Так, США и ЕЭС заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам политики в области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих экспортеров (например, антидемпинговая политика ЕЭС, от которой страдают российские металлургические предприятия - производители труб). Таким образом, выход российских экспортеров на рынки любой страны предполагает хорошее знание не только норм права, но и реальной практики государства по поддержке своих производителей и ограничению проникновения импортеров.
2. Международная регламентация мировой торговли
Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране
обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности
других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран
мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением
внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации
ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права,
двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними
соглашениями в рамках международных организаций.
Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не входящих в систему ООН. Это прежде всего Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных вопросов мировой торговли.
Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:
- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования;
- использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;
- систематическое снижение таможенных тарифов;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.
ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией, регулирующей мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный характер.) ГАТТ представляет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных и принятых на так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было проведено 8 раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связанные со снижением таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате чего средневзвешенная ставка импортных тарифов уменьшилась с 40-60% в 1947 г. до 3-5% в начале 90-х гг.
Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть унифицировано
(гармонизировало) с соглашениями и кодексами ГАТТ. Это относится как к
странам - членам ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению в эту организацию.
На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно, свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная борьба на мировом рынке не прекращается, напротив, она обостряется и влечет за собой усиление протекционистских тенденций как на национальном, так и на региональном уровне (коллективный протекционизм). В условиях функционирования международных организаций, признания международных правил торговли, направленных на ее либерализацию, страны пытаются осуществлять протекционизм различными завуалированными средствами, которые получили название нетарифных ограничений.
Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух последних раундов ГАТТ - Токийского и Уругвайского - по урегулированию нетарифных ограничений, т. е. разнообразных препятствий проникновению иностранных товаров на внутренний рынок.
По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представлены пятью группами:
1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях: субсидирование производства экспортных товаров, система государственных закупок товаров.
В Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам было введено
понятие "специфической" субсидии, т. е. предоставляемой отдельному
предприятию или группе предприятий. В случае обнаружения того, что
импортный товар произведен с субсидиями государства, страна-импортер имеет
право, в строгом соответствии с установленными процедурами, наложить на
ввезенный товар так называемую компенсационную пошлину, тогда национальные
и импортные товары будут находиться на рынке в равных условиях. Величина
компенсационной пошлины определяется величиной государственной субсидии.
Законодательство ЕС относит государственное субсидирование производства в
любых формах к недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил
конкуренции возложен на комиссию ЕС, которая имеет право налагать штраф на
предприятия третьих стран за нарушение правил конкуренции.
2. Таможенные и административные импортные формальности: антидемпинговые пошлины, методы оценки таможенной стоимости, требования к товаросопроводительным документам.
Демпинг, по определению ГАТТ, это распространение продуктов одной страны
на рынке другой страны по ценам "ниже нормальных", если оно причиняет или
угрожает причинить значительный вред национальным производителям,
существенно замедляет создание новой национальной продукции. Под ценой
"ниже нормальной" понимается цена ниже мировой иди ниже той, по которой эта
продукция продается в стране-экспортере. Процедура введения антидемпинговой
пошлины непростая, длительная и если такое решение принято, то результаты
для экспортера разорительны.
В 1997 г. антидемпинговая пошлина в размере свыше 30% к стоимости была наложена на российские трубы, ввозимые в государства - члены ЕС.
3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для потребителей, санитарными нормами, требования к упаковке и маркировке.
В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обеспечением экологической безопасности. Это:
- запреты на импортные товары, если они содержат опасные вещества в концентрации, превышающей предельные значения.
- обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных материалов;
- экологические налоги и т. д.
Одно из соглашений ГАТТ заключено по санитарным и фито-санитарным мерам.
В соответствии с ним страны имеют право вводить меры с целью защиты жизни и
здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами,
чем существующие международные стандарты. Унификацией стандартов занимаются
Международная организация стандартов. Международная электротехническая
комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация
законодательной метрологии и др.
4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта.
Количественные ограничения - это прямая мера, направленная на сокращение
импорта или экспорта. В современной торгово-политической практике
применяются два основных вида количественных ограничений:
контингентирование и лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное
применение количественных ограничений, под которым понимается их применение
к товарам, вывезенным только из каких-то определенных стран.
Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том
случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран.
Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных
стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться
равновесия платежного баланса или по соображениям государственной
безопасности.
Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению
"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя
экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано
долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в
многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное"
ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно"
ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из
него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера
сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более
жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.
Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения
экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение
четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также
устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение
защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия
"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие
которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных
мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в
течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и
повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной
промышленности.
Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.
5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по классификации ГАТТ
- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты -
средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что
приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы.
Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины
регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим
считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные
налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело
государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги
иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в
стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить
двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние
соглашения.
Среди соглашений ГАТТ важными являются договоренности по мировой торговле отдельными группами товаров, например молочными продуктами и говядиной, в соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения на государственное регулирование цен на них, их производство и экспорт. В результате переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошлины на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных тарифов.