1. Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»
Экономист – 1997, №10
предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. п.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Для решения широкого круга проблем становления малого бизнеса
принята государственная программа поддержки малого предпринимательства в
Российской Федерации на 1998-1999 годы. Она утверждена Постановлением
Правительства РФ № 697 3 июля 1998 г.
Целью данной программы является решение стратегической задачи повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.
Основными направлениями Федеральной программы являются:
- Первое направление включает подготовку законодательных и иных
нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный
(заявительный) порядок регистрации, лицензирования
предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и
бухгалтерского учета, порядок допуска малых предприятий к
реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных
заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку
отечественных производителей; обеспечение качества и
конкурентоспособности товаров (услуг), производимых малыми
предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых
помещений в результате реструктуризации крупных предприятий;
защиту от рэкета и других посягательств на безопасность
функционирования малых предприятий; преодоление административных
барьеров при создании и функционировании малых предприятий.
- Второе направление включает формирование региональных центров
поддержки предпринимательства на базе существующих структур для
обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере
безопасности, финансов, информации, консалтинга, стандартизации и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей
предпринимателям получать сведения юридического и делового
характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах,
состоянии рынка). Намечено проведение круглых столов "Бизнес и
бюрократия", информационных кампаний.
- Третье направление включает создание действенных финансово -
кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального
сочетания средств государственной поддержки, привлечения
инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений
малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования.
Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера на федеральном уровне, а также организация в регионах сети специализированных финансово - кредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого предпринимательства.
На финансирование Программы в 1998 году предусматривались
ассигнования из федерального бюджета в сумме 100 млн. рублей. Из средств
Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической
сфере предусматривалось выделить на поддержку развития инновационной
инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов 20 млн.
рублей в 1998 году и 25 млн. рублей в 1999 году.
По экспертным оценкам данная программа должна увеличить численность работников, занятых в малом предпринимательстве, до 13,5 - 14,5 млн. человек, число малых предприятий до 900 - 950 тыс., создать новые рабочие места (прежде всего в производственной и инновационной сферах); расширить налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого оборота в сфере малого предпринимательства; увеличить вклад малого предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13 - 14 процентов.
Принятие государственных программ свидетельствует о том значении, которое придает государство сегодня развитию малого бизнеса в России.
3. Источники финансирования малых предприятий
Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной
экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.
Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников
финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,
технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.
Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые
ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть
прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и
сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные
суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку
ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег
у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей
в нашей стране.
Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-
1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны
осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития
конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -
долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности
средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по
обязательствам предприятий.
Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале
производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе
главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным
экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по
кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом
совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.
Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:
предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов
в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса
за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки
предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.
Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с
перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в
пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер
маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с
Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.
Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные
требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на
получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в
общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но
не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет
других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора
в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту.
Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для
отдельных проектов - до 2 лет).
Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных
ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата
кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом
кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления
операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой
валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные
договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства
предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в
месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о
целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется
региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию
Фонда.
Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно- рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.
Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит
государственного бюджета, единственным реальным внешним источником
финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.
Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с
предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо
залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать
и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема
финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита
заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование;
банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования;
предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый
кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6
лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и
сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При
факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они
переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный
в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае
происходит переуступка просроченной задолженности.