Налоговая политика

      Важным условием эффективности налоговой политики умеренность налоговых сборов, вводимых государством. Высокие налоговые ставки могут создавать ряд проблем.

       Во-первых они способны подорвать стимулы, заинтересованность домашних хозяйств и предприятий в повышении степени своей экономической активности. Так, государство должно очень взвешенно подходить к разработке прогрессивных ставок взымания подоходного налога. Построение диапазонов в системе налогообложения, применяемые налоговые ставки не должны быть антистимулом, т.е.охлаждать стремление людей больше и лучше работать.

       Во-вторых, может случиться так, что государство, применив более высокие ставки налогов, получит меньший доход от налоговых поступлений. Зависимость, которая существует между значениями налоговых ставок и объёмом поступлений государства, показана на рис.2.

Рис. 2.  Зависимость между доходами государства и значениями налоговых ставок

(кривая Паффера).

 

        На графике видно, что только до определённого значения (т.А) рост налоговых ставок может приносить большие доходы государству, после прохождения этого уровня налоговые поступления государства могут только снижаться. Уменьшение налоговых доходов государства  - результат реакции экономических субъектов на чрезмерные  налоговые притязания государства. Происходит спад экономической активности ввиду невыгодности её поддержания на прежнем уровне. Поэтому государство всегда должно сдерживать свои налоговые аппетиты, проводить взвешенную налоговою политику.

        В – третьих, высокие налоги могут стимулировать процесс утаивания доходов плательщиками. Припрятывание доходов является одним из элементов теневой экономики.

        Влияние налогов на процесс рыночного ценообразования.

        Влияние налогов на цену товарной продукции  - сложный многофакторный процесс. Рассмотрим модель свободного конкурентного рынка, на котором цена товара складывается под воздействием спроса и предложения и представляет равновесную цену в каждый период времени. Используя аппарат кривых спроса и предложения, предположим, что все прочие факторы ценообразования, кроме налогов, в рассматриваемый период времени остаются неизменными. Обратимся к типичному графику взаимодействия спроса и предложения (рис. 3.).

Рис. 3. Воздействие изменения налога на рыночную цену.

      На графике изображены кривые спроса (D) и предложения (S). Исходное состояние обозначено индексом «о», состояние, возникающие при изменении налогов – индексами «1», «2» и т.д. Тогда равновесие спроса и предложения первоначально установится в точке пересечения кривых  D0 и S0. Точке равновесия E0 соответствует равновесная цена Р0.

      Рассмотрим общий случай, когда установлению новой равновесной цены после изменения налога предшествует ряд смещения кривых спроса и предложения, т.е. имеет место многошаговый процесс движения к новой цене.

      Предположим, что налоговая ставка увеличена. Для производителя это означает увеличение его издержек и поэтому он попытается сместить кривую S0 в положение S1. Этому будет соответствовать новая точка равновесия Е1 и цена равновесия Р1, превышающая Р0. В этом случае Р1 должна удовлетворять условию:

               Р1 х Q1 = P0 x Q0 + ∆T, где

      Q0 – исходное значение спроса на товар;

      Q1 – новое значение спроса;

      ∆Т – общее увеличение налогообложения производителя, т.е. сумма налога, которую он должен дополнительно внести в течении периода удовлетворения спроса D0 на рассматриваемый товар.

      Приведённое уравнение представляет условие сохранения дохода производителя при увеличении налога. Из него следует, что доход будет сохранён, если производитель установит на свой товар цену, равную:

          Р1 = Р0 x (Q0/Q1) + (∆T/Q1)

       Если часть потребителей, предъявляющих спрос на данный товар, согласится на цену Р1 и увеличит спрос до Q1, то производитель будет способен сохранить величину своего дохода посредством переноса налогового бремени на данных потребителей.

      Ещё проще сохранить доходность, если спрос на данный товар мало эластичен. В этом случае производитель смещает кривую S0 в положение S2, которому соответствует меньший уровень роста цены при том же значении спроса. Потребители вынуждены сместить кривую спроса в положение D1, которому соответствует новая точка равновесия Е2 и равновесная цена Р2. Т.к. спрос при этом не меняется и Q2 = Q0, то для сохранения дохода производителю достаточно установить новую цену Р2, связанную с исходной ценой Р0 следующей зависимостью:

        Р2 = Р0 + (∆T/Q0), 

представляющий частный случай предыдущей формулы Р1 при Q1 = Q2

       Рассмотренные варианты имеют место только в  условиях высокого спроса на предлагаемый товар, потребность со стороны потребителя незамещаема.

       Реально возникает более сложная ситуация.

       В случае смещения кривой предложения вверх, например, в положение  S2, что приводит к росту цен на товар, реакций со стороны потребителей станет смещение кривой спроса в положение D2. Установится новая точка равновесия Е3 и новая равновесная цена Р3. Выручка производителя от продажи может оказаться ниже той, которая необходима для компенсации роста издержек в связи с увеличением налога.

       Но если потребитель приобретает товар в количестве Q3 по цене Р3, которая выше исходной цены Р0, то производитель получает возможность компенсировать часть увеличения налога за счёт потребителя вследствие продажи ему товара по более высокой цене.

        Как следует из изложенного увеличения налогов и налоговых ставок может иметь следствием такое смещение кривых предложения вверх, а кривых спроса вниз, которое вызовет сокращение объёмов производства товаров, и в результате государство получит при более высоких ставках налога меньший объём поступлений в бюджет. Это подтверждает широко известный эффект Паффера, рассмотренный выше.

        На механизм рыночного ценообразования также воздействует и обратное явление  - снижение налоговых ставок, уменьшение налога, введение налоговых льгот.

         Если на рынке установилась равновесная цена, то снижение налога означает уменьшение расходов производителя, что ведёт к росту предложения. В то же время снижение налога может оказать нейтральное воздействие, и производитель не будет изменять исходного положения кривой предложения, и при неизменной кривой спроса равновесная цена не изменится. Таким образом, снижение налога станет дополнительной прибылью предприятия – производителя.

         В то же время правомерно предположить,  что производитель с учётом увеличения прибыли пойдёт на снижение цены производимого товара. При этом он будет следить, чтобы потеря его выручки вследствие снижения его цены компенсировалась выигрышем от снижения налога и увеличения объёма продаж. Возможен такой вторичный эффект, как мультипликационное расширение спроса. В связи с уменьшением равновесной цены потребители могут увеличить спрос на данный товар, что в последствии приведёт к установлению кривой – более высокой  - равновесной цены, поэтому доходность может повыситься как за счёт роста цен, так и в следствии  увеличения объёма продаж.

         Снижения налогообложения предприятий первоначально может привести к уменьшению поступлений в государственный бюджет. Однако в итоге оно способно привести к росту этих поступлений из-за увеличения налогообложения объёма продаж, обусловленного снижением цен и расширением спроса на товар. Этот эффект также вытекает из кривой Лаффера.

Последствия предоставления налоговых льгот.

      Одной из составляющих частей системы налогообложения в государстве является предоставление льгот по отдельным видам налогов, сборов. По своей экономической сути такие льготы – это система внутреннего перераспределения финансовых ресурсов между отдельными субъектами налогообложения. С экономической точки зрения предоставление льгот является формой государственного регулирования экономического и социального развития. Льготы по налогообложению – явление объективное, обусловленное самим ходом экономического развития.

       В экономической жизни государства нередко возникают случаи, когда для поддержки отдельных производств более целесообразно снизить размер налогов, нежели покрывать убытки и осуществлять выплаты из бюджета на социальные цели. Можно утверждать, что выплаты по безработице, а также дотации убыточным предприятием могут быть значительно больше, нежели потери бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот. К позитивным сторонам льготного налогообложения необходимо отнести ещё и то, что хозяйственные структуры, получив льготы, могут усиливать своё финансовое состояние, обновлять производство, повышать конкурентно способность своей продукции.

       Негативной стороной льготного налогообложения является нарушение принципа нейтральности налогообложения и его справедливости. Предоставление значительных льгот отдельным группам плательщиков обуславливает невозможность снижения налогового бремени в целом. Кроме этого, предоставление льгот способствует расширению теневого сектора экономики, т.к. порождает желание плательщиков налогов, которые не имеют льгот, избежать налогообложения. В целом же, предоставление льгот является нарушением рыночного механизма распределения ресурсов.

       Льготы по налогообложению можно разделить на три группы:

      -  льготы социальные, т.е. льготы, которые предоставляются отдельным юридическим и физическим лицам, которые не могут конкурировать при производстве той или иной продукции в рыночной среде;

      -  льготы отдельным предприятиям, которые находятся в худших экономических условиях по сравнению с основным количеством производителей. К ним относятся виды производств, которые имеют важное значение для экономики государства, однако находятся в неблагоприятных экономических условиях, что не даёт им возможности равноправно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. (предприятия горнодобывающей промышленности, военно-промышленного комплекса).

      -    льготы предприятиям, которые временно находятся в неблагоприятных экономических условиях, в тяжёлом финансовом состоянии, которое возникло не по их вине (стихийное бедствие, устаревшие технологии).

      Увеличивающиеся объёмы льгот, которые получали плательщики налогов, существенно уменьшают поступления в бюджет.

Рис.4. Предоставление налоговых льгот.

        В 1999г. льготы по налогообложению получили почти 122,7 тыс. плательщиков налогов, что составляет 16,6% от их количества. Общая сумма предоставленных льгот составляла 39,7млрд.грн., в том числе платежи в госбюджет – 35,7млрд.грн., в местный бюджет – 4,0млрд.грн. Прямые потери бюджета с учётом обновления НДС и акцизного сбора составляли 19,6 млрд.грн., или 59,6% поступлений в сводный бюджет. Объёмы предоставленных льгот ежегодно растут (см. рис.4). В частности, в 1999г. таких льгот было предоставлено в 1,4 р. больше, чем в 1997г. (14,6 млрд.грн.). Общая сумма предоставленных в 1999г. льгот по налогообложению превысила поступления в бюджет в 1,2 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать