Политика реформ и экономическая безопасность России

Политика реформ и экономическая безопасность России

смотреть на рефераты похожие на "Политика реформ и экономическая безопасность России"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский институт управления, экономики и права

экономический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Политика реформ и

экономическая

безопасность в России

Выполнила: студент

Индейкина И.П.

Содержание.


Ведение 3

1. Политика реформ в России 4

1.1. Суть переходного процесса в экономике России 4

1.2. Результаты I этапа реформ 5
1.2.1. Причины неудач I этапа реформ 6

1.3. Новый этап экономических реформ 8

2. Экономическая безопасность России 11

2.1. Общее понятие 11

2.2. Характеристика основных ее показателей 13

2.3. Экономика России с точки зрения экономической безопасности 15

2.4. Пути обеспечения экономической безопасности России. 18

Заключение. 22

Приложение 1. 23

Приложение 2. 24

Приложение 3. 26

Список использованной литературы. 27

Ведение

Данная работа посвящена одной из самых животрепещущих проблем современной России – оценки процесса реформирования экономики России и ее экономической безопасности. От решения этих проблем зависит, вернет ли
Россия себе место среди ведущих держав мира, или станет одной из слаборазвитых стран «третьего мира». И это не просто политическое состояние страны, от этого зависит благосостояние всего народонаселения и будущее наших детей.

В данной работе мною были проведены следующие работы:

V попытка критически оценить путь реформ,

V проанализировать их ход,

V рассмотреть достижения и неудачи

V и выявить причины неудач и методы их преодоления.

Мною были изучены данные Государственного комитета по статистике
Российской Федерации, и произведен их анализ. Изучены работу теоретиков и практиков экономики, как принимавших участие в проведение реформ, так и их противников.

Отдельный раздел посвящен экономической безопасности России, как в плане необходимой составляющей экономических реформ, так и как отдельной части общей политики страны. Оценка экономической безопасности дается с точки зрения как прямых факторов влияния, таких как, внешний долг, уклонения от налогов («черный» рынок), отношения ввозимых товаров, к производимым, продовольственная безопасность с точки зрения импорта продукции и т.п., так и с точки зрения косвенных факторов, таких как развитие высокоинтеллектуальных технологий, обучения, социальной сферы и т.п.

В результате работы получилась целостная картина сути экономических преобразований, пути их дальнейшего развития и роль политики экономической безопасности для защиты достижений реформ и дальнейшего их продолжения.


1. Политика реформ в России

Резкое падение эффективности Советской экономики, а потом и ее безропотный развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. Повторяясь, снова скажу, что реформы для России – дело привычное. Можно даже сказать, что Россия избалована реформами. Пожалуй, россияне всех поколений, так или иначе, испытывали на себе тяготы реформ или их последствий. В то же время реформы никогда не приносили социального облегчения гражданам. Особенно не везло рыночным реформам. Ни одна реформа не была завершена, ни одна не привела к созданию развитой рыночной системы в национальной экономике.
Каждый раз очередной реформатор надеется, что именно он, именно сейчас сумеет сделать то, что до него не смог сделать никто. И каждый раз рыночные реформы или прекращаются, или медленно замирают, или заменяются попятным, а то и реакционным движением.

Реформаторы 90-х годов знали предшествующий опыт. И сделали еще одну попытку.

В 1992 году, так или иначе, в нашей экономике действительно начались рыночные подвижки. Всю теоретическую и практическую работу по реализации рыночной реформы взяла на себя группа молодых специалистов во главе с Е.Т.
Гайдаром. Среди помощников Гайдара были и иностранные эксперты, в частности, американский экономист Дж. Сакс.

Но все-таки, если быть объективными: некоторые положительные результаты рыночного реформирования граждане России уже ощутили.

Преодолен изматывающий рыночный дефицит. Парадокс насыщенности потребительского рынка заключается в том, что при наличии экономического роста граждане России перманентно ощущали дефицит каких-либо благ№. Теперь же рынок полон. Не надо быть специалистом, чтобы понять: в нашей стране резко упал платежеспособный спрос.

Преодолено несправедливое выравнивание доходов предприятий и работников в условиях всеобщей бедности, при которой труд и способности дестимулировались.

1.1. Суть переходного процесса в экономике России

На первом этапе переходного процесса (1992-94 годы) шла адаптация денежной массы к новой системе денежного обращения. В результате опережающей эмиссию гиперинфляции она сократилась с 65% ВВП до 9% то есть в семь-восемь раз.

На втором этапе, параллельно с первым (1992-1996 годы) шла адаптация национального производства к новому объему эффективно обращаемой денежной массы. Фактически имел место сброс "высоких сфер" индустрии и формирование структуры, характерной для индустрии стран тртьего мира. Производство сократилось за этот срок в шесть, а не в расчетные десять раз за счет спонтанного возникновения компенсаторного механизма эмиссии предприятиями псевдоденег (т.н. неплатежей), объем которых превышает рублевую массу почти втрое, но характер обращения не позволяет осуществлять полноценные расчеты.
На третьем этапе (1993-2003 годы) идет адаптация национального богатства к новому объему производственных возможностей. Поскольку при новом уровне производства амортизировать оставшийся с советских времен объем национального богатства невозможно, он должен сократиться примерно в пять раз. Основной спад пришелся на производственные основные фонды, но и износ жилого фонда превышает сегодня 50%. В ближайшей перспективе выйдет из строя
50% жилого фонда.

За прошедшие с начала реформ годы уровень жизни упал в четыре раза, уровень доходов населения в неизменных ценах - тоже в четыре раза, объем материального производства - в шесть раз. При этом формально исчисляемый
ВВП, правда, упал только в два с половиной раза, но это лукавство: изменилась методика его исчисления. Две трети его составляют сегодня услуги, цены на которые выросли не в 10-12 тысяч раз, как на товары, а в
100-150 тысяч раз. Если считать ВВП в сопоставимых ценах, он уменьшился не в два с половиной, а в те самые четыре раза, что и уровень жизни.

Сумма потерь, которую можно оценить как объем недопроизведенного за семь лет ВВП, достигает примерно 4 триллиона долларов. Объем национального богатства (основные фонды, имущество населения) сократился в результате невозмещенного износа с примерно 5,4 триллионов долларов до 2,6 триллионов долларов, то есть более чем вдвое.

Расходы на социальные нужды сократились в 10-20 раз, на развитие экономики - в сотни раз, на оборону - в десять раз, на содержание госаппарата выросли в полтора раза, на содержание правоохранительных органов выросли в два с половиной раза.

СССР оставил России 80 миллиардов долларов внешнего долга. Сегодняшние долги России перевалили за 200 миллиардов. При тогдашнем уровне доходов
СССР легко обслуживало свой долг. Долг РФ стал сегодня непосильной ношей.

1.2. Результаты I этапа реформ

Как бы мы скептически не относились к перспективам рыночного реформирования, продвижения к рыночной системе уже началось. Можно проследить основные способы этого продвижения и обозначить некоторые результаты.

Еще при М. Горбачеве, в декабре 1990, в России принят Закон о предприятии и предпринимательской деятельности, который разрешал утверждать различные фонды, частных корпоративных и паевых предприятий. Закон создавал достаточные юридически основания для развертывания частнопредпринимательской деятельности, но экономических основ пока создано не было.

В январе 1992 года были либерализованы цены. Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой «рыночной выучке». С другой – это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в
2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция.

Рост цен происходил на фоне жестких ограничений денежной массы.
Государству, предприятиям и населению в буквальном смысле слова нечем было платить за потребляемые товары и услуги. Начался длительный и непреодоленный до 1998 года процесс неплатежей. Внук большевика, сын коммуниста Е. Гайдар по-большевитски решил проблему «лишних денег» у населения: он их конфисковал с помощью инфляции. Вклады граждан в сберегательные банки не были индексированы и пропали, деньги находившееся
«на руках» мгновенно обесценились. Народ, ради которого, как говорили осуществлялась реформа, был просто ограблен. Правда, правительству и
Центральному банку приходилось принимать компромиссные меры, чтобы как-то снизить степень финансового ужесточения.

Борьба с инфляцией велась и ведется сейчас самым простым способом – ограничением денежной массы в обращении. С одной стороны это действительно привело к падению темпов инфляции, но с другой – к резкому сокращению инвестиций в реальный сектор. Нельзя, в самом деле, вкладывать в производство то, чего нет. Хотя теоретически считалось, что победа над инфляцией автоматически приведет к росту инвестиционной активности.

В 1992 году был сделан еще один решительный шаг на пути рыночных реформ: проведена массовая приватизация государственной собственности. То, что без приватизации невозможно создать полусубъектную экономику, не вызывает сомнений, поскольку речь идет о рыночной реформе. Но формы осуществления приватизации могут быть различными. В России был выбран способ бесплатной ваучерной приватизации. Рыночная экономика создавалась нерыночными методами.[1] Ваучерная приватизация была названа её идеологом и реализатором, а Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого начала довольно скептически к идее приватизации. В результате произошло то, что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников, распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать