Расчёт и перечисление налога за землю. Расчёт данного налога производится следующим образом:
Плата за землю = S х Ставка налога х R, где
S- площадь земельного участка;
R- фиксированный коэффициент (2);
Ставка налога исчисляется следующим образом:
Ставка налога = Средняя ставка налога х R
В свою очередь, средняя ставка налога и средний коэффициент определяются исходя из численности человек, проживающих в данном населённом пункте.
Пример: При площади земельного участка в 100 м2 на территории Энергодара налог составляет:
100 х 0,126 х 2 = 25,2грн.
Ставка налога = 9 х 1,4 = 12,6 ком/м2
Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета городского совета, на территории которого находятся земельные участки.
Список использованной литературы
1. Задол А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. – М.: Рыбари, 2000г.
2. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Слово, 1999г.
3. Державне регулювання економiки. Навчальний пос-к / За заг. ред. С.М. Чистова. – К.: Либiдь, 2001г.
4. Павлюк К.В. Ефективнiсть надання податкових пiльг. // Фiнанси Украiни. – 2002г. - №1
5. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра – М, 2000г.