Рынок - категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу
товарно-денежного обмена и выражающего систему, экономических отношений
между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями). Основные
элементы этих отношений - стоимость, цена, конкуренция, спрос и
предложение. Функционирование рынка подчинено закону, регулирующему связи
между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного
труда в условиях товарного производства, при котором экономические
отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда.
Формой реализации этого закона выступает закон спроса и предложения,
действие которого определяет эквивалентность обмена, соотношение денежных и
товарных потоков, платежеспособного спроса и предлагаемых товаров и услуг с
учетом их количества, качества, ассортимента. Рынок ориентирует всех
участников на высокое качество товаров и услуг, снижение издержек
производства, лучшее удовлетворение потребителей, с одной стороны,
экономическим принуждением, обусловленным конкуренцией, банкротством и
т.п., с другой - материальной заинтересованностью (увеличением прибыли и
т.п.) Рынку присущи независимость товаропроизводителей, их полная
самостоятельность, свободное ценообразование по значительному кругу
товаров, свободный выбор поставщиков и потребителей, конкуренция
товаропроизводителей, продавцов за рынком сбыта. Именно цивилизованная
конкуренция делает предприятия на рынке восприимчиваемыми к техническим
новинкам, сдерживает рост цен и ориентирует производство на лучшее
удовлетворение потребителей (покупателей). Поэтому рынок не должен быть
стихийным (разрушительным), для чего возникает настоятельная необходимость
в его государственном регулировании, т.е. в разработке и использовании
комплексной системы мер, осуществляемых государством, по упорядочиванию
рыночных отношений, сведения к минимуму отрицательных последствий рыночных
форм хозяйствования, социальной защиты отдельных групп населения и др.
Формы такого регулирования разнообразны. Это законодательные и другие
нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынка, присущих
ему структур (бирж, ярмарок, рекламных и др. агентств). Правовое
регулирование имеет своей целью упорядочение рыночных отношений, придание
рынку цивилизованных форм, предупреждение злоупотреблений, защиту интересов
потребителей и общества в целом (наспример, в отношении объема, свойств и
параметров продукции). Значительное место должно принадлежать
антимонопольному законодательству - системе нормативных актов, направленных
против злоупотреблений физическими и юридическими лицами, предупреждающих
возможность диктата на рынке, давление конкурентов недобросовестными
методами и приемами; финансово-экономическому – разработке действенной
налоговой системы, льгот и санкций, инвестиций, дотаций и кредитов,
стимулирующих развитие одних видов деятельности и сдерживающих другие;
маневрирование ставками учетного процента, предоставление льготных условий
финансирования фирмам (компаниям, предприятиям), осуществляющим программы,
имеющие приоритет в обществе. Существенное влияние на функционирование
рынка оказывает государственное регулирование цен, установление твердых цен
или предоставление дотаций на отдельные виды товаров и услуг (особенно
социально значимых). Так, например, в ряде западных стран с развитой
рыночной экономикой наряду со свободными ценами на большинство товаров,
установлены и твердые цены на хлеб, молоко, мясо, в других применяются
дотации на зерно, уголь. Социальное регулирование рынка должно обеспечивать
социальную защищенность определенных групп населения, гарантировать
минимальную заработную плату и пенсии, предупреждать или сводить к минимуму
масштабы безработицы и т.д. На практике, сердцевиной рыночной системы
является рынок товаров – сфера непосредственного товарного обращения,
обмена денег на товары и товаров на деньги. Однако эффективно
функционировать он может лишь во взаимосвязи с другими рынками капитала,
информации, ценных бумаг, труда, услуг и др. Все они связаны между собой,
им присущи общие черты, но вместе с тем каждый из них имеет собственные
особенности, формы организации, коммерции и посредничества.
IV. Экономика рыночная.
Экономика рыночная – экономика, которая наряду с рынком объединяет
сферы производства, потребления и распределения товаров и услуг, а так же
ее программирования и регулирования. В ней решения об использовании
ресурсов принимаются рынком, механизм, который обеспечивает эффективность
такой экономики, является взаимодействие между спросом и предложением. Цена
– это тот сигнал, который сообщает предприятиям и потребителям, как им надо
действовать на рынке, – производить ли больше данного товара, сокращать или
прекращать его выпуск и т. д. Наряду с механизмом образования цен, особое
внимание особое внимание должно обращаться на рыночную конкуренцию, т. е.
если существует ряд конкурирующих между собой фирм (предприятий и т. п.) и
не одна из них не может управлять процессом ценообразования, они вынуждены
производить именно те товары, которые имеют реальный спрос на рынке и за
которые потребители могут заплатить. Однако ценовый механизм для
определенной категории товаров не работает (например товары ВПК), а иногда
не в состоянии отразить все затрат на производство товара (типичный пример
– дополнительные издержки, возникающие как возмещение ущерба окружающей
среде), а следовательно, цены и издержки не отражают его общественного
эффекта. Эти и другие недостатки рынка постоянно присутствуют в реальной
жизни, а поэтому «чистая» рыночная экономика, какой она обычно строится в
модели спроса и предложения не может существовать.
Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием малого бизнеса. Эта тенденция вызвана обстоятельствами двоякого рода: - во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;
Во-вторых, дифференциацией потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим, сферы обслуживания.
Преимущества малого бизнеса состоят в следующем:
- он динамичнее крупного, малый бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, мелкое производство оперативнее отражает изменение потребительского спроса;
- развитие малого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;
- малый бизнес быстрее «впитывает» новые веяния научно-технического прогресса, так как он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо новшества;
- малый бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.
V. Основные направления экономической реформы в России.
Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).
Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку. Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.
Корни многих сегодняшних проблем России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие – монополизм и техническую отсталость.
Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или даже месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полу стихийный переход к рынку длится всего около десяти лет.
5.1. Приватизация демонополизация.
Приватизация в России на первом этапе (с 1-го июля 1991 года по 1-ое июля 1994 года) была сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника, без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значение слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике.
Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.
Для того чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно- налоговую) политику.
Другая важная цель – это повышение эффективности производства. Простая смена собственности не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.
Пост приватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием
экономки в целом и требует создания благоприятного экономического климата в
России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе
приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и
степени государственного воздействия. Последствия необдуманной
государственной экономической политики сказываются на них сильнее.
Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более, новых предприятия.
5.2. Развитие предпринимательства.