Мировая торговля пред. собой наиболее простую форму реализации международного разделения труда. Каждая страна участвует в мировом обмене товарами и услугами. Ее участие в мировой торговле хар-ся 2 составляющими: ввозом и вывозом товаров и услуг.
Экспорт – вывоз товаров и услуг и их реализация на внешних рынках.
Импорт - ввоз товаров и услуг и их реализация на внутреннем рынке страны.
Реэкспорт – ввоз товаров с целью не реализация их на внутренних рынке, а вывоза в третьи страны.
Внешнеторговый баланс страны – вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту и импорту.
Внешнеторговый оборот страны – общая сумма экспорта и импорта.
Сальдо внешнеторгового оборота – разность между суммой экспорта и суммой импорта.
Сальдо полож-ное, если экспорт превышает импорт, и наоборот. Соотношение экспорта и импорта в условиях открытой экономики оказывает существ. влияние на всю экономическую ситуацию в стране.
Экспорт, как и потребление и инвестиции, вызывает увеличение объема производства внутри страны. А это означает появление новых рабочих мест, увеличение занятости, рост доходов, который стимулирует расширение отечественного производства. В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с потребления и инвестиций на импорт. А это повлечет сокращение спроса на продукты отеч. производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов. Поэтому при измерении совокупных расходов на выпускаемые внутри страны товары и услуги необходимо вычитать расходы на импорт, а экспорт рассматривать как новый компонент совокупных расходов в стране.
Из изложенного следует, что полож. сальдо ведет к возрастанию расходов и увеличению чистого внутреннего продукта, тогда как отриц. сальдо приводит к уменьшению ЧВП.
30. Международное разделение труда, как предпосылка формирования мирового
рынка
Международное разделение труда (МРТ) – это высшая ступень территориального
разделения труда, опирающаяся на специализацию производства отдельных стран
по выпуску и экспорту определенных видов товаров и услуг. Международное
разделение труда является объективной основой становления и развития
международного обмена.
Масштаб и глубина МРТ определяется 2 факторами:
1. различия в природно-климатических условиях и наличие природных ископаемых
2. уровень развития производительных сил в странах-участницах МРТ
Мировой рынок – это исторически сложившаяся на базе промышленного
производства и МРТ система торгово-экономических и финансово-кредитных
отношений между странами. Он становиться ареной столкновения интересов
различных государств и их хозяйствующих субъектов, конкурентной борьбы
между ними, что предопределяет порой его нестабильность, а также высокую
степень подвижности и изменение рыночной конъюнктуры.
31. Инвестиционная деятельность государства
В отношении капитала регулирующая роль проявляется прямо и косвенно.
Непосредственно она находит свое выражение в гос. секторе, в котором
накопление капитала на гос. предприятиях опред-ся соотв. нормативами.
Одновременно гос-во, обладая поступлениями в бюджет либо определенную их
часть непосредственно инвестирует в производство, транспорт, связь,
инфраструктуру, жилье, развитие соцсферы, либо участвует в совместных
проектах, либо компенсирует часть инвестиций частного сектора экономики.
Изменяя инв. политику путем непосредственного наращивания или сокращения
гос. капиталовложений, гос-во оказывает воздействие на общую экон.
конъюнктуру в стране, развитие нац. экономики. Активизация инв.
деятельности в гос. секторе провоцирует спрос на инв. товары, рабочую силу
и в частном секторе.
Гос-во, осуществляя собственные автономные инвестиции, имеет возможность
вызывать мультипликационный эффект увеличения общ. продукта.
создает режимы наибольшего благоприятствования для вложения капиталов
снижает налоги на прибыль, направляемую на финансирование капиталовложений,
и на доходы от реализации ожидаемой продукции
льготное кредитование, выдача субсидий
привлечение иностранного капитала.
32. Преобразование отношений собственности: разгосударствление и
приватизация
Переход к рыночной эк требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на
рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих
усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не
использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии
форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где
можно получить наивысшую эффективность.
Приватизация - ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение
актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна
для переходного периода. Разгосударствление эк-ки - это многогранный
процесс отстранения государства от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой
основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий
саморегулирования эк-ки.
Сущ 2 направления развития эк-ки:
путем ограничения вмешательства государства в хоз-ную деятельность
предприятий
путем разгосударствления собственности.
Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий
основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-
ных приватизаций.
Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и
тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.
Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.
Приват-ия - процесс приобретения у государства предприятий и имущественных
комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами,
деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате
приватизации государство утрачивает права владения, распоряжения и
пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы-право
непосредственного управления ими.
Финансовые источники приватизации:
средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд
накопления)
заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства
от продажи ценных бумаг)
личные средства
Объекты приватизации
Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих
предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.
Доли (паи, акции) государства и аддминистративнотерриториальных образований
в капитале акционерных обществ.
Субъекты приватизации:
граждане РФ
юридические лица РФ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах
собственности
Трудовые коллективы гос-ых предприятий
Иностранные инвесторы
Лица без гражданства
33. Методы государственного регулирования национальной экономики
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного
хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного,
исполнительного им контролирующего характера, осуществляемых правомочными
государственными учреждениями и общественными организациями в целях
стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы
к изменяющимся условиям. Методы ГРЭ - экономический - средства денежно-
кредитной и бюджетной политики; административный - меры запрета, разрешения
и принуждения. Прямое вмешательство - формирование смешанной экономики с
наличием существенного государственного сектора в отраслях, наиболее
оснащенных основным капиталом; издание законов и правовых актов и
осуществления государственного контроля за их исполнением. Косвенное
вмешательство - путем реализации положений финансовой, фискальной
налоговой, денежно-кредитной, внешнеэкономической и социальной политики. В
помощью реализации экономической политики осуществляется: перераспределение
доходов и ресурсов; стимулирование инвестиционной деятельности и развитие
приоритетных направлений экономики; стимулирование занятости; поддержание
цен и воздействие на их уровень; устранение отрицательного влияния побочных
эффектов предпринимательской деятельности.
Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования
для решения различных проблем.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей;
принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает
противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает
антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи
некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает
функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране.
Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных
органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на
некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью:
страхование на случай безработицы, по старости.
Государство тратит средства, осуществляя контроль над состоянием окружающей
среды и утилизацией отходов производства. Государство субсидирует
здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства
государства. К ним относится проблема несправедливого распределения
доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение,
соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого
распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане.
Государство должно обеспечить право на труд тех, кто может и хочет
работать, рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
Каналы регулирования:
1. Налоговая, инвестиционная политика; таким путем должна создаваться рациональная структура производства. Существенным моментом финансовой политики является фискальная функция (налогообложение), она призвана обеспечить доходы бюджета, но она не должна душить, а стимулировать производство.
2. Финансирование научно- технических программ (целевые программы)
3. Дотация нерыночным секторам экономики (здравоохранение, образование, наука, культура)
4. Особая значимость соц. политики. Гос-во разрабатывает и осущ-ет соцпрограммы, которые охватывают наиболее социально важные отрасли, обращают внимание на соц. слои общества.
Целью государственного регулирования национальной экономики является
1. Эк-ская и соц. стабильность
2. Укрепление сущ. строя внутри страны и за рубежом
3. Адаптация к изменяющимся условиям сущ. строя
34. Кредитно-денежная политика Центрального Банка
Центральный банк - главный государственный банк страны, наделенный особыми
полномочиями и функциями, в особенности правом эмиссии денежных знаков и
регулирования деятельности коммерческих банков. Центральный банк является
«банком банков», органом, помогающим государству, правительству налаживать
денежное обращение, управлять бюджетом. Основными функциями являются:
эмиссия денег, хранение золотовалютных резервов государства, кредитование и
ведение счетов коммерческих банков и правительства; регулирование денежного
обращения, контроль за деятельностью кредитных учреждений. Резервные
требования - часть резервов коммерческих банков и других финансово-
кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на специальных счетах
центрального банка. Денежный мультипликатор - экономический показатель,
величина которого характеризует степень, в которой увеличение денежной
массы или спроса на деньги, увеличение инвестиционного спроса или самих
инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского
спроса на эту продукцию. Численно мультипликатор больше единицы и равен
отношению единицы к предельной склонности потребителя к потреблению данной
продукции, товара; либо отношению равновесного валового внутреннего
продукта к изменению объема инвестиций.
Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации.
В России функционирует двухуровневая банковская система.
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.
Функции Центрального Банка:
1.Денежная эмиссия.
2.Регулирование денежного обращения.
3.Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности
национальной экономики в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ:
Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и
расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной
единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых
посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные
средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика
минимальных резервов.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или
коммерческие банки. К ним относят:
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых
связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных
средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися
в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный
срок;
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог
недвижимого имущества;
- сберегательные кассы и кредитные общества;
- страховые и пенсионные фонды.
В России 6 специализированных государственных банков:
1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).
2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).
4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10