1997 г. составило 12,4 раза.[11]
К числу угроз социальной стабильности относится и рост безработицы.
Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу потому, что
приобрел массовый и застойный характер. И дело здесь не только в том, что
безработица усиливает недовольство людей. Она крайне нерациональна и
неэффективна с экономической точки зрения так как увеличивает нагрузку на
занятых, перенося на них расходы по содержанию своего рода социальных
иждивенцев. А этого можно реально достичь (без общего снижения уровня
жизни) лишь на основе существенного повышения производительности труда, на
что в условиях уже описанного спада рассчитывать не приходится. Следствием
этого явилось снижение уровня жизни.
Напряженная ситуация сложилась и в процессе воспроизводства.
Наблюдается естественная убыль населения (коэффициент естественного
прироста в 1996 г. был -5,5 человек / тысячу человек). В 1996 г. умерло на
777,6 тыс. человек больше, чем родилось. Это обусловлено низким уровнем
жизни, падением рождаемости, ростом смертности (в том числе и детской).
Наблюдается такой процесс как старение нации, что ведет за собой снижение
удельного веса экономически активного населения.
Опасность утраты продовольственной независимости страны.
Во-первых, сильно возросла зависимость продовольственной обеспеченности населения от импорта, а, значит, и от экономической и политической конъюнктуры на мировой арене. Во-вторых, резко ухудшилось качество продуктов питания в виду их загрязнения различными вредными для здоровья микроэлементами.
Отмеченные обстоятельства дают основание говорить не только о нехватке
продуктов, но и о нечто большем - продовольственной безопасности страны.
Под этим подразумевается способность страны обеспечивать продуктами питания
свои текущие и чрезвычайные потребности за счет собственных ресурсов.[12]
Такая способность сейчас утеряна и создается серьезная угроза текущим и
стратегическим, сегодняшним и перспективным интересам страны и её граждан.
Проблемы сельского хозяйства во многом сложились из-за разницы в росте стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства.
Криминализация экономики.
В последние годы резко ухудшилась криминогенная ситуация в
экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность.
Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни -
отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность,
производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.
Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских
отношений, причем увеличились как преступления, направленные против
банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками.
Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем:
наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от налогов,
взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. В криминальную орбиту
втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны.
Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которых
немало государственных предприятий. Доля “теневого сектора” экономики
оценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве доходит до
половины.[13]
Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ. Необходима разработка продуманной концепции обеспечения экономической безопасности на основе зарубежного опыта и, особенно подчеркиваю, с учетом реальностей России и её экономики. Я считаю, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.
2.4. Пути обеспечения экономической безопасности России.
В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в
период экономического кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами
экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды
повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное
функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период
глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась
падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением
людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале “нового
курса”, основными направлениями которого были:
6. оказание поддержки финансово-банковским учреждениям, промышленным и торговым предприятиям на основе крупных займов и субсидий;
7. стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот;
8. стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
9. государственное регулирование уровня промышленного производства;
10. принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий;
Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нет баланса между ветвями власти), имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.
С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны. В программном документе Правительства РФ - концепции среднесрочной программы на 1997-2000 гг. об угрозах безопасности страны в содержательном плане ничего не сказано. Отсутствует констатация угрозы утраты национального контроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причин падения на треть эффективности производства и т.д. Невзирая на тенденцию к дальнейшему спаду и критическое состояние народно-хозяйственного комплекса утверждается, что “созданы решающие предпосылки для перехода к следующему этапу преобразований российской экономики, к её структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста”.[14]
Затрудненность обеспечения роста экономики обусловлено такими основными причинами: 1) диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна 2) недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны; 3) инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами; 4) падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей; 5) неэффективной налоговой системой, давящей на производственный сектор; 6) перенапряжением бюджетной системы государства, сопровождающимся резким ростом государственного долга и систематическим невыполнением правительственных бюджетных обязательств; 7) обесценением сбережений населения в Сбербанке и “финансовых пирамидах”, подорвавшим общественное доверие к финансовым институтам.[15]
Необходимо установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на неё.
Необходимо также провести глубокую налоговую реформу, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство. Во-первых, следует снизить уровень налоговых ставок на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда, освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на развитие производства и освоение новой техники, на научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств предприятия. Это необходимо, в частности, для повышения спроса на научно-технические разработки и обновления производства. Во всех развитых странах, например, в Японии, технология выдвинулась на первый план, она является для государства основным объектом приложения усилий. Именно в развитии новейших технологий сочетаются интересы частного бизнеса и государства, что благоприятно сказывается на развитии экономики и состоянии экономической безопасности.
Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российская промышленность в состоянии производить сама. Исключение, по-моему, нужно сделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкого оборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Япония и новые индустриальные страны для подъема своего производства проводили политику экспортного ориентирования промышленности с использованием мер протекционизма, имевшими цель защитить местных производителей и одновременно побудить их к совершенствованию производства и повышению производительности труда. Разумеется это невозможно без наличия новых технологий. Поэтому, например, Япония тратила огромные средства на закупку за рубежом запатентованной технологии и ноу-хау для своей промышленности.
В России, необходимо защитить прежде всего сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а, с другой, улучшит его качество.
В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т.д.).