1988 году, когда вышел Закон СССР «О кооперации в СССР». Начиная с этого периода вышло ряд Законов, постановлений правительства СССР и РФ. Эти акты регулируют сегодня деятельность малых предприятий в РФ, определяют их налогообложение и выделяют основные направления поддержки государством малых предприятий в России.
В своей работе я остановлюсь на причинах возникновения малых предприятий в России, правовых аспектах их деятельности, экономических показателях и перспективах развития малого бизнеса в России.
I. Рыночная экономика и малые предприятия
С другой стороны, в экономике страны сохраняется ситуация, когда
производственные активы в основном находятся в руках крупных хозяйственных
структур, потребитель и работник не в состоянии в полной мере защитить свои
права. Это касается и так называемых градообразуюших предприятий, на
которых, как правило, занято более 30% трудоспособного населения города
(например, чебоксарское АО “Промтрактор”, фрязинское НПО “Исток”, “Уралмаш”
и т. д.). Кроме того, такие предприятия имеют на балансе объекты социально-
коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры (жилье, детские сады,
медицинские учреждения, дома культуры, кинотеатры и пр.), обслуживающие
большинство жителей города. В условиях плановой экономики это так или иначе
выглядело целесообразным, но никоим образом не может соответствовать тем
рыночным преобразованиям, которые происходят в России: рынок ориентируется
на потребителя, а не на производителя.
Сегодня предприятия, обеспечивающие рабочие места горожан, в большинстве своем являются крупнейшими неплательщиками налогов, имеют значительную дебиторско-кредиторскую задолженность и неудовлетворительную структуру баланса, требуют экономического оздоровления. Даже не столько экономическая, сколько социальная значимость градообразующих предприятий заставляет всерьез задуматься о проблемах их преобразования и обеспечения эффективного функционирования.
Один из способов решения проблем предприятий, имеющих статус градообразующих, их реконструкция и создание новых рабочих мест видится в образовании на их основе комплекса малых предприятий и развитие в регионах частного предпринимательского сектора, как более гибкого и устойчивого к изменениям конъюнктуры сегмента экономики. Однако такая реструктуризация возможна только при соблюдении трех основных моментов: экономической целесообразности; наличия нормативно-правового аспекта; возможности практической реализации.
При разукрупнении предприятия результат может оказаться двояким в
зависимости от необходимости сохранения производственной структуры
преобразуемого производства. Комплекс создающихся малых предприятий может
по-прежнему выполнять функции, обслуживающие основное производство.
Появление экономического интереса у инфраструктурных предприятий, вероятно,
должно повысить эффективность последнего. С одной стороны, это связано с
тем, что промышленный гигант в тяжелой финансовой ситуации сбрасывает
лишний “балласт”. С другой же, развитие сервисных производств так или иначе
поддерживает основное.
Однако такого рода реструктуризация не всегда может решить существующие проблемы, так как основная причина кризиса предприятия не устраняется. В данном случае процессу разукрупнения необходима будет значительная поддержка из центра для получения капиталовложений и управленческих ресурсов. С другой стороны, если изменяются отношения собственности в рамках одного производства, может произойти нарушение технологического цикла основного производственного процесса. Такое может случиться, когда отсутствует переходная “холдинговая” компания, в роли которой и выступает крупное предприятие.
Но разрушение экономических связей и ломка производственно-
технологической цепи могут и не иметь решающего значения, если каждое малое
предприятие, образованное в процессе реструктуризации либо создавшееся
вновь на базе крупного, производит совершенно новые продукты или услуги.
Так, уже сейчас на крупных предприятиях, которые в целом имеют низкий
экономический потенциал, существуют производства, для которых легко найти
местный источник снабжения и которые поэтому могут работать независимо от
основного предприятия; производства с технологиями, способные
использоваться во многих других областях экономики, а также производства,
обеспечивающие удовлетворение местных потребностей. Таким образом, изучение
рыночной конъюнктуры, быстрое реагирование на изменение потребительского
спроса и гибкость производства в рамках малого предприятия вполне могут
обеспечить его жизнедеятельность в процессе реструктуризации и нарушения
или разрушения производства “материнской” компании.
Следующий аспект проблемы преобразования и реструктуризации - правовые возможности их осуществления. Анализ показывает, что нормативно-правовая база для развития малого предпринимательства и комплексного разукрупнения предприятий имеет достаточно разветвленную структуру и обеспечивает государственную поддержку субъектов малого бизнеса.
Независимо от предмета и целей деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности малых предприятий, они имеют особый статус среди прочих субъектов экономики. Законодательство Российской Федерации обеспечивает государственную поддержку малого предпринимательства, устанавливая основные направления стимулирования и развития субъектов малого предпринимательства, а также льготы и другие меры поддержки малых предприятий.
Для того, чтобы иметь возможность пользоваться льготами, установленными для малых предприятий, и поддержкой со стороны государства, организация должна удовлетворять определенным условиям по численности работающих и структуре уставного капитала. Если предприятие попадает в эти рамки и к тому же работает в приоритетных сферах деятельности, таких, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, отдельных товаров народного потребления, медицинских товаров и лекарственных препаратов, строительство или ремонтно- строительные работы, оно имеет максимальные льготы.
Кроме этого, для субъектов малого бизнеса предусматривается поддержка в их информационном обеспечении, подготовке кадров, производственно- технологическая и инновационная поддержка, поощряется внешнеэкономическая деятельность.
Таким образом, потенциал субъектов малого предпринимательства значительно расширяется за счет комплекса нормативных мер, направленных на его стимулирование. Необходимо решить “лишь” такую задачу, как использование этого потенциала при осуществлении санационных мероприятий в отношении градообразующих предприятий-банкротов.
Сейчас ситуация такова, что нормативно-правовая поддержка вовсе не означает благоприятных экономических условий для развития малого предпринимательства в реальной жизни. Кроме этого, установлены весьма жесткие и четкие ограничения для отнесения организаций к таким субъектам, а также жесткие меры и гарантии для соблюдения прав кредиторов преобразуемых предприятий, санкции для должников и банкротов. Вопрос в том, выполняются ли эти требования и соблюдаются ли гарантии. Практическое осуществление всех мероприятий по реструктуризации и есть третий, важнейший аспект ее проведения.
На сегодняшний день схема приватизации либо продажи больших предприятий (в том числе градообразующих) сводится к распределению на доли их уставного капитала, что опять же ведет к чрезмерной концентрации капитала предприятия в одних руках (так как уставный капитал акционерного общества составляет в принципе незначительную сумму) и, соответственно, возможность образования комплекса из большого числа малых предприятий на базе одного крупного предприятия-банкрота или должника значительно сокращается. Если же установить систему продажи таких предприятий по делению их основных производственных фондов, то одно лицо просто не в состоянии будет скупить значительную долю пакета акций градообразующего предприятия, фонды которого - огромные суммы.
В остальном же существующая законодательная база способствует не просто ликвидации крупных предприятий-должников или распродаже их имущества, а в основном предусматривает различные варианты санации и оздоровления этих организаций путем их реорганизации, в том числе и в предприятия малого бизнеса.
Таким образом, в сложившейся ситуации на базе производств и секторов
экономики целесообразно осуществлять политику перевода потенциала крупных
хозяйствующих субъектов в собственность малых предприятий. Этот подход
обусловлен и задачами, которые ставят государственные программы поддержки
малых предприятий.
Ниже я подробнее остановлюсь на правовых вопросах и экономических аспектах
деятельности малых предприятий в России.
I. Субъекты малого предпринимательства и экономическая деятельность малых предприятий
Что же такое малые предприятия сегодня? Кто является субъектами малого предпринимательства?
Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” дает следующее определение субъектам малого предпринимательства:
“Под субъектами малого предпринимательства понимаются
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или
нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого
предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя
численность работников за отчетный период не превышает следующих
предельных уровней (малые предприятия): в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -
30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.”
Экономические показатели деятельности малых предприятий в России в последнее время характеризуются следующими данными.
Незначительный рост числа малых предприятий на территории РФ, наблюдаемый в 1996-1997 гг., в 1998 г. практически прекратился. По состоянию на 1 января 1999 года в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 1998 г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).1