- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. В России эта функция носит наиболее выраженный характер.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. #16
Hалоговая система РФ
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.
2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.
В России в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации»#12 (с последующими
изменениями и дополнениями) существуют три вида налогов.
1. Федеральные налоги:
. налог на добавленную стоимость;
. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
. налог на доходы банков;
. налог на доходы от страховой деятельности;
. налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
. налог на операции с ценными бумагами;
. таможенная пошлина;
. отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;
. платежи за пользование природными ресурсами;
. подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
. подоходный налог с физических лиц
. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
. гербовый сбор;
. государственная пошлина;
. налог с имущества, переходящего в порядке насдедования или дарения
. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.
2. Налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований:
. налог на имущество предприятий;
. лесной доход;
. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
. сбор на нужды образовательных учреждений (взимается с юридических лиц).
3. Местные налоги:
. налог на имущество физических лиц;
. земельный налог;
. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпри нимательской деятельностью;
. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
. курортный сбор;
. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента);
. целевые сборы с граждан и предприятий (учреждений, организаций) независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;
. налог на рекламу;
. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
. сбор с владельцев собак;
. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
. некоторые другие налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти в пределах их компетенции.
Структура поступлений налогов на территории РФ
(составлено по #8 стр 27)
[pic]
Как оговорено в Законе о налоговой системе, обязанности налогоплательщика
возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям,
установленным законодательными актами, определяющим, в частности:
. налогоплательщика (субъект налога);
. единицу налогообложения;
. налоговую ставку (единицу налогового обложения);
. сроки уплаты налога в бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
К объектам налогообложения законодательством Российской Федерации отнесены
доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды
деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными
ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача этого
имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и некоторые
другие объекты. При этом один и тот же объект может облагаться налогом
одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.
В качестве налогоплательщиков выступают граждане и юридические лица, а
также другие категории плательщиков, на которых соответстющими
законодательными актами возложена эта обязанность. Уплата налогов
юридическими и физическими лицами производится в порядке и в сроки,
установденные законодательством Российской Федерации. При этом
предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по илогам в федеральный бюджет
имеет право только Министерство финансов России, а по платежам в другие
бюджеты - соответствующие финансовые органы в порядке, предусмотренном
законодательством (во есх случаях о принятии таких решений должны быть
уведомлены соответствующие налоговые органы).
Юридические лица, которые в соответствии с законодательством должны
уплачивать несколько налогов, выплачивают их в такой последовательности:
. уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи;
. местные налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты деятельности, уплачиваются с налогооблагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного на сумму уже выплаченных налогов
(поимущественных, пошлины и т. д.);
. все остальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли), уплачиваются в установленном порядке с налогообдагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного и на сумму уже уплаченных местных налогов;
. подоходный налог (налог на прибыль) вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты всех названных налогов.
Следует отметить, что в порядке и на условиях, определяемых
соответствующими законодательными актами, отдельным категориям
налогоплательщиков могут быть предоставлены налоговые льготы, а именно:
. необлагаемый минимум объекта налога;
. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
. освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков;
. понижение налоговых ставок;
. вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания кредитов);
. прочие налоговые льготы.
Поскольку налоговые льготы независимо от вида налога могут быть применены
только в соответствии с существующим законодательством, предоставление их в
так называемом «индивидуальном порядке» запрещено.
Права и обязанности налогоплательщика определены действующим
конодательством, в частности, уже упоминавшимся Законом «Об основах
налоговой системы в РФ:
. Так, налогоплательщик имеет право:
. пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленных соответствующими законодательными актами;
. представлять налоговым органам документы; подтверждающие право на льготы по налогам;
. знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
. представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;
. в установленном Законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.
Что же касается обязанностей налогоплательщика, то, прежде всего,
налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой
службы Российской Федерации
Кроме того, в соответствии с тем же Законом о налоговой системе
налогоплательщик обязан:
. своевременно и в полном объеме уплачивать налоги
. вести бухгалтерский учет
. составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
. предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
. вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленной проверками налоговых органов;
. в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения по мотивам отказа от подписания этого акта; .
. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
. в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятии решения по ликвидации
(реорганизации);#1
Критерии оценки налоговой системы
Как составная часть общеполитического положения государства налоговая
политика оценивается на основании критериев, главные из которых — равенство
(справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить
мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку
национальных приоритетов.
Критерий «равенство» или «справедливость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.
Существуют два типа справедливости.
Первый тип — вертикальная справедливость — подразумевает, что
налоговое бремя должно прогрессивно распределяеться между уровнями доходов.
Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по мере увеличения
дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что
налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью
платить большие налоги.
В российском законодательстве, регулирующем подоходное налогообложение физических лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессивная шкала ставок налога.
Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подоходного налога демонстрирует следующее.