Налоговая система РФ в условиях реформирования экономики
p> Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры
- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. В России эта функция носит наиболее выраженный характер.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. #16

Hалоговая система РФ

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

1) объект налога - это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;

4) ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Сyществyют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

Глобальная налоговая система широко применяется в западных государствах.

В России в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации»#12 (с последующими изменениями и дополнениями) существуют три вида налогов.
1. Федеральные налоги:
. налог на добавленную стоимость;
. акцизы на отдельные группы и виды товаров;
. налог на доходы банков;
. налог на доходы от страховой деятельности;
. налог с биржевой деятельности (биржевой налог);
. налог на операции с ценными бумагами;
. таможенная пошлина;
. отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы;
. платежи за пользование природными ресурсами;
. подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;
. подоходный налог с физических лиц
. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;
. гербовый сбор;
. государственная пошлина;
. налог с имущества, переходящего в порядке насдедования или дарения
. сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний.

2. Налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований:

. налог на имущество предприятий;
. лесной доход;
. плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем;
. сбор на нужды образовательных учреждений (взимается с юридических лиц).

3. Местные налоги:

. налог на имущество физических лиц;
. земельный налог;
. регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпри нимательской деятельностью;
. налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
. курортный сбор;
. сбор за право торговли (уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента);
. целевые сборы с граждан и предприятий (учреждений, организаций) независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;
. налог на рекламу;
. налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
. сбор с владельцев собак;
. лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
. некоторые другие налоги и сборы, устанавливаемые решениями местных органов власти в пределах их компетенции.

Структура поступлений налогов на территории РФ
(составлено по #8 стр 27)

[pic]

Как оговорено в Законе о налоговой системе, обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами, определяющим, в частности:
. налогоплательщика (субъект налога);
. единицу налогообложения;
. налоговую ставку (единицу налогового обложения);
. сроки уплаты налога в бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
К объектам налогообложения законодательством Российской Федерации отнесены доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача этого имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и некоторые другие объекты. При этом один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения.

В качестве налогоплательщиков выступают граждане и юридические лица, а также другие категории плательщиков, на которых соответстющими законодательными актами возложена эта обязанность. Уплата налогов юридическими и физическими лицами производится в порядке и в сроки, установденные законодательством Российской Федерации. При этом предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по илогам в федеральный бюджет имеет право только Министерство финансов России, а по платежам в другие бюджеты - соответствующие финансовые органы в порядке, предусмотренном законодательством (во есх случаях о принятии таких решений должны быть уведомлены соответствующие налоговые органы).
Юридические лица, которые в соответствии с законодательством должны уплачивать несколько налогов, выплачивают их в такой последовательности:
. уплачиваются все поимущественные налоги, пошлины и другие платежи;
. местные налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты деятельности, уплачиваются с налогооблагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного на сумму уже выплаченных налогов

(поимущественных, пошлины и т. д.);
. все остальные налоги, вносимые за счет дохода (прибыли), уплачиваются в установленном порядке с налогообдагаемого дохода (прибыли) налогоплательщика, уменьшенного и на сумму уже уплаченных местных налогов;
. подоходный налог (налог на прибыль) вносится за счет дохода (прибыли), остающегося после уплаты всех названных налогов.
Следует отметить, что в порядке и на условиях, определяемых соответствующими законодательными актами, отдельным категориям налогоплательщиков могут быть предоставлены налоговые льготы, а именно:
. необлагаемый минимум объекта налога;
. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
. освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков;
. понижение налоговых ставок;
. вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
. целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания кредитов);
. прочие налоговые льготы.

Поскольку налоговые льготы независимо от вида налога могут быть применены только в соответствии с существующим законодательством, предоставление их в так называемом «индивидуальном порядке» запрещено.
Права и обязанности налогоплательщика определены действующим конодательством, в частности, уже упоминавшимся Законом «Об основах налоговой системы в РФ:
. Так, налогоплательщик имеет право:

. пользоваться льготами по уплате налогов на основании и в порядке, установленных соответствующими законодательными актами;

. представлять налоговым органам документы; подтверждающие право на льготы по налогам;

. знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

. представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведенных проверок;

. в установленном Законом порядке обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц и другие права, установленные законодательными актами.

Что же касается обязанностей налогоплательщика, то, прежде всего, налогоплательщик обязан встать на учет в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации
Кроме того, в соответствии с тем же Законом о налоговой системе налогоплательщик обязан:
. своевременно и в полном объеме уплачивать налоги
. вести бухгалтерский учет
. составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет;
. предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
. вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленной проверками налоговых органов;
. в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенной налоговым органом, представлять письменные пояснения по мотивам отказа от подписания этого акта; .
. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
. в случае ликвидации (реорганизации) юридического лица по решению собственника (органа, им уполномоченного) либо по решению суда сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятии решения по ликвидации

(реорганизации);#1

Критерии оценки налоговой системы

Как составная часть общеполитического положения государства налоговая политика оценивается на основании критериев, главные из которых — равенство
(справедливость), эффективность и простота. К этому списку можно добавить мобилизацию поступлений, международную конкурентоспособность и поддержку национальных приоритетов.

Критерий «равенство» или «справедливость» характеризует относительный режим налогообложения различных налогоплательщиков.

Существуют два типа справедливости.

Первый тип — вертикальная справедливость — подразумевает, что налоговое бремя должно прогрессивно распределяеться между уровнями доходов.
Иными словами, ставка налогообложения должна возрастать по мере увеличения дохода налогоплательщика, что отражает убеждение в том, что налогоплательщики с большим доходом располагают увеличенной способностью платить большие налоги.

В российском законодательстве, регулирующем подоходное налогообложение физических лиц, это положение соблюдается лишь отчасти, о чем свидетельствует прогрессивная шкала ставок налога.

Несоблюдение критерия вертикальной справедливости в отношении личного подоходного налога демонстрирует следующее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать