Под экономическим ростом понимают долговременные изменения естественного уровня реального объема производства, связанные с развитием производительных сил на долгосрочном временном интервале.
Сущность реального экономического роста состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Разрешается это противоречие между двумя основными способами: во-первых, за счет увеличения производственных возможностей, во- вторых, за счет наиболее эффективного использования имеющихся производственных возможностей и развития общественных потребностей.
В экономической теории сложились два основных подхода к трактовке форм проявления экономического роста. Наиболее распространенным является понимание экономического роста как итоговой характеристики развития национальной экономики за определенный период, измеряемый либо темпами роста реального объема ВНП ( ВВП, НД) , либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения. Первый способ измерения экономического роста используется при оценке темпов расширения экономического потенциала страны, второй - при анализе динамики благосостояния населения или сравнении жизненного уровня в разных странах и регионах.
Основными конечными целями экономического роста являются повышение материального благосостояния населения и поддержание безопасности. Первое конкретизируется в следующих основных составляющих: увеличение среднедушевых доходов населения; увеличение свободного времени ; улучшение распределения ВВП среди различных слоев населения; улучшение качества и рост разнообразия выпускаемых товаров и услуг.
Под эффективностью экономического роста понимается улучшение всех составляющих многогранного понятия “эффективность производства”. Сюда относятся: улучшение качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности на отечественном и мировом рынках; освоение производства новых товаров, позволяющих удовлетворить ранее не удовлетворенные потребности или создавать возможность для их удовлетворения наилучшим образом; освоение новых технологий, позволяющих минимизировать затраты органических производственных ресурсов для выпуска данного объема производства.
Факторами экономического роста называются те явления и процессы, которые определяют масштабы увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту и к ним относят: увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов; рост объема и улучшение качественного состава основного капитала; совершенствование технологии и организации производства; повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов; рост предпринимательских способностей в обществе.
Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой способности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. В состав косвенных входят такие факторы предложения, как снижение степени монополизации рынка, уменьшение цен на производственные ресурсы, снижение налогов на прибыль, расширение возможности получения кредитов, а также факторы спроса и распределения.
Факторы спроса определяют возможность реализации растущего объема производства. К числу важнейших относят такие факторы спроса, как рост потребительских, инвестиционных и государственных расходов, расширение экспорта.
Если динамика спроса отстает от расширения естественного уровня
Современный тип экономического роста - это развитие интенсификации производства на основе НТР.
Показатели современного типа экономического роста: повышение качества продукции; повышение производительности труда; ресурсосбережения, т.е. уменьшение удельного расхода ресурсов на единицу полезного эффекта; динамика фондоотдачи; снижение текущих затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции; интегрированный показатель нового типа экономического роста - рост эффективности общественного производства.
26. Цель и методы государственного регулирования в рыночной экономике
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Подобное регулирование в современных рыночных условиях осуществляется в меньших масштабах, чем в административно-командной системе, тем не менее, экономическая роль государства велика, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Основные функции государства: создание и регулирование правовой основы функционирования экономики; антимонопольное регулирование; проведение политики макроэкономической стабилизации; деятельность в сфере распределения доходов. Функции определяют тот необходимый минимум вмешательства государства, без которого не может нормально функционировать рыночный механизм.
В развитии экономики государств очень часто приходится корректировать те недостатки, которые имеет рынок.
1. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды;
2. Не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству (запасы рыбы);
3. не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг коллективного пользования;
4. не гарантирует права на труд и доход;
5. не обеспечивает развития фундаментальных исследований в науке;
6. рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему инфляционными процессами.
Поэтому государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного соперничества фирм, эффективной конкуренции, за ограничение монопольного пр-ва.
Исторически сложились два ведущих методологических подхода к регулированию рыночной экономики:
1. Кейнсианская школа - за регулирование хоз. механизма;
2. Доктрины консервативного направления, т. е. те, к-рые за невмешательство государства в экономическую жизнь.
Гос. регулирование эк-ки - целенаправленный координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельные сегменты внутренних и внешних рынков посредством микро- и макроскопических регуляторов целедостижения равновесного роста общей экономической системы.
Генеральные цели гос. рег.:
1. достижения эконом. и соц. Стабильности;
2. обеспечение национальных эконом. преимуществ;
3. обеспечение эконом. безоп. Страны;
4. адаптация рыночного механизма к различным целям.
Типы гос. регулирования:
1. полный гос. монополизм в управлении нар. хоз-вом.
2. различные варианты сочетания рыночных и гос. регуляторов (Фр).
3. крайний либерализм, признающий эффективность только частного предпринимательства (США).
Деятельность пр-ва:
1. обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной системы;
2. защита конкуренции;
3. перераспределение доходов и богатства;
4. корректировка распред. ресурсов с целью изм. Структуры нац. Продукта.
5. контроль уровняня занятости и инфляции
6. стимулирование эконом-го роста отраслей пр-ва.
Комплексное использование методов и инструментов гос-го регулирования образует макромаркетинг национальной экономики. Он является комплексным методом, охватывающим одновременно все фазы воспроизводства и экономического роста территорий и региональных подсистем.
27. Государственный бюджет, его структура: дефицит, профицит, госдолг
Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства за
определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием
источников поступления государственных доходов и направлений каналов
расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством,
утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе
исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.
Государственные доходы - исчисленные в денежной форме доходы государства за
счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного
аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной
помощи. Государственные расходы - денежные затраты государства, состоящие
из закупок товаров и услуг и трансфертов. Дефицитом бюджета - называется
превышение расходов над доходами, то есть это недостаточность средств,
ресурсов по сравнению с запланированным или необходимым уровнем.
Государственный долг - это задолженность государства внешним и внутренним
кредиторам. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Дефицит бюджета характеризует такое его состояние, когда общие расходы гос-
го сектора превышает доходы гос-го сектора государства. В принципе дефицит
бюджета связан с циклом деловой активности. Когда происходит подъем в
экономики, и наблюдается пик развития, то налоговые поступления
увеличиваются быстро, а гос-ные расходы на пособие по безработице
сокращаются. Разница между всей стоимостью всех товаров и услуг, которые
наша страна продает другим странам и стоимостью все товаров и услуг,
которые мы покупаем у остального мира, называется внешним торговым
балансом страны. Если страна покупает у друг. гос-в больше, чем продает, то
наблюдается внешне-торговый дефицит. А если государство продает друг.
странам больше, чем покупает у них, то оно имеет активное дефицит внешне-
торгового бюджета.
Государственный долг - ценные государственные бумаги, продаваемые
предприятиям и населению страны (по которым государство выплачивает %), и
международные займы (задолженность другим государствам и международным
кредитным организациям). Чем больше гос-ный долг, внутренний и внешний, тем
выше расходы на его обслуживание и погашение, тем меньше средств остается
для инвестиций и для потребления населения.
28. Национальный доход и его распределение
НД – это часть СОП за вычетом потребленных средств производства.
НД = СОП – Фв, НД = ПП + НП
НД – это чистый продукт общества
Факторы, влияющие на рост НД:
1. увеличение численности занятых в сфере мат. производства
2. за счет роста производительности труда, этот фактор определяющий поскольку возможности роста численности ограничены
НД состоит из 2 фондов
фонд потребления – это часть, которая направлена на удовлетворение
потребностей, на зарплату рабочих мат. сферы
Фонд накопления - это часть, которая направлена на расширение производства,
на культурно-бытовое стр-во, на резервы, на содержание непроизводственной
сферы.
ЧНП – исчисляется как сумма зарплаты, прибыли, ренты, процента, косвенных
налогов (таможенные пошлины).
ЧНП – это нац. доход + косв. налоги. Они добавляются для того, чтобы
определять нац. доход по рын. ценам.
ВВП включает в себя продукцию и услуги, произведенные только внутри страны
с использованием только своих факторов производства. Различают:
Номинальный ВВП – это его физ. объем, выраженный в текущих ценах данного
года.
Реальный ВВП – это его физ. объем с поправкой на уровень изменения цен с
помощью дефлятора.
Дефлятор – это индекс цен на все товары, услуги, используемый для
соотношения ном. ВВП с целью определения его реальной величины.
Для хар-ки уровня жизни населения используется показатель «личный доход»
ЛД – это доход, который получает отдельное лицо, семья, без налогов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10