Налоговая политика

       Наиболее весомыми в абсолютных суммах были льготы, предоставленные плательщикам НДС, которые составили 85% от общего объёма льгот, или 33,7 млрд.грн., из которых 14,2 млрд.грн. являлись прямыми потерями бюджета.

       Сумма льгот на налог на прибыль предприятий в 1999г. составила 3,6 млрд.грн., при 6,4 млрд.грн. фактических поступлений налога в сводный бюджет.

       Общая сумма льгот, предоставленных юридическим лицам по акцизному сбору, за 1999г. составляла 1,1 млрд.грн., при фактических поступлениях сбора в сумме 1,8 млрд.грн. Прямые потери бюджета от предоставления льгот по акцизному сбору составляли 521,9 млн.грн., или 46,5% от общей суммы льгот.

       Анализ использования налоговых льгот в 1999г. свидетельствует о несовершенстве существующей системы их предоставления. Платёжеспособные плательщики используют действенную систему предоставления налоговых льгот для законного избежания налогообложения по отдельным видам налогов.

       Изложенное выше даёт основания сделать определённые выводы и внести предложения:

1.          На сегодня налоговая система Украины слишком деформирована предоставлением услуг, а также отсрочек, налоговых кредитов и др., что не содействует достижению финансовой стабильности в государстве, равномерному распределению налогового бремени на плательщиков налогов, приводит в необоснованному перераспределению финансовых ресурсов между отдельными субъектами хозяйственной деятельности.;

2.           Основным недостатком действующей практики предоставления льгот является отсутствие экспертных оценок о масштабах перераспределения финансовых ресурсов и то, что большинство льгот предоставляются в виде полного и бессрочного освобождения налогообложения, а это уменьшает стимулирующую функцию льгот;

3.          С целью упорядочения предоставления льгот по отдельным видам платежам прежде всего необходимо ликвидировать льготы, которые не имеют достаточного экономического обоснования, особенно по прямым налогам и прежде всего, налога на прибыль, налога на землю и подоходного налога с граждан;

4.          Предоставление льгот должно осуществляться только на основании принятых законов;

5.          Целесообразно осуществлять предоставление льгот только в форме налоговых скидок по действующим ставкам налогообложения. Большинство льгот должны быть ограничены во времени.

6.          Предоставление льгот должно проходить жёсткую экспертизу независимых экспертов и только после их заключения решение о предоставлении льгот должно выноситься на рассмотрение ВГУ. Отдельные, наиболее весомые льготы, могут предоставляться на основе референдума.

Анализ влияния налогов на экономику предприятий.


       Проведём анализ влияния современной налоговой системы на уровень цен и финансовые показатели предприятий с разным уровнем капиталовооружённости.

       В таблице 1 приведена межотраслевая модель производства, которая отражает структуру экономики Украины, предшествовавшую введению системы принципиально новых налогов и сборов в 1992г. (НДС, налог на прибыль)

      Табл. 1. Межотраслевая модель производства до введения новой системы налогообложения в Украине, млрд.грн.

Сферы производства

Выпуск продукции в базовых ценах

В том числе

Промежуточное потребление, сырья, материалов

Потребление основного капитала

Оплата труда наёмных рабочих

Прибыль до оплаты

Производство основного капитала

 

45

 

10

 

5

 

15

 

15

Производство сырья и материалов

 

125

 

50

 

5

 

50

 

20

Производство товаров и услуг

 

215

 

62,55

 

15

 

74,62

 

62,83

Всего выпуск

385

122,55

25

139,62

97,83

Валовая добавленная стоимость 262,45

     По данным межотраслевого баланса Украины за 1991г. удельный вес заработной платы в чистой продукции (чистой добавленной стоимости) составлял 58,8%

      В табл.2 приведены некоторые показатели, которые характеризует различия в технической структуре производства трёх основных сфер экономики.


Табл. 2   Экономические показатели сфер производства в условиях дифференцированной капиталовооружённости труда.

 

 

Сферы производства

 

Коэффициент капиталовооружения

Удельный вес заработной платы в чистой добавленной стоимости, %

 

Норма брутто – прибыли, %

Производство основного капитала

 

14,00

 

50,00

 

6,67

Производство сырья и материалов

 

5,00

 

71,4

 

 

6,67

Производство товаров и услуг

 

8,88

 

54,3

 

8,52

В среднем

8,04

58,8

7,75


      Из табл. 2 видно, что наиболее капиталоёмкой и одновременно наименее трудоёмкой в анализируемом примере является сфера производства основного капитала. Производство сырья и материалов – наименее капиталоёмкая и одновременно наиболее трудоёмкая сфера производства, о чём свидетельствует высокий удельный вес заработной платы в чистой добавленной стоимости. В сфере производства потребительских товаров и услуг капиталовооружённость труда находится на среднеотраслевом уровне.

       Производная межотраслевая модель производства, представленная в табл. 1 может быть использована для исследования влияния  налоговой системы на структуру общественного производства и уровень цен. В частности, сферы производства необходимо рассматривать как предприятие, которые оплачивают значительные суммы налогов.

        В 1991г. основные доходы бюджета Украины сформировались за счёт налога с оборота и платежей предприятий и организаций с прибыли, которые составляли соответственно 7,5% и 23,8% от суммы чистой добавленной стоимости. Часть этих основных налогов в общей брутто-прибыли всех предприятий Украины составляла 75,9%.

        По данным табл. 1 можно определить новый уровень налогового бремени на прибыль от внедрения НДС (20%), налога на прибыль (30%) и налоговых начислений на фонд заработной платы (50%).

         Для расчётов основных налогов использованы также формулы:

         а) налог на добавленную стоимость:

Тндсi = [ ( Wi x I1 – Si x I2) – (Ai x I1 + ∆Ki x I1 + ∆Si x I2 ) ] x 0,2, где

Wi, Si, Ai – соответственно цена продукта, объём потребления сырья и материалов, объём потребления основного капитала в i-той сфере производства, в базовых ценах;

Ii – индекс роста цены реализации продукта в i-той сфере производства, которое поясняется желанием снизить налоговое бремя ( i = 1, 2, 3);

∆Ki -  чистые инвестиции в основной капитал в i-той сфере производства, в базовых ценах (∆К = К х 0,02 );

∆Si – чистые инвестиции в оборотный капитал (прирост запасов) в i – той сфере производства, в базовых ценах (∆S = S х 0,02 );

0,2 – ставка НДС.

        б) налог на фонд заработной платы

       Tvi = Vi x I3 x 0,5, где

Vi – фонд заработной платы до оплаты подоходного налога с граждан в i- той сфере производства;

0,5 – ставка совокупных налоговых начислений на фонд заработной платы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать