Политика реформ и экономическая безопасность России
p> В результате произошел обвал инвестиционной деятельности. Государство уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого делать. Многие сочли более надежным и эффективным для себя вывоз капитала.
Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли
– нет накоплений – нет инвестиций[2].

Несомненным успехом реформаторов было создание рынке жилья благодаря приватизации государственного жилищного фонда. Правда и здесь не обошлось без социальной несправедливости Владельцы комфортабельного современного жилья стали собственниками хороших квартир, а у кого были старые
«развалюхи», те их и присвоили.

1.2.1. Причины неудач I этапа реформ

Главной причиной, является неверно избранный изначально курс реформ.
Самое важное: некомпетентность руководства страны, иначе мне не объяснить того факта, что в области денежного обращения изначально создана неэффективная система денежного обращения, порождающая денежный дефицит и перманентный коллапс экономики и бюджета. Ориентация на открытость экономики в условиях догоняющего развития никогда еще не способствовала экономическому подъему.

Одной из важнейших причин неспособности сформировать эффективную экономику является недооценка ей этнокультурной и ландшафтной обусловленности, соприродности хозяйствования. В то же время ландшафтная обусловленность культуры и форм экономики давно является предметом исследования историков.

Не касаясь общетеоретической стороны вопроса, имеет смысл указать на определенные особенности любой экономической модели в России, обусловленные природными условиями. Прежде всего, важнейшую роль играет климат. Холодный континентальный климат практически на всей территории диктует принципиально иную структуру энергопотребления, чем в Европе (даже северной), США или
Японии. Энергозатратность производства и быта была, есть и будет в России значительно выше, чем в других странах.

В этих условиях влияние структуры издержек производства порождает совершенно иную структуру цен при любом механизме формирования - будь это рыночное равновесие или затратный механизм. Цены на энергоносители на внутреннем рынке должны быть неизбежно ниже относительно продуктов обрабатывающей промышленности и услуг, чем в любой другой стране.

Огромные пространства России и низкая плотность населения приводят к относительной дороговизне транспорта и собственно труда (аналогичная ситуация была в экономике США конца XIX - начала XX века). В этих условиях относительная цена сырья ниже цены продуктов обработки и услуг, чем в среднем в мире (в США имело место то же соотношение).

Таким образом, структуры цен в России и на мировом рынке принципиально несводимы. Разница в ценовой структуре на внутреннем и внешнем рынке должна иметь механизм поддержания равновесия. В плановой экономике это был механизм внешнеторговой монополии. В саморегулирующейся экономике это может быть механизм вывозных пошлин на энергоносители и сырье.

Поскольку ситуация изначально принципиально неравновесна, то возник динамический процесс "вымывания" из экономики дешевого сырья и энергоносителей. Они стали главным предметом экспорта, а обрабатывающая промышленность стала принципиально неконкурентоспособной.

Курс рубля, устанавливающийся внешней торговлей, оказался привязан к соотношению цен на энергоносители. В результате на внутреннем рынке установились неоправданно высокие цены на продукцию обрабатывающей промышленности и услуги. Эти цены превышают примерно в 2 раза уровень
Германии и в два с половиной - уровень США.

Такое положение стало дополнительным источником обнищания населения и резкого ослабления позиций страны в мире. Результатом этой политики было резкое снижение цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, создавшее диспропорции экономического развития.

Во всех этих явлениях наблюдаются важные тенденции. Социальная сфера выходит из системы рыночных отношений, становится самостоятельной и самоценной зоной нерыночных распределительных отношений. С другой стороны – рабочие все больше вовлекаются в процесс принятия решений на производстве, приобщаются к участию в прибылях, к собственности.

Даже российские марксисты начинают признавать, что «история человечества свидетельствует о взаимодействии тенденций либерализации и социализации человеческого общества, постепенном размывании граней «свои – чужие», классовых, этнических, конфессиональных, государственных барьеров»[3].

Как было бы хорошо, если бы все экономические проблемы можно было решать просто и быстро.

В результате так называемых рыночных реформ:

- сузилась сфера товарно-денежных отношений;

- получили развитие бартерные сделки, прямой продуктообмен;

- все больше распространение получают денежные суррогаты;

- государство теряет контроль над движением денежных средств, что приводит к массовому оттоку финансовых ресурсов из реального сектора экономики, во-первых, из страны, - во-вторых.

Таким образом, результаты рыночных реформ входят в противоречие с их целями.

1.3. Новый этап экономических реформ

После глубокого и длительного спада в России уже третий год наблюдается экономический рост. В соответствии с законами диалектики кризис августа 1998 г. нес в себе не только разрушительный, но и созидательный потенциал. Девальвация рубля означала резкое удорожание импорта и повышение конкурентоспособности отечественной продукции по издержкам производства и ценам. Более сильного импульса для производства невозможно придумать. Это стало проверкой способности производителей реагировать на стимулы и обеспечивать рост. И их готовность не заставила себя ждать. Рост наступил.
Ему помогала также благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и другие статьи экспорта.

По достигнутым результатам особенно выделяется 2000 г., когда прирост
ВВП составил 7,7%, продукции и услуг пяти базовых отраслей – 8, промышленной продукции – 9%. Рост охватил (хотя и в разной степени) почти все отрасли промышленности.

Розничная торговля увеличилась на 8,9%, внешнеторговый оборот повысился на 29,7%, реальные располагаемые денежные доходы населения возросли на 9,1%, а реальная начисленная заработная плата поднялась на
22,5%. Соотношение двух последних показателей дает основание предполагать, что часть заработной платы начинает выходить из “тени” в сферу легальной экономики. Положительное сальдо внешнеторгового баланса (69,1 млрд долл.) почти на 2/3 превысило неплохой результат предыдущего года. Валютные резервы выросли с 11,2 млрд. долл. в августе 1999 г. до 29 млрд в начале февраля 2001 г., превзойдя достигавшийся до этого максимум.

Постепенно снижается банковский процент. С конца 2000 г. ставка рефинансирования Центрального банка упала до 25%. Ставки же по кредитам вопреки всем предшествующим тенденциям и правилам составили еще меньшую величину – 23% в июне 2000 г. Реальные же ставки по депозитам являются отрицательными, что приводит к обесценению накоплений.

Таким образом, впервые за время реформ наблюдаются многие положительные явления в состоянии экономики и ее динамике.

Появившиеся позитивные тенденции не дают, однако, оснований для успокоенности.

Во-первых, заметный рост после масштабного спада, особенно при наличии значительных незагруженных мощностей, - естественное явление.

Во-вторых, появляются признаки того, что импульс, вызванный девальвацией рубля, практически исчерпан и рост существенно замедляется, если не сходит на нет.

В-третьих, ненадежность достигнутых результатов определяется тем, что развитие российской экономики продолжает находиться под огромным влиянием внешних факторов, слабо зависящих от усилий предпринимателей и государства.
Речь идет о мировых ценах на нефть и другие виды топлива и сырья, составляющие основу российского экспорта, и большом внешнем долге.

Таким образом, и постепенное исчерпание текущих возможностей экономического роста, и острота внешних опасностей свидетельствуют, что страна снова находится перед дилеммой: жить под угрозой оказаться на длительное время в состоянии застоя или принять энергичные меры по созданию условий для достаточно высокого и устойчивого роста, без которого невозможно рассчитывать на какое-либо приемлемое решение острейших социальных проблем.

Главное – избавляться в принципе от угрожающей внешней зависимости.
Способ один - повышение конкурентоспособности российской продукции, особенно в сфере переработки. Следовательно, на первый план выходит не просто экономический рост, а его качество.

Повышение конкурентоспособности требует обновления производства. Для этого нужна глубокая и комплексная реструктуризация – банковской системы, бюджетной сферы, естественных монополий, отраслей, предприятий. Последняя составляет основу всего процесса повышения качества производства.

Затем встает более сложная задача – дальнейшее сокращение фактических государственных расходов как условие ослабления налогового бремени и улучшения инвестиционного климата на перспективу. Снижение уровня налогообложения неизбежно пройдет несколько стадий. Первым шагом явилась принятая Государственной думой вторая часть Налогового кодекса, позволяющая провести в жизнь радикальную налоговую реформу.

При всех обстоятельствах возможности одноразового прямого снижения налогов ограничены. В ходе нынешней налоговой реформы намечается сократить налоговое бремя на 2% по отношению к ВВП. Это много для бюджета и мало для производителей. Поэтому дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки на производство будет зависеть от сокращения самих государственных расходов.
Поскольку возможности непосредственного урезания отдельных расходов давно исчерпаны, их снижение может быть обеспечено только на основе глубокого реформирования всей бюджетной сферы, учитывая, что отдельные виды расходов придется не только сокращать, но и увеличивать.

Реструктуризация бюджетной сферы требует проведения серии крупномасштабных реформ. К их числу относится пенсионная реформа, призванная сочетать нынешние пенсионные выплаты с накопительной системой, когда часть зарплаты занятых накапливается за время их работы на специальных счетах и используется после выхода на пенсию на увеличение пенсионных выплат. При этом будет ограничиваться необходимость наращивания в будущем бюджетных средств, направляемых в нынешнюю распределительную пенсионную систему. Учитывая перспективу старения населения, не удастся, видимо, избежать и поэтапного повышения пенсионного возраста до принятых в мире рубежей.

Важная роль отводится жилищно-коммунальной реформе, направленной на сокращение бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству и устранение социальной несправедливости в этой области.

Реформа предполагает постепенное, но последовательное увеличение доли населения (за счет в первую очередь состоятельных слоев) в покрытии расходов жилищно-коммунального хозяйства при снижении самих этих расходов благодаря демонополизации предоставления услуг и переходу от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к дотированию потребителей их услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать