Налоговая политика

         в) налог на прибыль:

     Tpi = [ Wi x Ii – Si x I2 – Vi x I3 x (1+0,5) – Tндс ] x 0,3, при Tpi > 0, где

0,3 – ставка налога на прибыль.

        Расчёты проводились в такой последовательности. Сначала при Ii = 1 определялась сфера производства с минимальной нормой чистой прибыли, потом высчитывался индекс роста цены реализации её продукта, по которому норма чистой прибыли увеличивалась до заданного уровня ( в нашем примере до 2%). После этого затраты и объёмы выпуска в отраслях производства пересчитывались в новых, возросших ценах. Потом эта же процедура повторялась для другой сферы производства, где норма чистой прибыли из – за роста цен или заработной платы опускалась до минимума.

        Анализ свидетельствует (см. табл. 3), что в результате первичного внедрения системы налогов – НДС, налога на прибыль и суммарного налога на фонд заработной платы – общая налоговая нагрузка на брутто – прибыль всех сфер производства составляет 84,5%. При этом часть НДС в общей сумме налогов составляет 35,0%, налога на заработную плату 56,9% и налога на прибыль 8,1%

      Табл. 3  Межотраслевая модель производства после внедрения системы налогов, в ценах реализации, млрд. грн.

 

 

Сферы производства

Выпуск продукции в

ценах реализации

 

В том числе структура налогов

Налоговая нагрузка на брутто-прибыль,%

Затраты на амортизацию, сырьё, материалы

Фонд заработной платы

Брутто-прибыль до оплаты нало. на

НДС

(20%)

Налог на фонд зар- платы (50%)

Прибыль, подлежашая налогообложению

Налог на прибыль 30%

Всего налогов

Производство

основного капитала

 

54

 

18

 

15

 

21

 

5,16

 

7,50

 

7,50

 

2,25

 

14,91

 

71,0

 

Производство сырья и материалов

 

150

 

66

 

50

 

34

 

13,00

 

25,00

 

-5,00

 

0

 

38

 

111,8

 

Производство товаров

 

258

 

93,06

 

74,62

 

90,32

 

24,84

 

37,31

 

25,52

 

7,66

 

69,81

 

77,3

 

Всего выпуск

462

177,06

139,62

145,32

43,00

69,81

28,02

9,91

122,72

84,4

 


     Таким образом общая налоговая нагрузка от введения новых налогов в среднем  выросло с 75,9 до 84,4%.

      Однако по сферам производства налоговая нагрузка распределилась не равномерно. Наименьший уровень наблюдается в наиболее капиталоёмких отраслях – сфере производство основного капитала. Наибольшая налоговая нагрузка (111,8%), которая превышает финансовые возможности плательщиков налогов, наблюдается в наиболее трудоёмкой сфере производства сырья и материалов.

       В условиях рыночного ценообразования чрезмерность налоговой нагрузки на прибыль ведёт к росту цен на продукцию соответствующей отрасли производства. Как известно после введения в Украине новой налоговой системы в 1992-1994г.  наблюдалась рекордная гиперинфляция. Потом был осуществлён переход к жёсткой монетарной политике ограничения денежной массы в обращении. С того времени рост цен падает, т.к. снизился платёжеспособный спрос со стороны предприятий и населения. В результате реализации данных монетаристских рекомендации предприятия, в первую очередь те, которые базируются на трудоёмких технологиях, стали ощущать дефицит платёжных средств, стали накапливаться их долги по невыплаченной заработной плате, недостачи и задолженности по платежам в бюджет всех уровней. Вследствие этого наибольший спад производства наблюдался в отраслях, с наименьшей капиталовооружённостью труда и с наибольшей трудоёмкостью производства (см. табл. 4)


Табл. 4   Уровень капиталовооружённости труда в отраслях экономики Украины 1993г.

Отрасли производства

Уровень капиталовооружённсти труда, в % к уровню промышленности

Вся промышленность

100

Электроэнергетика

372

Химическая и нефтехимическая промышленность

 

331

Чёрная металлургия

229

Промышленность строительных материалов

 

134

Пищевая промышленность

124

Деревообрабатывающая промышленность

 

78

Машиностроение

66

Топливная промышленность

63

Лёгкая промышленность

61

Капитальное строительство

31


       Анализ показывает, что в 1991-2000г. наибольшее снижение темпов роста выпуска продукции происходило именно в тех отраслях, где был низкий показатель капиталовооружённости труда и как следствие вырос уровень налоговой нагрузки.

       Например, удельный вес машиностроения в объёме промышленности снизился с 31% в 1990г. до 13% в 2000г., а удельный вес лёгкой промышленности с 10,8% до 1,6%. Одновременно выиграли от такой системы налогов капиталоёмкие отрасли и предприятия, т.к. она представила им относительно лучшие условия производства. В частности, часть чёрной металлургии повысилась с 11% до 27,4%, топливной промышленности с 5,7% до 10,1%, электроэнергетики с 3,2% до 12,2%.

       Экономика предприятий трудоёмкого типа характеризуется, как правило, низким уровнем капиталовооружённости труда. Чтобы такие предприятия могли успешно функционировать в условиях рыночной экономики, есть два выхода. Во-первых, можно выровнять с помощью таможенных тарифов цены реализации импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке. Во-вторых, можно усовершенствовать систему налогообложения в направлении снижения налоговой нагрузки на прибыль предприятий трудоёмкого типа. Для разрешения этой проблемы необходимо снизить общую налоговую нагрузку на фонд заработной платы и соответственно повысить её в отношении налога на прибыль.


4. Проблемы и пути совершенствования налоговой системы.

      Обязательной составляющей перехода Украины к рыночным отношениям является создание новых предпринимательских структур и приватизация предприятий. Одним из условий стабильного наращивания финансового капитала предприятий, регулирование его размера и структуры является налоговая политика государства.

      Создать эффективную налоговую систему очень  сложно. Налоги находятся на стыке экономических интересов разных групп плательщиков и потребителей государственных ресурсов. Удовлетворить требования всех невозможно.

      Однако при любых условиях налоговая система должна быть стабильной. Современная налоговая система имеет ряд негативных  чёрт, основные из них:

       -   большое количество нормативных документов и несоответствие законов, которые регулируют налоговые отношения;

       -      нестабильность налогового законодательства, а также множественные изменения и поправки к действующим законам;

       -      отсутствие регулирующей функции и сосредоточение на финальной роли налогов;

       -     наличие законов, которые принадлежат к другим отраслям права, но касающиеся регулирования налоговых отношений;

       -    отсутствие достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений.

       По итогам 2001г. в государственный бюджет поступило 53993,0 млн. грн., в том числе 36714,4 млн.грн. за счёт налоговых платежей, из которых НДС составляет 10355,1 млн.грн., подоходный налог  = 8773,7 млн.грн., налог на прибыль 8273,4 млн. грн. При этом необходимо заметить, что налоговые платежи по сравнению с 2000г. выросли на 5372,3 млн.грн. Утверждённые налоговые поступления были выполнены на 102,9%, из них НДС был собран лишь на 89,0%, налог на прибыль предприятий – на 97,5%, подоходный налог 126,6%.

        Проанализировав выполнение бюджета в части налоговых доходов, можно сказать, что недовыполнение плана поступлений налога на прибыль обусловило отсутствие заметного процесса в увеличении эффективности субъектов хозяйствования, а высокие ставки налога и увеличение денежных доходов населения благодаря оживлению экономической активности, погашению части долга по заработной плате и увеличению официально зарегистрированных доходов от предпринимательской деятельности способствовали выполнению поступлений от подоходного налога с граждан.

       Проблемы налогообложения в Украине существуют не так из-за величины налоговых ставок, как в бессистемности, злоупотреблении, отсутствии позитивного влиянии на экономику. Стараясь разрешить проблему налогового бремени и чрезмерного контроля, отечественные предприятия должны скрывать часть оборота в «тени», тем самым спасаясь не просто от высоких налогов, а от административного насилия. Существующая налоговая система угнетает предпринимательство.

         Известно, что желание уклониться от оплаты налогов существует с момента появления налогов. Однако в экономически развитых странах масштабы уклонения меньше, нежели в развивающихся странах. Причиной этому является отработанные в течении многих лет и технически обеспеченные механизмы взымания налогов, стабильное и совершенное законодательство. Но не менее важным является формирования у плательщиков налога чувства ответственности перед обществом и неизбежного наказания за неуплату налогов.

         В Украине налоговая политика пока ещё формируется. При её становлении необходимо учитывать опыт других государств, но только тот, что даёт позитивный результат и для производителя, и для бюджета.

         Современную налоговую систему необходимо реформировать в направлении сокращения количества законодательных актов, которыми регулируются налоги, существенного уменьшения числа как общегосударственных, так и местных налогов и сборов. В зависимости от состояния экономики , её целей, которые на данном этапе развития государство считает приоритетным, бюджет должен быть сбалансированным, очевидно должны меняться и принципы построения налоговой системы.

          Законодательство должно стать простым, понятным для субъектов налогообложения, не должно нести дополнительных бюрократических и правовых трудностей как для налоговых органов, так и для субъектов хозяйствования. Отношение работников налоговой службы с плательщиками налогов должны базироваться на возможности  компромисса в решении налоговых вопросов.

          Практика налогообложения на абстрактно-числовом примере.

1.      Сбор налогов с владельцев транспортных средств.

 Расчёт налога производится по фиксированным ставкам в год. Начисление налога с владельцев транспортных средств производится на основании списков, полученных из ГАИ. Основная работа состоит в учёте налоговых поступлений, контроля за уплатой налога, розыском должников с последующим привлечением к административной ответственности.

       Пример: На балансе частного предприятия «Динамо» по состоянию на 1 января 2001г. числилось два легковых автомобиля: ВАЗ 21043 с рабочим объёмом цилиндров двигателя 1500см3, и Ford Scorpio с рабочим объёмом цилиндров двигателя 2000см3.

      Налог составляет:

      -  за автомобиль ВАЗ 15 х 4 х 5,7 = 342 грн./год

      - за автомобиль Ford 20 х 10 х 5,7 = 1140грн./год

      Ход расчёта следующий:

  Рабочий объём цилиндров двигателя  х Ставка налога х Курс евро

                            100           

       2. Расчёт и перечисление налога за землю. Расчёт данного налога производится следующим образом:

Плата за землю = S х Ставка налога х R, где

S- площадь земельного участка;

R-  фиксированный коэффициент (2);

   Ставка налога исчисляется следующим образом:

Ставка налога = Средняя ставка налога х R

   В свою очередь, средняя ставка налога и средний коэффициент определяются исходя из численности человек, проживающих в данном населённом пункте.

    Пример: При площади земельного участка в 100 м2 на территории Энергодара налог составляет:

    100 х 0,126 х 2 = 25,2грн.

    Ставка налога  = 9 х 1,4 = 12,6 ком/м2

    Платежи за землю зачисляются на специальные бюджетные счета городского совета, на территории которого находятся земельные участки.



















Список использованной литературы

 

1.      Задол А.А., Петруня Ю.Е. Основы экономической теории. – М.: Рыбари, 2000г.

2.      Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. Справочник студента. – М.: Слово, 1999г.

3.      Державне регулювання економiки. Навчальний пос-к / За заг. ред. С.М. Чистова. – К.: Либiдь, 2001г.

4.      Павлюк К.В. Ефективнiсть надання податкових пiльг. //  Фiнанси Украiни. – 2002г. - №1

5.      Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: Инфра – М, 2000г.
























                                                                                                                               


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать