Например, энергетические компании США имеют право размещать заказы на импортное оборудование только в том случае, если цены на него будут ниже цен американских производителей как минимум на 6 %.
Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.
Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим, радиационным показателям.
Данная процедура может серьезно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.
Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операции при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.
Оперативное регулирование ВЭД. Правительство Российской Федерации,
Министерство внешних экономических связей, Государственный таможенный
комитет Российской Федерации могут приостановить операции участников ВЭД в
случае поставки недоброкачественной продукции и товаров, невыполнения
обязательных экспортных поставок при одновременном экспорте аналогичных
товаров в других формах, экспорта по необоснованно низким ценам или импорта
по завышенным ценам, сообщения ложной информации в рекламе, таможенной,
валютно-финансовой и регистрационной документации. Приостановка
внешнеэкономических операций применяется как к отечественным субъектам ВЭД,
так и к зарубежным, допустившим нарушения законодательства.
Согласно ст. 15 Федерального чакона "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности", нетарифные ограничения во внешней торговле, в
том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты
на них, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и
правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и
международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей
среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия
России.
В настоящее время в РФ подлежат лицензированию следующие группы товаров;
При экспорте:
- товары и технологии двойного назначения, т.е. используемые как в мирных, так и в военных целях;
- оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия;
- наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, минеральные удобрения;
- ресурсы животного и растительного происхождения;
При импорте;
- трансграничные перевозки опасных отходов;
- озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция;
- спирт этиловый и водка;
При экспорте и импорте:
- ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии;
- радиоактивные вещества и изделия на их основе;
- драгоценные металлы;
- лекарственные средства и фармацевтические субстанции;
- химические вещества защиты растений.
5. Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность в РФ.
Начиная внешнеэкономическую деятельность, каждый должен знать, что он
вступает в особую сферу отношений, регулируемых не только общим, но и
специальным законодательством. Общее законодательство регулирует
экономическую деятельность во всех ее видах и сферах. Радикальные изменения
в экономике России, связанные с ее превращением в рыночную, происходят в
рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как
неприкосновенность собственности, новый метод регулирования
предпринимательской деятельности - "дозволено все, что не запрещено",
недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность
субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе
РФ, ряде законов: "Об инвестиционной деятельности", "О предприятиях и
предпринимательской деятельности", "Об акционерных обществах", "О финансово
- промышленных группах", "О защите прав потребителей", "О стандартизации",
"О сертификации продукции и услуг" и др.
Изменения в экономике привели также к радикальным изменениям во
внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли,
предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам,
организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного
предпринимательства, усилению контролирующей функции государства,
расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.
Интеграция России в мировое хозяйство невозможна без развития
национального законодательства в соответствии с международным. Правовое
регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на
основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
- международными правилами и нормами, подписанными РФ. международными договорами России с другими странами:
- национальным - законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития как национальной экономики, так и международных обязательств РФ, предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию. Поэтому в ряд законов, принятых в 1991-1993 гг., уже внесены изменения и дополнения.
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности"; "О валютном регулировании и
валютном контроле"; "О таможенном тарифе"; "Об иностранных инвестициях";
"Таможенный кодекс Российской Федерации".
Особо остановимся на регулировании иностранного предпринимательства.
Основой его является закон "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации" с внесенными в него изменениями и дополнениями (июль 1995 г.).
Закон устанавливает формы иностранных инвестиций, гарантии, правовое
положение иностранных предпринимателей, правила регистрации. В соответствии
с Законом, иностранное инвестирование может осуществляться не только путем
долевого участия при создании СП, приобретения долей участия в существующих
предприятиях, акций, паев, ценных бумаг, но и путем создания предприятий,
полностью принадлежащих иностранным предпринимателям.
Для практики важно и то, что законодательство прямо предусматривает
возможность участия иностранных инвесторов в осуществлении
разгосударствления и приватизации. Закон РФ "О приватизации государственных
и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г. №
1431-1 (изменен и дополнен 24 декабря 1993 г.) предусматривает, что
приобретение таких предприятии иностранными физическими и юридическими
лицами регулируется этим Законом, законодательством РФ об иностранных
инвестициях и другими законодательными актами.
Для иностранных предприятий исключительно важен вопрос о гарантиях. Для
любого инвестора опасны национализация, т. е. возможность отчуждения его
собственности и перехода ее в собственность государства, а также применение
иных принудительных мер (например, национализация, проведенная в советской
России и других странах Восточной Европы). Все это обостряет вопрос о
гарантиях и делает необходимым их установление во внутреннем
законодательстве и в международных договорах России с другими странами.
Общее представление о гарантиях иностранных инвестиций дает следующий их
перечень, предусмотренный российским законодательством. Это гарантии:
- от изменения законодательства;
- от национализации и реквизиции:
- при прекращении инвестиционной деятельности;
- перевода платежей в иностранной валюте, доходов;
- сумм, полученных при исполнении договорных обязательств;
- сумм, полученных в связи с ликвидацией или продажей;
- компенсаций при национализации;
- компенсаций при возмещении убытков;
- использования прибылей в национальной валюте каждого государства.
Определение круга лиц, которые являются иностранными инвесторами, имеет существенное практическое значение. Во-первых, от признания лица иностранным инвестором зависит предоставление ему соответствующих льгот, которые устанавливаются внутренним законодательством и международными договорами. Во-вторых, статус иностранного предпринимателя имеет значение при регистрации, допуске к осуществлению хозяйственной деятельности. В- третьих, если лицо признано инвестором в определенном государстве, на него могут распространяться гарантии и другие условия, предусмотренные международным договором с соответствующей страной, а также дипломатическая защита со стороны государства - страны инвестора.
К числу иностранных инвесторов в России относят следующие категории субъектов:
1. Иностранные юридические лица.
2. Иностранные физические лица: а) иностранные граждане; б) лица без гражданства.
3. Отечественные граждане, проживающие за рубежом.
4. Международные организации.
5. Иностранные государства.
Предприятия с иностранными инвестициями создаются и действуют в тех
организационно-правовых формах, которые предусмотрены для предприятий
законодательством. В России на них распространяется действие закона "О
предприятиях и предпринимательской деятельности" от 30 ноября 1994 г. и
Федерального закона "Об акционерных обществах" от 13 июня 1996 г., с 1
января 1995 г. в отношении предприятий с иностранными инвестициями
действует часть первая Гражданского кодекса РФ 1994 г., а с 1 марта 1996 г.
- и вторая часть Гражданского кодекса РФ.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано различными способами. Во-первых, путем его учреждения, во-вторых, в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, в-третьих, путем приобретения такого предприятия полностью.
Регистрация предприятий с иностранными инвестициями осуществляется
Государственной регистрационной палатой при Министерстве экономики РФ.
Палата ведет государственный реестр предприятий с иностранными
инвестициями, сводный государственный реестр аккредитованных на территории
РФ представительств иностранных компаний и регистрацию российских
инвестиций за рубежом. Сама же регистрация предприятий в России, независимо
от их вида, осуществляется в соответствии с Положением "О порядке
государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности",
которое утверждено Указом Президента РФ от 8 июдх 1994 г. № 1482 с
соблюдением особенностей, оговоренных в "Законе об иностранных
инвестициях". Есть и децентрализованная система регистрации. В Санкт-
Петербурге регистрация предприятий с иностранными инвестициями проводится в
соответствии с правилами, утвержденными мэром города.
Необходимо подчеркнуть, что размер уставного капитала (фонда) предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, независимо от организационно- правовой формы, не может быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц, который установлен законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации.
Кроме названных источников права (Международные договоры и национальные законы) существуют негосударственные источники права, которые широко используются в практике ВЭД. К ним относятся:
1. Публикации Международной торговой палаты, например, Международные торговые термины - "Инкотермс-90", "Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов" .
2. Документы Европейской экономической комиссии ООН, например, общие условия поставок, проформы контрактов и т. п.
3. Обычное право (обычаи и обыкновения)'.
4. Судебно-арбитражная практика.
Законодательство признает в качестве регулятора ВЭД контракты между
непосредственными участниками внешнеэкономической деятельности, но это
такой регулятор, который основывается на нормах национального права,
имеющих обязательный (императивный) характер, и нормах международного
права, носящих диапозитивный характер, когда стороны имеют право отступать
от этих норм. Диспозитивным характером обладают международные конвенции,
например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров
(Венская конвенция 1980 г.). Диапозитивные нормы права играют большую роль
во взаимоотношениях иностранных партнеров, так как способствуют
единообразию в понимании самих терминов, прав и обязанностей сторон, не
требуют знания законодательства страны иностранного партнера, способствуют
ускорению проведения переговоров.
Все регуляторы ВЭД должны действовать в системе, не противоречить друг другу. Через нормы права осуществляется защита участников ВЭД, интересов общества в целом.
Любые внешнеэкономические операции оформляются международным контрактом.
Обязательства по контракту могут быть одной из сторон не выполнены, что
причинит ущерб второй стороне. И если урегулировать спор не удается,
потерпевшая сторона может обратиться в государственный суд или в арбитраж.
Это может быть арбитраж или страны одной из сторон, или третьей стороны.
Однако место арбитражного разбирательства определяется при подписании
самого контракта, это так называемая "арбитражная оговорка".
В РФ действует закон "О международном коммерческом арбитраже", вступивший
в силу 14 августа 1993 г. Этот закон соответствует типовому закону,
разработанному комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). В
России созданы также постоянно действующие третейские суды, например, при
Московской торгово-промышленной палате могут создаваться арбитражи "аd
hос", т, е. для рассмотрения конкретного спора. Этот вид арбитража
действует в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛа.
6. Статистика внешнеэкономических связей (СВЭС)РФ
Статистика внешнеэкономических связей (СВЭС) является составной частью экономической статистики, исследующая количественную сторону экономических явлений в неразрывной связи с и качественным содержанием. Одной из задач статистики внешнеэкономических связей является разработка показателей, отражающих международные экономические связи, экономическое и научно- техническое сотрудничество стран, определение методологии сопоставлений показателей развития народного хозяйства разных стран.
Метод статистики ВЭС на организацию массового статистического наблюдения ведется на основе контрактов, паспортов сделок (ПС), извещений об их заключении, транспортных товарных документов и счетов, поступающих от национальных поставщиков товаров, внутриведомственной статистической отчетности (формы:
8 МВС, 10 МВС, 12 МВС и др.).
С 1-го апреля 1989г. официальным статистического наблюдения внешнеэкономических связей стала также таможенная декларациях экспортера и импортера.
Материалы статистического наблюдения позволяют установить величину изучаемого явления (например, внешнеторговый оборот, его динамику, структуру, темпы роста и Др.). Кроме того, статистика ВЭС разрабатывает методы группировки данных, а также приемы вычисления индексов, построения статистических таблиц и графиков. Эти данные широко используются при разработке целей внешнеэкономической политики и ее осуществления.
В регионах имеются Комитеты по статистике, которые являются важнейшими
организациями во внешнеэкономических связях с предприятиями и
организациями, так как они включают в состав Единого государственного
регистра их во всех формах собственности и хозяйствования (ЕГРПО),
присваивает коды общероссийского классификатора предприятий и организаций
(ОКПО) и классификационных признаков, подчиненность министерству - СООГУ,
местонахождение — СОАТО, вид деятельности - ОКОНХ. Тай, например,
Петербургкомстат (Санкт-Петёрбургский Комитет по статистике) в 1993 У.
видал справку за № 8889 совместному советско-лихтенштейнскому предрия-тию
«СОВЭКС», указав:
Коды: ОКПО-0505И87, СОАГО-Ц40, СООГУ-6414, ОКОНХ-15100, 15210,15230,
72200, 71ЦО,
71211,16514,84300,84500,90310 Адрес: 197101г.Санкт-Петербург, проспект
Каменоостровский, д. 10-а, телефон 252-33-84. Также указываются данные регистрации;
орган, регистрационный номер решения, дата регистрации. В феврале 1995 г.
Петербургкомстат дополнил справку новыми кодами: форма собственности - КФС
(30), организационно-правовая форма - КОПФ (49).
Участники внешнеэкономических связей ежемесячно (до 6-го) представляют
региональным организациям комитета по статистике отчеты по форме 8 МВЭС, по
форме 10 МВЭС, по форме 12 МВЭС. Копии этих отчетов также направляются
Экономическому управлению МВЭС РФ.
Завершая рассмотрение «Основы внешнеэкономических связей в Российской
Федерации», следует иметь в виду, что если раньше сфера внешнеэкономических
связей была по существу уделом десятков специализированных внешнеторговых
организаций, то теперь внешнеэкономическим бизнесом занимаются многие
тысячи производственных и торговых структур, что имеет как положительные,
так и отрицательные последствия.
Действительно, появление на внешних рынках российских деловых людей, часто
профессионально слабо подготовленных, мало знакомых с конъюнктурой рынка, а
также с актами внешнеэкономических связей, нередко приводит к печальным
результатам. Участники ВЭС должны хорошо знать акты, руководствоваться ими
и в случае необходимости, опираясь на них, защищать свои права.