Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей продажи потребителям, покупателям, торговым организациям. Таким образом, функция производства в этом виде предпринимательства - основная, определяющая.
Предпринимательская деятельность, связанная с непосредственным
производством товаров, может носить:
1) традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство),
2) инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность,
инновационное предпринимательство).
Предпринимательство в сфере непосредственного производства товаров
может, таким образом, ориентироваться на производство и поставку на рынок
традиционных или инновационных товаров. Практика предпринимательской
деятельности в любой ее форме включает в себя инновационный процесс.
Приводимое выше деление типов предпринимательской деятельности основывается
на убеждении, что производство и поставка на рынок традиционных товаров
осуществляется также с использованием каких-то новых методов или приемов,
связанных с организацией производства, техническими элементами производства
или изменениями качественных характеристик производимого товара.
В коммерческом предпринимательстве предприниматель выступает в роли
коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других
лиц, потребителю, покупателю. В таком предпринимательстве прибыль
образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения.
Отметим, что если товар приобретается на законных основаниях, то торгово-
коммерческое предпринимательство не следует называть спекуляцией и на этом
основании осуждать. Только когда наблюдается противозаконная, с нарушением
правил торговли перепродажа, можно говорить о запретной, преступной
спекуляции.
Финансовое предпринимательство есть особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги и ценные бумаги, продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель
гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату
компенсацию возможного ущерба в результате непредвиденного бедствия.
Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-
кредитного предпринимательства, заключающаяся в то, что предприниматель
получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных
обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств
невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход1.
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан определены
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. В
Казахстане существует 3 основные форма предпринимательства. Их преимущества
и недостатки указаны в таблице 1:
Преимущества и недостатки основных форм предпринимательства (табл. 1).
|Формы |Преимущества |Недостатки |
|Индивидуальное |Легко учредить, |Полная имущественная |
|предпринимательство |значительная свобода |ответственность, |
| |действий, полностью |ограниченность |
| |распоряжается своей |финансовых средств, |
| |прибылью. |ограниченные |
| | |возможности |
| | |кредитования, узкая |
| | |специализация. |
|Хозяйственное |Простота организации |Имущественная |
|товарищество |деятельности, более |ответственность каждого|
| |широкие финансовые |из участников за |
| |возможности, более |результаты |
| |высокий уровень |деятельности, |
| |специализации, |возможности |
| |привлечение |несовпадения интересов |
| |дополнительных |партнеров в управлении,|
| |инвестиций для |риск распада фирмы при |
| |расширения производства|выходе одного из |
| |и совершенствования его|владельцев |
| |технологической базы | |
|Акционерное общество |Широкие возможности |Сложность их |
| |привлечения капитала, |организации, |
| |ограниченная |государственная |
| |ответственность, |регистрация и изменение|
| |преимущества |структуры, двойное |
| |объединения капиталов |налогообложение, |
| | |большие затраты времени|
| | |и средств на решение |
| | |вопросов управления на |
| | |собраниях1 |
Глава II. Государственная поддержка предпринимательства в Республике
Казахстан.
2.1 Методы государственного регулирования и их роль в повышении эффективности предпринимательской деятельности.
Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги – типичные методы административного регулирования в плановой экономике – лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде.
Разграничение между административными и экономическими методами
регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать
любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное
решение соответствующих государственных органов, например решение об
изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже
Центральным банком государственных облигаций, в этом смысле любые
экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же
время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие
субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное
косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов.
Например, административное повышение цен не только прямо определит их новый
уровень, но через цены косвенно окажет влияние на состояние спроса и
предложения, и в этом смысле можно сказать, что любые административные
методы регулирования несут в себе черты, характерные для экономических,
косвенных регуляторов. Тем не менее, рассматриваемый выше критерий
позволяет, как правило, без особых проблем отличать на практике
экономические методы от административных. Разграничение между ними
принципиально важно с точки зрения природы экономических отношений.
Административные методы регулирования диаметрально противоположны
природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов.
Если предприятию, например, директивно определены объем производимой
продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение
рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем
выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера
распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений.
Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка.
Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее,
косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например,
увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских
товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен
и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения.
Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок
посредством рыночных механизмов.
Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
Разрушение системы административно – командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.
Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства,
не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения,
государство на первых этапах реформ может, например, сохранять
административный контроль над производством и реализацией небольшой группы
товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации.
По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической
ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство
полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не
отказываясь в то же время полностью от их применения.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.