Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.
ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово- политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой торговле товарами и услугами.
Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли.
3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.
Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической
деятельности используется в настоящее время в России. Новое в
государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в
самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет
содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается,
содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые
задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования
ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных
экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД
и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со
стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего
законодательства, обеспечения национальной безопасности.
В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм
и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях
административно-командной экономики, принципах. Эти принципы
государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в
ст. 4 Закона. Среди них:
- равенство участников ВЭД и их недискриминация;
- защита государством прав и интересов участников ВЭД;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.
В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:
- рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в
МРТ;
- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;
- расширение рынков сбыта и изменение их географии;
- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;
- развитие инфраструктуры ВЭД.
Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими
странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или
"конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к
мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права
самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению
стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.
Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в
современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию
России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую
экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика
представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место
в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта,
повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие
прогрессивных форм международной производственной и научно-технической
кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации
инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель -
производственно-инвестиционная, или стратегическая.
Главными признаками этой модели являются:
- охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):
- расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов;
- совпадение с мирохозяйственной сферой.
Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно- импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки.
Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи,
так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и
готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса
составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов
- 169%.
Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи
использования отработанных мировой практикой приемов и средств
государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в
Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых,
предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-
технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений;
во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих,
направления создания модели:
- расширение иностранного инвестирования;
- установление прямых производственных связей между предприятиями;
- совместное предпринимательство;
- интеграция отраслей;
- налаживание сотрудничества между территориально - производственными структурами;
- совершенствование структуры внешнеэкономического комплекса.
Целью государственного регулирования является создание правовых,
экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную
внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе
государство должно создавать условия реализации стратегической цели,
определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование
структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный
процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на
основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой
продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта,
использования прогрессивных форм международного торгово-экономического
сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса
задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во
внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При
решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше,
должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:
1. Учет требований международных организаций, например:
- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;
- Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их унификации:
- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например, текстильных;
- специализированных организаций ООН;
- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях.
2. Либерализация внешней торговли.
3. Торговля по мировым ценам.
4. Введение реального валютного рынка.
5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами.
В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в
области внешней политики, которые будут способствовать реализации
стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во
Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая
политика России с любым государством превращается в многостороннюю с
возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением
процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с
согласованием встречных требований и многим другим.
Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ.
В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.
Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций российских торговых представительств за рубежом по консультированию и информированию участников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.