Классификация издержек производства:
Издержки обращения – связаны с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара участвуют только те издержки обращения, которые представляют собой продолжение процесса производства в сфере обращения
(хранение товара, его транспортировка, упаковка).
Издержки производства в зависимости от:
1) Влияния на них объемов производства делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки – это те издержки, которые не зависят от объемов производства. Они должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.
Переменные издержки – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, зарплату и по мере роста производства они возрастают.
Это деление условно, так как зависит от периода, за который производится анализ. Сумма постоянных и переменных издержек – это общие (валовые) издержки.
2) Для измерения издержек на производство единицы продукции используют средние издержки. Они важны для определения прибыльности фирмы (если цена = ср. издержки, то фирма имеет нулевой эффект; если цена > ср. издержек, то прибыль есть)
3) В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные.
Бухгалтерские – это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном использовании ресурсов из всех возможных альтернативных способов.
Альтернативность требует выделения 2 видов издержек:
Явные – те фактические затраты на производство продукции
Вмененные – это издержки упущенных возможностей из-за неиспользования ресурсов.
4) С точки зрения поступления средств издержки делятся на внешние и внутренние.
Внешние издержки – это издержки, денежные затраты на приобретение сырья, оборудования. Это расходы в пользу поставщиков.
Внутренние издержки – это собственные ресурсы, которые используются в производстве.
5) С целью определения макс. Выпуска продукции рассчитываются предельные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом продажи. Эти издержки важны для определения стратегии фирмы.
6. Экономическое содержание дохода. Доход и прибыль
Прибыль – это важнейший показатель хозяйственной деятельности предприятия;
в хоз. практике прибыль определяется как разница между денежной выручкой от
реализации продукта и полной себестоимости (себестоимость – это денежные
затраты на производство и реализацию продукта).
Прибыль выполняет редкие функции:
1) Она является источником финансирования затрат на производство и социальное развитие.
2) Прибыль – это важнейший элемент дохода госбюджета.
3) Прибыль характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия.
На формирование прибыли в условиях рыночной экономики помимо издержек
производства влияет и спрос на выпускаемую продукцию.
Доход предприятия, фирмы подразделяется на общий (валовой), средний и
предельный.
Общий доход – это денежная сумма, поступающая от продажи опред. количества
товаров. Этот доход равен цене товара, умноженный на количество товара.
Средний доход – это общий доход, деленный на количество единиц продукции.
Предельный доход – это приращение общего дохода, который образуется за счет
продажи предельной, т.е. дополнительной, единицы товара.
С точки зрения количественной прибыль рассматривается как разница между
общими доходами от продажи товаров и издержками производства.
В зависимости от того что включается в состав издержек экономисты различают
бухгалтерскую и экономическую прибыль.
Бухгалтерская прибыль обязательно стоит на бухг. балансе; она получается в
результате вычета из общей суммы полученной выручки внешних издержек
производства (т.е. это ден. затраты на приобретение сырья).
Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой от реализации
продукта и всеми – и внутренними и внешними – издержками.
Бухгалтерская прибыль меньше экономической на величину внутренних издержек.
7. Характеристика рыночных структур: совершенная и несовершенная
конкуренция
Конкуренция (от лат. «сталкиваться») - это соперничество между участниками
рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи
товаров. Конкуренция - состязательная работа между
товаропроизводителямилями за наиболее выгодные сферы приложения капитала,
рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм
стихийного регулирования пропорций общественного производства. Она
порождается объективными условиями: хоз. обособленностью каждого
производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с
другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует
деятельность самостоятельных единиц.
Совершенная конкуренция это соперничество многочисленных производителей,
создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции. Для нее
характерны следующие черты:
наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма
должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции
должен быть незначителен; возможность свободного доступа
товаропроизводителей к различным производственным секретам; однородность
продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного
производственного сектора, состоящего из множества фирм; хорошее знание
рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать
цены на рынке, спрос и предложение на товары.
Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была
характерна до середины XIX века. Во второй половине XIX в. и начале XX в.
появляются крупные предприятия и их объединения, которые охватывают
отраслевые рынки. Активизируется влияние государства на рынок. В силу этого
возникает несовершенная конкуренция. В отличие от совершенной она
ограничена влиянием монополий и государства.
Существуют несколько моделей несовершенной конкуренции.
Одна из моделей - монополия, для которой характерны:
Единственный продавец (одна фирма или отрасль является единственным
производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги);
Отсутствие близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это
означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без
него, т.е. нет приемлемых альтернатив);
Диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный
контроль над ценой); вступление в отрасль конкурентов заблокировано.
Моделью несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
Ее отличительные признаки:
Существует достаточно большое число фирм, что ограничивает контроль каждой
над ценой, отсутствует взаимозависимость и фактически невозможен тайный
сговор;
Продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими
условиями их продажи;
Экономическое соперничество влечет за собой ценовую и неценовую
конкуренцию;
Вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и
массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в
долговременном периоде; тип продукта дифференцированный; неценовая
конкуренция: значительный упор на рекламу, торговые знаки, торговые марки и
т.д.
Моделью несовершенной конкуренции является олигополия, для которой
характерны:
наличие нескольких фирм;
тип продукта (стандартизированный или дифференцированный); контроль над
ценой;
наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;
неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.
Олигополия в основном распространена в отраслях, где эффективнее крупное
производство и отсутствуют широкие возможности дифференциации отраслевого
продукта,
Методы конкурентной борьбы. В современных условиях используются силовые
методы конкурентной борьбы. К ним относятся такие экономические методы, как
лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание
цен, захват рынков рабочей силы, выпуск на рынок новых марок и видов
изделий и т.д. Действуют также методы прямого насилия поджоги, взрывы,
убийства опасных конкурентов, шпионаж, государственные перевороты и т.д.
Во всех странах применяются ценовые методы конкурентной борьбы. К ним
относятся применение монопольно высоких и монопольно низких цен, метод
ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые,
бросовые цены).
Появляются и методы неценовой конкурентной борьбы. Эти методы в основном
подразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по
условиям продаж.
Конкуренция по продукту - стремление захватить часть отраслевого рынка
конкурента путем выпуска продукции нового ассортимента и качества при
сохранении примерно одной и той же цены.
Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для
привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги
по сервисному обслуживанию, Льготы при покупке для постоянных покупателей.
Особыми методами неценовой конкуренции являются продажа товаров в
рассрочку и лизинг. Последний означает пользование средствами производства
вместо приобретения их в собственность, т.е. долгосрочная аренда матиц и
оборудования, транспортных средств, сооружений производственного
назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при
лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.
8. Воспроизводство: сущность, виды, типы
Воспроизводство - это процесс постоянного повторения и возобновления
производства. Процесс воспроизводства включает в себя следующие четыре
фазы: производство, распределение, обмен и потребление.
Производство - это исходный пункт, в котором создается продукт, а точнее,
материальные блага и услуги. Именно поэтому оно играет определяющую роль в
жизни общества. Производство – это целесообразная деятельность людей,
направленная на приспособление предметов природы с целью удовлетворения
материальныхпотребностей.
Распределение - фаза воспроизводства, где происходят распределение. Во-
первых, распределение результатов общественного производства; во-вторых,
ресурсов, или факторов производства.
Обмен означает обмен деятельностью между людьми и обмен продуктов труда.
Потребление - использование продукта в процессе удовлетворения
потребностей, заключительная фаза воспроизводства. Различают личное и
производственное (производительное) потребление.
Все фазы воспроизводства взаимосвязаны, взаимодействуют, находятся в
единстве.
Различают: индивидуальное воспроизводство относится к отд. предприятиям,
эк. объектам.
Общественное воспроизводство охватывает всю совокупность эк. объектов
данного общества (в масштабе всего н/х). При этом общ. производство – это
непростая сумма инд. производств; это совокупность той взаимосвязи, в
которой находятся действительно все инд. эк. объекты.
Простое и расширенное воспроизводство. При простом воспроизводстве – это
когда масштабы производства не меняются, а весь прибавочный продукт идет на
потребление. Факторы производства остаются неизменными. Простое
воспроизводство было типично, характерно для докапиталистических систем.
При капитализме оно выступает как основа, момент расширенного
воспроизводства. Расширенное воспроизводство – это когда масштабы
производства растут, а часть прибавочного продукта идет на производственные
цели (капитализируется, т.е. превращается в капитал). Превращение части
приб. стоимости в капитал Маркс называл накопление капитала. Иногда в
обществе имеет место суженное (убывающее) воспроизводство. Это происходит
тогда, когда сокращаются масштабы производства, это может быть вызвано
недостаточностью ресурсов, нерациональным и неэффективным их использованием
или ухудшением качественного состояния используемых ресурсов.
Два типа расширенного воспроизводства: экстенсивный и интенсивный. Первый
осуществляется за счет вовлечения дополнительных трудовых и природных
ресурсов, основных и оборотных фондов без изменения их технической основы,
однако за счет него нельзя увел-ть нац. доход на душу населения, поэтому
преобладает второй тип. Он осуществляется за счет НТП, организации труда,
совершенствования средств производства и роста производительности труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10