Но при всех недостатках и упущениях первых лет становления
предпринимательства, сейчас оно превращается в заметное явление в жизни
общества и завоевывает все более устойчивые и доверительные позиции. В
Казахстане все увереннее начинают заявлять о себе предприниматели новой
волны.
Происходящие в промышленности структурные изменения и реформирование крупных государственных предприятий привели к значительному свертыванию объемов производства и, в ряде случаев, к ликвидации отдельных предприятий и производств. Занятость населения в государственном секторе понизилась, и часть высвободившихся трудовых ресурсов перетекла из государственного в частный сектор экономики.
Это подтверждается и данными государственной статистики. Общая
численность занятого населения по секторам экономики страны снизилась с
6581,8 тыс. чел. в 1994г. до 6400 тыс. чел. в 1997г. (на 181,8 тыс.чел.).
На государственных предприятиях и организациях в указанные годы
соответственно произошло падение численности занятых с 3719,0 до 2067,2
тыс. чел. 1
В 1997 году наблюдался рост количества хозяйствующих субъектов
предпринимательства. По состоянию на 1 янв. 1998 года в Республике
насчитывалось 128,6 тыс. хозяйствующих субъектов предпринимательства, что
составляло 87 % от общего числа хозяйствующих субъектов в экономике
Казахстана.
В Казахстане идет процесс формирования предпринимателя- фермера,
производителя сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 янв. 1997
г. в сельском хозяйстве насчитывалось 52,5 тыс. хозяйствующих субъектов, из
числа которых в государственной собственности оставалось только 1,5%. Более
84 % товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, или 44,3 тыс.
единиц - крестьянские (фермерские) хозяйства.
Реализация двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 гг. позволила заложить основы частного предпринимательства в Республике Казахстан.
Более 38 % малых предприятий были созданы в 1994-1995 гг. в период малой приватизации. Именно в эти годы наметилась тенденция к макроэкономической стабилизации, сопровождавшаяся снижением инфляции. Кроме того, высвобождалось значительное количество населения в государственном секторе, часть которого впоследствии перетекала в сферу малого предпринимательства.
Отрицательное воздействие на развитие малого предпринимательства оказало общее кризисное состояние экономики, выразившееся в дефицитном бюджете, неплатежеспособности отдельных предприятий, низком уровне жизни населения, сокращении его платежеспособного спроса и др.
Как отмечалось ранее, имеющиеся официальные статистические данные не в полной мере отражают масштабы формирующегося негосударственного сектора. В частности, практически не оценен потенциал индивидуальной трудовой деятельности, поскольку еще не приведена в цивилизованные рамки уличная торговля на универсальных рынках, не контролируется беспатентная производственная, консультационная, репетиторская, переводческая и иная деятельность по предоставлению услуг населению. Все эти виды деятельности часто не облагаются налогами и функционируют в теневом секторе экономики.
2.3 Проблемы казахстанского предпринимательства и пути их преодоления.
В последнее время предпринимательство Казахстана характеризовалось
неустойчивой динамикой роста числа предприятий и занятых в них работников.
Отраслевая и региональная структура нерациональны. Усиливается
криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства
часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не отработана денежная
система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств.
Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, слабом развитии рыночной инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо просчеты как стратегического, так и тактического характера.
В создавшихся условиях Президентом Республики Казахстан был своевременно подписан Указ №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности». Данным указом гражданам Казахстана были предоставлены дополнительные государственные гарантии по либерализации предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного вмешательства в бизнес бюрократических структур.
Ученым советом Института экономики Министерства образования и науки
Республики Казахстан была произведена систематизация проблем развития
предпринимательства и предложен механизм совершенствования политики
государственной поддержки на данном этапе реформ. Рекомендации сведены в
таблице:
|Существующие |Предлагаемые способы преодоления трудностей и |
|трудности и |барьеров. |
|барьеры на пути | |
|предпринимательств| |
|а. | |
|1. Финансовые: |Участие в завершающейся стадии приватизации |
|отсутствие |государственной собственности, в денежной |
|основного капитала|приватизации. |
|(служебных и |Продажа (возможно в рассрочку) неиспользуемых |
|производственных |приватизированных помещений, объектов незавершенного |
|помещений, машин, |строительства, земельных участков, выявленных по |
|оборудования , |результатам инвентаризации недвижимости и земли, |
|земли и др.), |субъектам малого предпринимательства на тендерной |
|отсутствие или |основе. |
|недостаток |Передача в аренду с последующим выкупом неиспользуемых|
|оборотных средств.|объектов, выявленных по информации предпринимателя |
| |(предусмотреть меры по совершенствованию |
| |законодательства). |
| |Разработка институциональных основ для развития |
| |лизинга в Казахстане, Национальной программы развития |
| |лизинга в Казахстане и ее реализация, присоединение в |
| |международной Оттавской конвенции по лизингу. |
| |Подготовка предложений по стимулированию целевого |
| |использования приватизированного имущества, |
| |полученного на льготных условиях. В случае, если |
| |имущество, полученное на льготных условиях не |
| |используется, то применение меры лишения |
| |предоставленных ранее льгот с предложением выкупить |
| |объект за деньги, в случае отказа- переход к процедуре|
| |изъятия (разработка соответствующих законодательных |
| |механизмов). |
| |Привлечение займов международных финансовых, |
| |экономических, частных фондов и грантов общественных и|
| |благотворительных организаций (Всемирного банка, |
| |Международного валютного фонда, Международной |
| |финансовой корпорации, Европейского банка |
| |реконструкции и развития и др.) для финансирования |
| |проектов предпринимательства. |
| |Выработка мер по стимулированию банков второго уровня |
| |в кредитовании субъектов малого предпринимательства. |
| |Целевое кредитование из Фонда развития малого |
| |предпринимательства по приоритетным направлениям. |
| |Развитие микрокредитования предпринимательства |
| |Внедрение механизмов страхования рисков при |
| |финансировании объектов предпринимательства. |
|2. |Внедрение института предпринимательства в Казахстане. |
|Институциональные:|Разработка кодекса предпринимателя в Казахстане |
|отсутствие или |Разработка Кадастра недвижимости Казахстана |
|недостаточное |Создание условий для расширения сети юридических, |
|развитие института|консультационных и аудиторских фирм |
|предпринимательств|Поддержка развития коммерческих банков, |
|а, неразвитая |специализирующихся на предоставлении кредитов и займов|
|рыночная |для бизнеса. |
|инфраструктура. |Поддержка и развитие системы бирж и торговых домов. |
| |Развитие и поддержка сети гостиничных хозяйств, |
| |коммуникационных служб. |
| |Поддержка и организация сети бизнес центров, бизнес |
| |инкубаторов, информационно-аналитических центров, |
| |научно-исследовательских и консультационных центров. |
|3. |Разработка и внедрение новых программ обучения основам|
|Образовательные: |бизнеса; углубленные курсы подготовки; адаптация |
|недостаток |существующих программ начального и среднего, высшего |
|систематических |образования к новым требованиям; совершенствование |
|знаний, навыков и |программ ежегодной переподготовки специалистов. |
|опыта организации |Повышение эффективности использования технической |
|и управления |помощи контрактной системы и обязательств по |
|бизнесом в |распространению полученных знаний. |
|рыночных условиях.|Развитие центров инкубации знаний и опыта организации |
| |и управления бизнесом, инновационных кластеров. |
| |Открытие в каждом областном и городском акимате |
| |дежурных консультационных пунктов для |
| |предпринимателей. |
|4. |Дальнейшее углубление реформы государственной службы. |
|государственные: |Совершенствование работы Высшего дисциплинарного |
|бюрократизм, |совета Республики Казахстан. |
|волокита, |Обеспечение строгого соблюдения и верховенства |
|коррупция, |законов. Введение упрощенной системы регистрации, |
|вымогательство. |страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и |
| |процедур согласований для субъектов |
| |предпринимательства. |
| |Достижение прозрачности работы всех органов |
| |государственной власти, задействованных в сфере малого|
| |и среднего бизнеса. Каждый регистрирующий и |
| |контролирующий орган должен иметь список необходимых |
| |документов, который вывешивается в доступном для |
| |посетителей месте. Отмена для отдельных |
| |государственных органов прав по оказанию платных |
| |услуг, не предусмотренных законодательством Республики|
| |Казахстан. |
| |Упрощение системы обслуживания субъектов |
| |предпринимательства в соответствующих государственных |
| |органах, банках, страховых, нотариальных, юридических |
| |фирмах и др. |
| |Обеспечение правопорядка и налаживания взаимодействия |
| |служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям |
| |предпринимателей на противоправные действия отдельных |
| |лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета)|
| |и шантажа под угрозой применения силы. |
| |Создание структур по защите собственности и бизнеса. |
|5. Информационные:|Усиление пропаганды развития предпринимательства в СМИ|
|слабый уровень |и в сети электронной информации. |
|отражения проблем |Издание специальных брошюр, буклетов, информационных |
|предпринимательств|листков, дайджестов, создание страничек малого бизнеса|
|а и |в сети Интернет. |
|распространения |Организация специальных циклов передач по радио и |
|положительного |телевидению. |
|опыта с СМИ, |Подготовка газетных и журнальных публикаций по |
|слабая |актуальным вопросам предпринимательства(. |
|информированность | |
|предпринимателей и| |
|общества, | |
|экономическая, | |
|правовая и | |
|налоговая | |
|культура. | |