В соответствии с Указом Президента, в Республике проводилась инвентаризация неиспользуемых производственных объектов и площадей, офисных помещений и объектов незавершенного строительства на государственных предприятиях. Всего по Республике выявлено 1343 неиспользуемых и 524 недостроенных объектов. Неиспользуемые помещения передаются на тендерной основе.
Порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду неиспользуемых помещений.
Другая проблема состоит в том, что многие объекты и основные средства, приватизированные на начальных этапах реформ, попали в руки лиц, весьма далеких от предпринимательства в подлинном смысле слова. В итоге этот капитал простаивает, и нередко добротные здания и помещения разрушаются от бесхозяйственности. Государство не может оставаться в стороне от этой проблемы. В 1997 году было разработано Положение о механизме передачи таких объектов предпринимателям, предоставившим достоверную информацию о неиспользуемых объектах. Объекты будут передаваться им в аренду с последующим выкупом и с обязательным условием организации производства и создания новых рабочих мест. Установлен порядок предоставления субъектам предпринимательства в аренду или доверительное управление неиспользуемых производственных помещений.
Необходимо также доработать действующее законодательство и нормативно- правовую базу с целью устранения дискриминационных по отношению к предпринимателям положений, и одновременно усилить борьбу против практики создания бюрократических преград и установления незаконных поборов контролирующими и инспектирующими органами.
Целесообразно обеспечить координацию технической помощи, поступающей со
стороны иностранных государств, неправительственных организаций и
международных институтов, для повышения эффективности ее использования.
Требуется расширить деятельность специальных фондов, программ обучения и
консультирования, осуществляемых в Республике Казахстан.
Агентство по стратегическому планированию и реформам совместно с акимами областей на базе утвержденных приоритетов, учитывающих местные условия, устанавливает объемы финансирования предпринимательства по регионам. Наблюдательный совет Фонда рассматривает приемлемость распределения и утверждает условия размещения ресурсов в данных регионах, исходя из анализа активов и пассивов Фонда. Фонд проводит тендер, отбирает уполномоченные банки и заключает с ними кредитные отношения.
Предполагается, что другими источниками пополнения Фонда будут средства
по кредитной линии на сумму 80$ млн. от Европейского Банка Реконструкции и
Развития (ЕБРР). Кроме того, прорабатывается вопрос о специальном займе на
кредитование предпринимательства со стороны Азиатского Банка Развития
(АБР). Второй транш уже действующего займа АБР на $50 млн. также идет на
финансирование предпринимательской деятельности. Межведомственной комиссией
принято решение ограничить верхний предел индивидуальных кредитов суммой
$200 тыс. Через НПО «Микрокредит» можно получить минимальное финансирование
бизнеса в объеме $400.
Кроме того, Постановлением об образовании Фонда установлено, что средства, предусмотренные в бюджете Фонда занятости в размере 1,2 млрд. тенге, также пойдут на создание рабочих мест в бизнесе.
Следующим важным направлением поддержки предпринимательства в
Казахстане является законотворческая деятельность с целью создания для
предпринимателя комфортной институциональной среды, избавления его от
искусственных труднопреодолимых барьеров, необоснованно устанавливаемых со
стороны государственных органов. В соответствии с Законом «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам
упрощения регистрации субъектов малого предпринимательства» вводится
упрощенный порядок регистрации бизнеса.
В соответствии с указами Президента Республики Казахстан и постановлениями Правительства в течение 1997-1998 гг. было проведено изъятие несвойственных функций по оказанию платных услуг у ряда государственных органов, список которых приведен на схеме 1:
Список государственных органов, у которых были изъяты функции по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики
Казахстан((схема 1).
|1. Государственная инспекция по |9. Государственная автомобильная |
|карантину растений. |инспекция. |
|2. Государственный стандарт. |10. Государственный надзор за |
| |техническим состоянием в |
| |машинно-тракторном парке. |
|3. Государственная противопожарная |11. Государственная |
|служба. |санитарно-эпидемиологическая служба |
| |Республики Казахстан. |
|4. Пенсионный фонд Республики |12. Торгово-промышленная палата |
|Казахстан. |Республики Казахстан. |
|5. Организации, взимающие |13. Комитет по стандартизации, |
|предлицензионный сбор. |метрологии и сертификации. |
|6. Национальная комиссия по ценным |14. Комитет финансово-валютного |
|бумагам. |контроля. |
|7. Национальная комиссия по |15. Государственный комитет по |
|бухгалтерскому учету. |землеустройству. |
|8. Государственный комитет по |16. Комитет по жилью, |
|надзору за безопасным ведением работ|градостроительству и архитектуре. |
|в промышленности и горному надзору. | |
Существует немало государственных организаций, предоставляющих платные услуги в соответствии с решениями Правительства (схема 2):
Список государственных органов, предоставляющих в соответствии с решениями Правительства принудительные платные услуги, не предусмотренные законами (схема 2).
Схема 3 иллюстрирует, как трудно предпринимателю пробиваться со своим бизнесом через частокол установленных преград:
Процедура получения разрешения на открытие торгового киоска, магазина, пункта общественного питания (схема 3).
Все эти проблемы могут и должны решаться на уровне региональных властей. Правительство в апреле 1997 года изъяло ряд функций по лицензированию, выдаче разрешений и оказанию платных услуг у 16 республиканских организаций. Список отмененных незаконных актов, контролирующих и регулирующих функций таких организаций показан на схеме 4.
Перечень отмененных незаконных действий, контролирующих и регулирующих функций местных исполнительных органов(.
|Лицензирование видов |
|деятельности: |
|1. Функционирование |
|пунктов общественного |
|питания. |
|2. Содержание и |
|эксплуатация заправочных |
|станций. |
|3. Лицензионные сборы.((( |
|1. Лицензирование дополнительных видов |
|продукции, взимание предлицензионных |
|сборов. |
|2. Принудительные сборы на развитие |
|городов и районов, проведение |
|празднований, ярмарок, прием делегаций.|
|3. Отчисления во внебюджетные фонды. |
|4. Отчисления за услуги лицензирования,|
|консультации, рассмотрение заявлений на|
|выдачу лицензий, продажа бланков, |
|ксерокопирование документов, договоров |
|о совместной деятельности, дивидендов |
|от доходов предприятий. |
|5. Взимание платы за въезд |
|автотранспорта на территорию города. |
|6. Взимание платы за право торговли. |
|7. Взимание платы за регистрацию сделок|
|о поставках продукции на рынки. |
|8. Присвоение акимами полномочий и |
|функций судебных органов, распоряжение |
|имуществом предпринимателей, ликвидация|
|хозяйствующих субъектов. |
|9. Издание незаконных актов и |
|поручений, препятствующих |
|предпринимательской деятельности. |
|10. Другие незаконные виды сборов. |
Законы, в которых в свое время необоснованно были заложены
контролирующие и регулирующие функции таких организаций, как Госветнадзор,
санэпидемслужба, экологическая экспертиза, подлежат корректировке, над чем
сейчас работает Правительство. На рассмотрении также находится проект
постановления по изъятию прав на оказание платных услуг у Госэнергонадзора,
Минтранскома, паспортно-визовой службы, хлебной инспекции, комиссии по
испытанию и регистрации химических и биологических средств. Схема 5
содержит список государственных органов, у которых предполагается изъять
часть прав по предоставлению платных услуг, связанных с непосредственной их
деятельностью.
Дополнительный список государственных органов, у которых предполагается изъять права на оказание платных услуг, ранее предоставлявшиеся законодательством Республики Казахстан (схема 5).
Принятие таких решений- далеко не безболезненная мера, но государство должно идти на нее, так как в свободном развитии предпринимательства лежит путь к богатому, демократическому и свободному обществу1.
Заключение.
В настоящее время многое говорится о возрождении Казахстанского
предпринимательства. Однако, если быть точным, то, что сегодня происходит в
социально-экономической жизни Казахстана, есть попытка вторичного
возрождения предпринимательства в нашей стране. Основа для становления и
развития предпринимательства была заложена еще в ходе реализации
государственных программ развития и поддержки предпринимательства, начиная
с 1992 года. Сегодня предпринимательская деятельность в Казахстане бурно
развивается, основываясь на государственной поддержке ее роста. Решение
важнейших проблем, обеспечивающих развития предпринимательства заложено в
Государственной программе развития и поддержи предпринимательской
деятельности, утвержденной Указом Президента РК от 7 мая 2001г. №597.
Одним их приоритетов, обозначенных в Указе Президента РК «О мерах по
реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года», является развитие
инфраструктуры поддержки предпринимательства в стране.
Развитие предпринимательства сталкивается со множеством проблем, в частности это и информационные проблемы, и финансовые, и институциональные, и образовательные, и государственные (бюрократизм, коррупция), все эти проблемы решаемы, и я думаю, что в скором будущем наша страна справится с поставленными перед ней задачами решения этих проблем. Именно ха счет этих решений и будет развиваться экономика нашей страны в целом.
Видимо, было бы неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее Казахстана — за предпринимательством. Будущее Казахстана — за всеми нами и во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее Казахстана — и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности, к исполнению своих предпринимательских функций.
Список использованной литературы.
1.Бусыгин А. В. Предпринимательство. Основной курс т.1 М.: «Экономика»,
1994
2. «Экономическая теория» учебник под редакцией Булатова А.С.,2-е издание,
Москва, 1997г.
3.Гайнутдинов Э.М. «Основы предпринимательства», Минск, «Высшая школа»,
2000
4.Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.
- М.: Издательство “Финпресс”, 1998..
5.Горфинкель В.Я. «Предпринимательство», Москва, «Банки и биржи», 1999
6.Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит . 1997
7.Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации
предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996
8.Кэмбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. «Экономика». Москва, издательство
«Республика», 1992г., том 2.
9. «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией Осипова Ю.М. ,
Москва, 1992г.
10.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1996
11. «Сборник предпринимателя» под редакцией Перхунова А.П., Сорокина В.П.
,часть 1, Москва, МНПП «РИД-7», 1992г.
12.Хоскинг А. Среда предпринимательства . Курс предпринимательства . -М. ,
1993
13.Гражданский Кодекс Республики Казахстан (общая часть), Алматы: «Юрист»,
2002г.
14.Гражданское право РК. – Алматы: “Жетi Жаргы”.1998г
15.// Экономика и статистика,2000, №4. Статьи ”Проблемы развития малого
бизнеса и пути их решения.”, “Современное состояние малого бизнеса в РК”. -
52стр
16.А.К. Кантарбаева «Предпринимательство. институционально-эволюционный
подход». «Раритет», Алматы,2000г.
17.Мамыров Н.К. «Основы предпринимательства», Алматы, Экономика, 1997
18.Сборник «Предприниматель и право», Издательский дом «БИКО», Алматы,
2000.
1 Блауг М. Экономическая мысль в ретроперспективе. М.: Дело, 1994. С.18.
1 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
1 Cantilon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris’ 1952. P.28-
33
1 См. Найт Ф. Понятия риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5. 1994.
С.14
1 См. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1983.
1 Грузинов В., Грибов В. Предпринимательство формы и методы организации
предпринимательской деятельности // Экономика предприятия . - М., 1996
1 См. Крымова В. Экономическая теория. Алматы: Аркаим, 2002.
1 Предварительная оценка Комитета по статистике и анализу Агентства по
стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.
( Кантарбаева А.К. //Барьеры перед казахстанским предпринимательством и
пути их преодоления. А.: Раритет, 2000. С. 125
( В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №505
от 8 апреля 1997 год
( В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан №3398 от 6 марта
1997 года.
** В соответствии с законодательством Республики Казахстан.
((( В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан
№1127 от 16 августа 1995 года сбор равен 20-кратному расчетному показателю.
Из этой суммы 98 % отчисляется в местный бюджет, 2%- лицензиару (местной
администрации).
1 См. Кантарбаева А.К. //Экономические регуляторы поддержки
предпринимательства. А.: Раритет,2000. С.101
-----------------------
Тендерная комиссия: отбирает на конкурсной основе победителей: в течение 10 дней заключает с победителями договор аренды или контракт на доверительное управление.
Территориальный комитет по управлению гос. имуществом: объявляет о проведении тендера через СМИ за 15 дней до тендера. принимает заявки и изучает пакет документов от субъектов предпринимательства, готовит документы на тендерную комиссию.
Территориальные представительства заинтересованных министерств и ведомств: входят в тендерную комиссию, проводят экспертизу пакета представленных документов и участвуют в принятии решения.
Предприниматель: представляет заявку на участие в тендере; документы о государственной регистрации; тендерне предложения.
Государственный энергетический надзор.
Министерство транспорта и коммуникаций.
Министерство внутренних дел (паспортно-визовая работа)
Хлебная инспекция Министерства сельского хозяйства.
Республиканская комиссия по испытанию и регистрации химических и
биологических средств защиты, феромонов, и регуляторов роста
сельскохозяйственных растений и лесных насаждений при Министерстве
сельского хозяйства.
предприниматель
Предварительное разрешение акима района.
Согласование архитектора района
Согласование санитарно-эпидемиологической службы
Согласование пожарной части
Разрешение акима района на торговлю (выдается 1 раз в месяц)
Разрешение городского комитета по землеустройству и земельным отношениям
Разрешение акима района на установку и открытие точки
Регистрация налоговой инспекции
Отмененные незаконные действия местных исполнительных органов*
Контролирующие и регулирующие функции местных исполнительных органов власти**
Государственный ветеринарный надзор.
Министерство внутренних дел.
Санитарно-эпидемиологическая станция.
Пожарная инспекция.
Государственный комитет по землеустройству.
Экологическая экспертиза.
Министерство юстиции.