В учебно-образовательных бизнес-проектах, первый планируемый год рассчитывается помесячно, то есть шаг расчета – один месяц. Второй год – поквартально, то есть шаг расчета – один квартал. Последующие года – в годовом разрезе, то есть шаг расчета – один год.
В остальных видах бизнес-проектов шаг расчета определяется следующим образом. Весь горизонт расчета делится на годовые отрезки времени и определяется доля инвестиций, направляемая для реализации проекта в каждом году. Года, в которых доля инвестиционных затрат составляет более 30%, делятся по квартально. Остальные года остаются неизменными. Затем, определяется доля инвестиционных затрат в каждом квартале. Квартал, в котором доля инвестиционных затрат составляет более 40% от осуществляемых в данный год инвестиционных вложений в проект, делится помесячно. После этого, определяется доля инвестиционных затрат в каждом месяце. Месяц, в котором доля инвестиционных затрат составляет более 30% от осуществляемых в данный квартал инвестиционных вложений в проект, делится либо по декадам, либо по неделям. Дальнейшее дробление шага расчета бизнес-проекта используется для специфических бизнес-проектов в уникальных случаях и на практике встречается крайне редко.
В учебно-образовательных бизнес-проектах горизонт расчета составляет три года, а в остальных видах бизнес-проектов горизонт расчета определяется как срок окупаемости проекта плюс один шаг расчета.
Для учета инфляции и риска вложения денежных средств в бизнес-проект необходимо использовать дисконтирование будущих доходов и расходов предприятия. Также необходимо учитывать возможные изменения стоимости сырья, материалов, топлива, энергии и полуфабрикатов, которые могут не совпадать с темпом инфляции.
В общем виде финансовый план содержит семь основных таблиц и пять показателей эффективности деятельности предприятия.
Основной особенностью проведения финансовой деятельности на территории России является существенное влияние временного фактора, поскольку покупательная способность национальной валюты быстро изменяется в условиях высокой инфляции. Кроме этого не надо забывать, что инфляционные процессы в той или иной мере присущи валютам всех стран. Поэтому первая таблица (см. табл. 2) в финансовом плане показывает, какие валюты будут использованы при расчете бизнес-проекта и каков прогнозируемый уровень их инфляции.
Учитывая, что темпы инфляции являются неоднородными, рекомендуется определить их по каждому объекту: цены реализации, заработная плата, недвижимость, энергоносители и так далее. Темпы инфляции рекомендуется определять не на базе среднестатистических величин рассчитанных в среднем по России, а по конкретным регионам за последние несколько лет.
Таблица 2
ВАЛЮТА РАСЧЕТА И ПРОГНОЗ УРОВНЯ ИНФЛЯЦИИ
Валюта расчета проекта |
Инфляция по периодам |
||
|
2001 |
2002 |
200_ |
1. Основная валюта |
|
|
|
2. Дополнительная валюта |
|
|
|
3. Дополнительная валюта |
|
|
|
Следующая таблица (см. табл. 3) показывает какие были учтены действующие на данной территории налоги и налоговое законодательство (перечень, ставки, налогооблагаемые базы, а также льготы при уплате налогов). В таблице отражаются только уплачиваемые предприятием налоги с учетом льгот. Данная информация устанавливается в соответствии с действующим законодательством России и местных органов власти конкретной территории.
Таблица 3
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Наименование налога |
Ставка, проц. |
Налогооблагаемая база |
Периодичность выплат |
1. На прибыль |
|
|
|
2. НДС |
|
|
|
3. На имущество |
|
|
|
4. Единый социальный |
|
|
|
5. С продаж |
|
|
|
6. На рекламу |
|
|
|
7. ……………………. |
|
|
|
Следующие таблицы (см. табл. 4 и 5) показывают какие затраты должны быть осуществлены предприятием для производства и реализации продукции. Себестоимость продукции может определяться одним из трех основных методов: составление калькуляции себестоимости по калькуляционным статьям затрат (см. табл. 4), составление сметы затрат на производство и реализацию продукции (см. табл. 5) или рассчитывается по формуле (см. формулу 1), аргументы которой должны быть детально расшифрованы и расписаны. Метод определения себестоимости продукции выбирается в зависимости от тех данных, которыми обладает разработчик проекта. При прочих равных условиях целесообразнее рассчитывать калькуляцию себестоимости продукции.
Таблица 4
Калькуляция СЕБЕСТОИМОСТИ продукции, д.е.
Статья затрат |
На единицу |
На годовой объем |
1. Сырье, материалы и полуфабрикаты |
|
|
2. Топливо и энергия |
|
|
3. Возвратные отходы |
|
|
4. Транспортно-заготовительные расходы |
|
|
5. Оплата труда |
|
|
6. Отчисления на социальные нужды |
|
|
7. Амортизационные отчисления |
|
|
8. Общепроизводственные расходы |
|
|
9. Общехозяйственные расходы |
|
|
Итого производственная себестоимость |
|
|
10. Коммерческие расходы |
|
|
Итого полная себестоимость |
|
|
Таблица 5
СМЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО И РЕАЛИЗАЦИЮ
ПРОДУКЦИИ, д.е.
Статья затрат |
Сумма на год |
1. Сырье, материалы, полуфабрикаты, энергия, топливо |
|
2. Оплата труда |
|
3. Отчисления на социальные нужды |
|
4. Амортизационные отчисления |
|
5. Арендная плата |
|
6. Проценты по кредиту |
|
7. Прочие расходы: |
|
7.1. Транспортные расходы |
|
7.2. Реклама |
|
7.3. Представительские |
|
7.4. Иные расходы, относимые на себестоимость продукции |
|
Итого полная себестоимость |
|
СС=ПерР+ПостР , (1)
где СС – себестоимость продукции ;
ПерР – переменные расходы ;
ПостР – постоянные расходы.
Следующая таблица (см. табл. 6) показывает, каким образом предприятие планирует привлекать и возвращать заемные средства. Существует два основных направления привлечения дополнительного капитала: наращивание собственного капитала, получаемого в качестве вклада инвесторов и увеличение заемного капитала, предоставляемого кредитными учреждениями в качестве долгосрочных и краткосрочных кредитов на определенных условиях.
Существует правило финансового менеджмента, которое можно перефразировать следующим образом: кредитные ресурсы более эффективно привлекать, чем наращивать собственный капитал, при условии, что рентабельность функционирующего капитала на предприятии выше платы за кредит.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15