Общая характеристика экономики США
p> Впервые за последние 29 лет профицит государственного бюджета в США был зафиксирован в 1998 фин. г. он составил 70 млрд. долл. По сравнению с общей суммой бюджета США примерно в 1,7 трлн. долл. положительное сальдо незначительно, однако оно имеет важное значение для развитии экономической и политической ситуации в стране и является большим достижением администрации Б. Клинтона. В течение следующего десятилетия профицит федерального бюджета США, по прогнозу, превысит 1,5 трлн. долл.

Большую часть достигнутого положительного сальдо администрация США планирует не использовать в настоящее время, хотя многие республиканцы выступают за снижение ставок некоторых налогов за счет этих средств. Ряд ведущих американских экономистов призывают правительство направить хотя бы часть этой суммы на уплату национального долга, достигающего в настоящее время 5,5 трлн. долл.

РАЗДЕЛ 2

1. История внешнеэкономической деятельности США.

После окончания войны Севера и Юга (1861 - 1877 годов) в США закончились внутренние буржуазно-демократические преобразования и они вступили в борьбу на внешнеполитической арене за передел мира. Главным объектом их экспансии стала Латинская Америка. Участие США в первой мировой войне принесло огромные прибыли американским монополиям, усилило роль страны в мировом хозяйстве. В годы второй мировой войны США приняли активное участие в создании антифашистской коалиции. После окончания войны, в условии американской монополии на атомное оружие начался период так называемой “холодной войны”. По инициативе и при прямом участии США были созданы военные блоки: НАТО, АНСЮЗ, СЕАТО, СЕНТО и другие, а также сеть военных баз во всем мире.

Для американской внешней политики с середины 60-х годов было характерно усиление борьбы с национально-освободительными движениями.
Непопулярная война во Вьетнаме (1965 - 1973 годов) привела к росту антивоенного движения.

Установление военно-стратегического паритета между СССР и США в начале 70-х годов привело к переходу от политики военного противостояния к разрядке напряженности и развитию сотрудничества на основе мирного сосуществования

2. Формирование внешнеэкономического курса США.

5 ноября 1996 года президент Билл Клинтон был избран на второй четырехлетний срок. Он стал первым президентом демократом после Франклина
Делано Рузвельта, который добился переизбрания. На основе примеров предыдущих президентов-второсрочников прогнозируется, что Клинтон будет пытаться переключиться с внутренних проблем страны на международные.

Как известно, предыдущее республиканское руководство конгресса заявляло о себе как о стороннике свободной торговли. Но на деле оно занимало консервативную позицию по внешней повестке дня. Конгресс, например, не возобновил полномочия президента на проведение торговых переговоров по процедуре “быстрый шаг” (“фаст-трек” (согласно этой процедуре, конгресс либо ратифицирует новое торговое соглашение, либо отклоняет его, но не начинает затяжной процесс внесения в него поправок)), не принял новый закон об экспортном регулировании, не пошел на долгосрочное продление действия программы Генеральной системы преференций. Однако он одобрил закон о введении или усилении экономических санкций против ряда стран, создавая обстановку неуверенности относительно финансирования и продления полномочий внешнеэкономических ведомств.

Таким образом, при реализации внешнеэкономического курса администрация вновь столкнется с различной ориентацией исполнительной и законодательной властей, к тому же в условиях выхода на арену нового поколения законодателей.

Соответствующие положения предвыборной программы демократов сводились к следующему: “Чтобы продолжался быстрый рост американской экономики, мы должны по-прежнему расширять торговлю, не изолируясь от мира. Американские рынки открыты для всех, поэтому США вправе требовать, чтобы и зарубежные рынки были открыты для американских товаров”.

Среди задач, которые стоят перед Клинтоном в начале второго президентского срока, особое место занимает получение от конгресса полномочий на ведение торговых переговоров по процедуре “фаст-трэк”. Если администрация откажется от увязки торговых соглашений с вопросами охраны труда и экологии, отношение конгресса и бизнеса к свободной торговле должно измениться в лучшую сторону. Из-за отсутствия полномочий “фаст-трэк” и других обстоятельств администрация утратила инициативу в создании зоны свободной торговли в Западном полушарии и Трансатлантической зоне свободной торговли. США намеревались начать расширение НАФТА путем принятия в него
Чили, но не предпринимали соответствующих действий.

В настоящее время США имеют режим свободной торговли с Канадой,
Мексикой, Израилем и Палестинской Автономией. В отношении последней такой режим установлен в октябре 1996 года, что преподносилось как поддержка
Соединенными Штатами мирного процесса на Ближнем Востоке и экономического сотрудничества между Израилем, Иорданией, Египтом и Палестиной.

США стремятся вернуть роль лидера в развитии свободной торговли, завершении многосторонних переговоров в области финансовых услуг, телекоммуникаций и морских перевозок. Другим важным направлением внешнеэкономической деятельности администрации относится блок вопросов, связанных с приемом Китая в ВТО и соответственно с получением уступок в плане доступа США на огромный китайский рынок. По некоторым сообщениям
Клинтон на встрече с председателем КНР на саммете АТЭС дал понять, что США не поддержат вступление Китая в ВТО, пока его рынок не станет более открытым.

Согласно докладу аппарата торгового представителя США (1 октября 1996 года), главной целью администрации в развитии внешней торговли остается обеспечение процветания американского народа путем расширения экспорта из
США товаров и услуг. Для ее достижения администрация будет вести переговоры о заключении соглашений, касающихся доступа на зарубежные рынки, добиваться соблюдения иностранными партнерами по заключенным уже торговым соглашениям, активно применять торговое законодательство США и стремиться к расширению сферы действия международных торговых правил на области, представляющие наибольший интерес для американских экспортеров.

В ближайшее время США, используя свое торговое законодательство, двусторонние и многосторонние (ВТО, НАФТА) механизмы, будет решать задачи по выходу на рынки таких стран, как Япония (автомобили, страховое дело, правительственные заказы в области телекоммуникаций и медицинской промышленности, бумага и бумажные продукты, звукозапись, гражданское строительство, фотопленка, яблоки), Южная Корея (автомобили, телекоммуникации, сельскохозяйственные продукты), Европейский Союз
(правительственные заказы в области телекоммуникаций, маркировка экологической безопасности и стандарты внешнего вида товаров, зерно, бананы, мясо скота, выращенного с применением гормонов), Канада (журналы, молочные продукты и мясо птицы) и так далее.

Другим непростым вопросом для администрации по-прежнему будет финансирование внешнеэкономических ведомств. Не исключены дальнейшие попытки законодателей реорганизовать систему внешнеэкономических ведомств, в том числе министерства торговли.

3. Тенденции развития мирохозяйственных связей.

Перемены в мировом хозяйстве в последние десятилетия ХХ века столь существенны и принципиальны, что, по мнению некоторых экономистов, позволяют говорить о становлении “новой мировой экономики” (НМЭ) и “нового международного экономического порядка” (НМЭП). Предлагаемые категории НМЭ и
НМЭП позволяют полнее фиксировать анализ перемен, проходящих в сфере мирового хозяйства.

К основным наиболее характерным чертам складывающихся ныне НМЭ и НМЭП можно отнести следующие:
Происходит быстрая замена прежних способов массового выпуска продукции новыми технологическими способами производства. Меняется роль и значение традиционных “базовых” отраслей промышленности. Становление нового типа производства может, как утверждают американские эксперты, завершиться лишь в первые десятилетия ХХI века.
Современный тип производства развитых капиталистических стран является переходным, смешанным, сочетающим старые и новые черты. Его можно характеризовать как конвейерно-массовое производство на базе новейших достижений науки и техники.
Процесс становления новой мировой транснациональной экономики тесно связан с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) западных стран. С одной стороны, развитие НМЭ на базе складывающегося нового технологического способа производства наиболее адекватно отвечает интересам ТНК. С другой - сами ТНК являются наиболее активными агентами, двигателями становления
“новой мировой экономики”, что позволяет говорить о новом этапе глобализации деятельности ТНК.
В этот период американские, западноевропейские, японские ТНК все больше переходят к операциям глобального, планетарного характера.
В соответствии с философией единого мирового рынка сейчас ТНК рассматривают в качестве главной цели своей деятельности не “максимизацию прибыли”, а
“максимизацию рынка”. В результате формируется глобальная сеть производства и сбыта, когда эти корпорации уже не довольствуются уже созданием производства с законченным циклом в отдельных странах, а стремятся специализировать каждое предприятие глобальной сети на наиболее рациональном производстве какого-либо компонента, узла для сбора конечной продукции там, где это выгоднее всего.
Для нового этапа хозяйственной деятельности ТНК характерно “сплетение” ТНК, принадлежащих к различным национальным и интернациональным экономическим центрам и усиление их взаимодействия. Эти перемены для американских ТНК, ранее стремившихся промышленно к 100 процентной собственности на зарубежное предприятие, означают признание выгодности совместных предприятий. По данным переписи зарубежных инвестиций США, начиная с 1977 года около половины прямых инвестиций американские фирмы осуществляют в форме совместных предприятий с иностранными партнерами. Это позволяет американским компаниям использовать не только свои конкурентные преимущества, но и преимущества зарубежного партнера, что в свою очередь обеспечивает большие выгоды всем участникам такого сотрудничества.
Современный этап глобализации деятельности ТНК находится в тесной связи с процессом дальнейшей экономической интеграции западного мира, активизировавшимся с начала 90-х годов. Созданы: единый рынок в Западной
Европе, зона свободной торговли между США, Канадой и Мексикой, происходит ее интеграция с уже существующей зоной свободной торговли между США и
Израилем. Есть все основания полагать, что США будет стремиться к интеграции во всем западном полушарии.
Одна из новых тенденций - растущее взаимодействие США и Японии (наряду с острой конкуренцией), которое, по мнению некоторых западных обозревателей, образует “ядро будущей мировой экономики”, “ось будущего мира”. Существует мнение, что в результате тесного сближения и взаимопроникновения американских и японских компаний, создается “прочный сплав, единственный в мире, превосходство которого будет во всех отраслях” и приведет к новой экономической организации со всеобщим и государственно-наднациональным характером “корпорации США - Япония”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать