Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется в сторону увеличения доли предприятий торговли и общественного питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием. Изменение отраслевой структуры по числу малых предприятий приведено в приложении № 1.
По состоянию на 1 января 1998 года треть общего количества малых
предприятий концентрировалась в двух городах - Москве (20% от их общего
числа) и Санкт-Петербурге (12,9%). По другим регионам малые предприятия
широко представлены в Московской (4,1%), Ростовской (3,1%) и Свердловской
(3,0%) областях.
1. Здесь и далее в этом параграфе Мазурова Г.Г. «Малые предприятия России в
1999 году» “Вопросы статистики” - 1999, № 8.
В 1998 году продолжало возрастать число малых предприятий в Северо-
Западном (на 13,3% - в 1997г., на 9,1%- в 1998г.) и Уральском (на 9,5% и на
4,5% соответственно) районах. Сокращалось количество малых предприятий в
Восточно-Сибирском (на 16,8% и на 3,9%) и Дальневосточном (на 8,9% и на
1,9%) районах. Распределение числа малых предприятий по территории РФ в
1997 и 1998 годы приведено в приложении № 2.
Количество малых предприятий на 1000 человек постоянного населения
России не изменилось и составило в среднем шесть предприятий.
Среднероссийский уровень превышен в Москве (21 предприятие на 1000
человек), Санкт-Петербурге (24), Магаданской (9), Ленинградской,
Самарской, Новосибирской и Сахалинской (по7 предприятий).
В 1998 году общее количество рабочих мест на малых предприятиях составило 7,4 млн. человек. Более трети (35%) среднесписочной численности работающих на малых предприятиях занимались торговлей и общественным питанием, в промышленности трудились 21,9%, в строительстве -21,7%.
На одном малом предприятии в среднем работает девять человек.
Доля работников малых предприятий в общей численности занятых на
предприятиях и в организациях всех отраслей экономики РФ составила 12,1% (в
1997 г. -12,5%), в таких отраслях, как общая коммерческая деятельность по
обеспечению функционирования рынка - 88,4% (85,4%), операции с недвижимым
имуществом - 56,1 % (78,8%),информационно-вычислительное обслуживание -
43,5% (50,8%), строительство - 36,3% (36,8%). Распределение работников
малых предприятий по отраслям экономики приведены в приложении №3.
В 1998 году среднемесячная заработная плата работников малых
предприятий составляла 816,5 рублей (по крупным и средним предприятиям -
1100,7 рубля).
В 1998 году малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это составило около 7% выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Объем произведенной продукции малыми предприятиями в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 годом на 13,6%.
Инвестиции малых предприятий в основной капитал в 1998 году составили
22,5 млрд. рублей, или, 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и
социальной сферы России. По сравнению с 1997 годом в сопоставимых ценах они
уменьшились на 3,5%. Данные по инвестициям малых предприятий в основной
капитал по отраслям экономики в 1998 году приведены в приложениях №№ 4 и
5.
2. Государственная поддержка малого предпринимательства
За последние 5-7 лет было принято ряд законодательных и нормативных
актов, направленных на проведение в жизнь мер по поддержке государством
малого предпринимательства в России. В частности, одним из важнейших в этом
направлении является Федеральный закон № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. “0
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации” определяет общие положения в области государственной поддержки и
развития малого предпринимательства, которые конкретизируются в специальных
правовых актах. Данный же закон устанавливает лишь основные формы и методы
государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов
малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки являются следующие:
- создание льготных условий в области налогообложения и введение упрощенной
отчетности;
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого
предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и
информационных ресурсов, разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их
продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской
отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства. включая содействие развитию их торговых, научно-
технических, производственных, информационных связей с зарубежными
государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
для малых предприятий.
Система поддержки малых предприятий базируется на специальных
программах развития и поддержки малого предпринимательства (Федеральная
программа, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и
муниципальные), которые соответственно разрабатывает Правительство
Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Какие правовые основы налогообложения малых предприятий в России действуют сегодня ? Какие льготы существуют для малых предприятий?
В целом надо сказать, что действующее законодательство в области налогообложения распространяется на все предприятия, созданные в любой организационно-правовой форме. Однако для малых предприятий существует целый ряд льгот в области налогообложения.
Законы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации устанавливают льготы по налогообложению малых предприятий, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, других учреждений и организаций, создаваемых при выполнении работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг (т. е. тех организаций и предприятий, деятельность которых способствует функционированию и развитию малого бизнеса).
Закон о налоге на прибыль от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 (в редакции от 04.05.99) в ст. 6 регламентирует следующий порядок налогообложения малых предприятии (п. 4): в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, работающие в вышеуказанных приоритетных сферах, при условии, что выручка от этих видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). На третий и четвертый год работы данные предприятия уплачивают налог соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от данной сферы деятельности составляет свыше 90% выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Но указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
Для малого бизнеса существенное значение имеет положение п. 5 ст. 6
Закона от 27 декабря 1991 г., в соответствии с которым у предприятий,
получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского
отчета), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его
покрытие, в течение последующих пяти лет (если средства резервного и других
фондов предприятия также полностью использованы на эти цели).
В систему налоговых льгот для малых предприятий входят также: освобождение от налога части прибыли, направленной на финансирование отдельных мероприятий, освобождение от авансовых взносов налога на прибыль, упрощенный порядок налогообложения и др.
Льготы для субъектов малого бизнеса области налогообложения являются
наиболее значимым и действенным способом стимулирования малых предприятий
на данный момент, но комплекс мероприятий по поддержке и развитию малого
предпринимательства обеспечивает и такие меры, как:
- введение ускоренной амортизации;
- размещение (с июня 1995 г.) не менее 15 % государственных заказов на
малых предприятиях;
- кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.
Это осуществляется двумя путями: с одной стороны за счет компенсации
соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств) фондов
поддержки малого предпринимательства. С другой стороны, кредитные
организации, выдающие кредиты субъектам малого предпринимательства, сами
пользуются льготами, устанавливаемыми законодательством РФ и субъектов;
- страхование малых предприятий на льготных условиях;
- упрощенный порядок регистрации, а также ведения статистической и
бухгалтерской отчетности.
Кроме того, Законом РФ от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” установлены правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.