Инновативность в предпринимательстве. Инновационная теория предпринимательства связана с исследованиями американского экономиста
Йозефа Шумпетера (1883-1950). Он выдвинул концепцию «созидательного разрушения» как условия динамического развития экономики. «Созидательное разрушение» обеспечивает создание новой производственной функции, которая характеризуется новыми комбинациями факторов производства и наибольшей экономической эффективностью.
В соответствии с его теоретическими воззрениями предпринимателем может быть любой, кто осуществляет новые комбинации благодаря их новаторским способностям.
В целом, Шумпетер в качестве назначения комбинирования выделяет
следующие пять случаев:
1. Изготовление неизвестного потребителям, блага или создание нового качества известного блага;
2. Внедрение нового способа воспроизводства. Это могут быть инновации в процессе производства и коммерческой деятельности.
3. Освоение новых рынков или новых сегментов рынка.
4. Получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать;
5. Внедрение новых методов организации труда.
На основании этих посылок Й.Шумпетер считает, что предпринимателями следует называть хозяйственных субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций, которые выступают как его активный элемент, при этом право собственности на промышленное предприятие или вообще на любое имущество не является существенным признаком предпринимателя.
Теоретические представления Й.Шумпетера являются непосредственным развитием представлений Ф.Найта. Именно с созданием новой производственной функции, создание которой не основано на опыте прошлого, связано возникновение уникальной неопределенности1.
2. Предпринимательство как элемент бизнеса и тип хозяйствования.
Предпринимательство как экономический феномен - уже категории бизнеса, но в хозяйственной практике их часто отождествляют. Однако это не синонимы и не тождества, хотя и очень близкие по значению понятия.
Бизнес шире, чем предпринимательство, ибо он охватывает отношения, возникающие между всеми участниками рыночной экономики, и включает в действие не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственные структуры.
Предпринимательство - динамичный элемент бизнеса, представляющий
собой инициативную, самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой
риск и под свою имущественную ответственность гражданами, объединениями
граждан по производству продукции, выполнению работ и оказанию услуг с
целью получения прибыли. Предпринимательство включает в оборот своего
субъекта, предпринимателя, а не всех участников рынка. Отсюда мы можем
вести речь о предпринимательском бизнесе, наряду с потребительским,
трудовым и государственным. Существуют 3 формы предпринимательского бизнеса
(индивидуальное предпринимательство, хозяйственное товарищество и
акционерное общество).
Философией предпринимательства является свободный индивидуализм, главная черта которого - обеспечение личного процветания за счет собственных усилий, но это не противоречит интересам общества. Возможности обогащения одних не должны сдерживаться слабостями других. Только богатый может быть меценатом, спонсором, милосердным. Извлекая пользу для себя, предпринимательство действует на благо общества.
Предпринимательство формирует вокруг себя среду, в которой утверждается уважение к личности, реализует стремление к самоутверждению, позволяет высвободить творческий потенциал людей, обеспечивает им сферу деятельности, выступает как тип хозяйствования. Являясь следствием демократизации общества, предпринимательство само, по мере проникновения в экономические структуры и в психологию людей, поддерживает процесс освобождения общества и личности от рутинных стагнаций производства, формирует тип мышления, образ жизни. Бизнеса без предпринимательства не бывает, это не только элемент его системы, но и фактор развития.
Развитие предпринимательства означает рационализацию экономики, повышение конкурентоспособности, избавление от балласта неиспользуемых или плохо эксплуатируемых ресурсов, более полную реализацию главного потенциала общества - человека. По этой причине предпринимательство не может быть социалистическим или капиталистическим. Оно - неотъемлемая часть бизнеса, рыночной экономики и развивается только там, где утверждается свободная рыночная среда и демократизация общества.
Всякое угнетение предпринимательства является основой для порабощения человека.
Нельзя быть свободным гражданином, не имея своего дохода, своего дела.
Общество, в котором все люди - наемные работники по отношению к
государству, не может быть гуманным. Экономика, превращенная в единую
фабрику, где все работают по единому хозяйственному плану, отвергла
предпринимательство, по своей сути. Возникшее, так называемое,
социалистическое государство, демагогически проповедовавшее якобы свое
процветание при нищем народе и разоренной, дефицитной экономике, было
обречено. Практика показала, что современные социалистические тенденции
знаменуют резкий разрыв со всем ходом западной цивилизации, которую
современный человек создавал, начиная с эпохи возрождения, и, которая была,
в свою очередь, цивилизацией, основанной на принципах предпринимательства.
Поэтому сегодня возврат к предпринимательству - это возврат к цивилизации,
это путь выхода из тупика, в который нас завели глашатаи «строительства
коммунизма».
Предпринимательство, как элемент бизнеса, не может быть отделено от
труда, от ведения хозяйства, от присвоения. Без труда бизнеса не бывает.
Труд и предпринимательство - это процессы целенаправленной деятельности по
производству материальных и духовных благ, но если для предпринимательства
труд - главное условие его развития и источник создания жизненных благ, то
предпринимательство - это средство, оплодотворяющее труд творчески,
осознанным компонентом, это содержательная, качественная сторона
деятельности, характеризующаяся самопринуждением субъектов, выбравших
данную деятельность, их заинтересованностью, непосредственной причастностью
к конечным результатам труда.
Предпринимательство - это качественно новый эффективный тип ведения хозяйства, который требует прогрессивных способов, приемов, методов его ведения, а также конкретного собственника, хозяина производства. Таким образом, предпринимательство выступает как экономическая категория, элемент бизнеса, тип хозяйствования и образ жизни.
1.3 Виды и характер предпринимательской деятельности.
Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.
Государственные предпринимательство есть форма осуществления
экономической активности от имени предприятия, учрежденного:
государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии
с действующим законодательством) управлять государственным имуществом
(государственное предприятие), или органами местного самоуправления
(муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть
форма обособления части государственного или муниципального имущества,
части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких
предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим
обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни
государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по
обязательствам государства).
Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
Конечно, каждый из этих видов — государственное и частное
предпринимательство — имеет свои отличительные признаки, но основные
принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае
осуществление такой деятельности предполагает инициативность,
ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.
Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной
на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает:
1) осуществление непосредственных производительных функций, т. е.
производство товара (продукта) или оказание услуги (например,
машиностроительная фирма, туристская компания, конструкторское бюро);
2) осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с
продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно
приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его
потребителю.
Общественное понимание проблемы сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет первый тип предпринимательской деятельности, поскольку общественное богатство (как обобщенный итог уровня и качества жизни каждого члена общества) зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и второго типа предпринимательской деятельности, т.е. посредничества, прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. д.); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.
Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не
является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом —
посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до
разумных пределов ведет:
1) к увеличению производительности труда непосредственных производителей
товаров на основе углубления специализации;
2) к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала;
3) к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и
функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с
интересами конечных потребителей (поскольку посредник специализируется
главным образом на изучении потребительского спроса и заказе или
приобретении только той продукции, потребительский интерес к которой он уже
выявил; любую продукцию, производимую непосредственным
товаропроизводителем, он приобретать не будет).