Развитие малого бизнеса в России и его роль в переходе экономики страны к рынку
p> III. Рынок.

Рынок - категория товарного хозяйства, представляющая собой сферу товарно-денежного обмена и выражающего систему, экономических отношений между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями). Основные элементы этих отношений - стоимость, цена, конкуренция, спрос и предложение. Функционирование рынка подчинено закону, регулирующему связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда в условиях товарного производства, при котором экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда.
Формой реализации этого закона выступает закон спроса и предложения, действие которого определяет эквивалентность обмена, соотношение денежных и товарных потоков, платежеспособного спроса и предлагаемых товаров и услуг с учетом их количества, качества, ассортимента. Рынок ориентирует всех участников на высокое качество товаров и услуг, снижение издержек производства, лучшее удовлетворение потребителей, с одной стороны, экономическим принуждением, обусловленным конкуренцией, банкротством и т.п., с другой - материальной заинтересованностью (увеличением прибыли и т.п.) Рынку присущи независимость товаропроизводителей, их полная самостоятельность, свободное ценообразование по значительному кругу товаров, свободный выбор поставщиков и потребителей, конкуренция товаропроизводителей, продавцов за рынком сбыта. Именно цивилизованная конкуренция делает предприятия на рынке восприимчиваемыми к техническим новинкам, сдерживает рост цен и ориентирует производство на лучшее удовлетворение потребителей (покупателей). Поэтому рынок не должен быть стихийным (разрушительным), для чего возникает настоятельная необходимость в его государственном регулировании, т.е. в разработке и использовании комплексной системы мер, осуществляемых государством, по упорядочиванию рыночных отношений, сведения к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защиты отдельных групп населения и др.
Формы такого регулирования разнообразны. Это законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правила функционирования рынка, присущих ему структур (бирж, ярмарок, рекламных и др. агентств). Правовое регулирование имеет своей целью упорядочение рыночных отношений, придание рынку цивилизованных форм, предупреждение злоупотреблений, защиту интересов потребителей и общества в целом (наспример, в отношении объема, свойств и параметров продукции). Значительное место должно принадлежать антимонопольному законодательству - системе нормативных актов, направленных против злоупотреблений физическими и юридическими лицами, предупреждающих возможность диктата на рынке, давление конкурентов недобросовестными методами и приемами; финансово-экономическому – разработке действенной налоговой системы, льгот и санкций, инвестиций, дотаций и кредитов, стимулирующих развитие одних видов деятельности и сдерживающих другие; маневрирование ставками учетного процента, предоставление льготных условий финансирования фирмам (компаниям, предприятиям), осуществляющим программы, имеющие приоритет в обществе. Существенное влияние на функционирование рынка оказывает государственное регулирование цен, установление твердых цен или предоставление дотаций на отдельные виды товаров и услуг (особенно социально значимых). Так, например, в ряде западных стран с развитой рыночной экономикой наряду со свободными ценами на большинство товаров, установлены и твердые цены на хлеб, молоко, мясо, в других применяются дотации на зерно, уголь. Социальное регулирование рынка должно обеспечивать социальную защищенность определенных групп населения, гарантировать минимальную заработную плату и пенсии, предупреждать или сводить к минимуму масштабы безработицы и т.д. На практике, сердцевиной рыночной системы является рынок товаров – сфера непосредственного товарного обращения, обмена денег на товары и товаров на деньги. Однако эффективно функционировать он может лишь во взаимосвязи с другими рынками капитала, информации, ценных бумаг, труда, услуг и др. Все они связаны между собой, им присущи общие черты, но вместе с тем каждый из них имеет собственные особенности, формы организации, коммерции и посредничества.

IV. Экономика рыночная.

Экономика рыночная – экономика, которая наряду с рынком объединяет сферы производства, потребления и распределения товаров и услуг, а так же ее программирования и регулирования. В ней решения об использовании ресурсов принимаются рынком, механизм, который обеспечивает эффективность такой экономики, является взаимодействие между спросом и предложением. Цена
– это тот сигнал, который сообщает предприятиям и потребителям, как им надо действовать на рынке, – производить ли больше данного товара, сокращать или прекращать его выпуск и т. д. Наряду с механизмом образования цен, особое внимание особое внимание должно обращаться на рыночную конкуренцию, т. е. если существует ряд конкурирующих между собой фирм (предприятий и т. п.) и не одна из них не может управлять процессом ценообразования, они вынуждены производить именно те товары, которые имеют реальный спрос на рынке и за которые потребители могут заплатить. Однако ценовый механизм для определенной категории товаров не работает (например товары ВПК), а иногда не в состоянии отразить все затрат на производство товара (типичный пример
– дополнительные издержки, возникающие как возмещение ущерба окружающей среде), а следовательно, цены и издержки не отражают его общественного эффекта. Эти и другие недостатки рынка постоянно присутствуют в реальной жизни, а поэтому «чистая» рыночная экономика, какой она обычно строится в модели спроса и предложения не может существовать.

Последние десятилетия в экономике развитых стран отмечены широким развитием малого бизнеса. Эта тенденция вызвана обстоятельствами двоякого рода: - во-первых, особенностями современного этапа научно-технической революции, обеспечивающего соответствующую материальную базу для эффективного функционирования малого бизнеса;

Во-вторых, дифференциацией потребительского спроса в условиях растущих доходов населения и преимущественным ростом в связи с этим, сферы обслуживания.

Преимущества малого бизнеса состоят в следующем:

- он динамичнее крупного, малый бизнес легче приспосабливается к изменяющимся условиям, мелкое производство оперативнее отражает изменение потребительского спроса;

- развитие малого бизнеса существенно облегчает территориальный и отраслевой перелив рабочей силы и капитала;

- малый бизнес быстрее «впитывает» новые веяния научно-технического прогресса, так как он более приспособлен для производства уникальных изделий, быстрее и дешевле перевооружается технически, требует меньших капиталовложений и обеспечивает их ускоренную окупаемость; зачастую создание мелких фирм реализует попытку коммерческого использования какого-либо новшества;

- малый бизнес улучшает общую структуру производства, так как облегчает адаптацию «неповоротливого» крупного производства к изменяющимся условиям, к новым требованиям научно-технического прогресса: способствует развитию специализации, освобождает крупные корпорации от производства мелкосерийной продукции, занимается поиском, доработкой и освоением новых изделий, охотнее идет на риск.

V. Основные направления экономической реформы в России.

Острый экономический кризис, с которым столкнулись многие страны в начале 80-х годов, потребовал перестройки государственного регулирования экономики, перехода к развитию рыночных отношений. Основными направлениями реформ стали приватизация (переход государственного имущества в частные руки), либерализация цен, финансовая стабилизация (борьба с инфляцией, укрепление курса национальной валюты).

Этапы реформ разрабатываются правительственными ведомствами. Это – определение целей реформирования для экономики в целом и для данного конкретного предприятия, выбор способов и приоритетов, поиск наименее болезненных путей перехода к рынку. Рыночная экономика является результатом длительного исторического развития, которое предполагает формирование соответствующей инфраструктуры и правовой базы. Должны произойти глубокие изменения в системе ценностей, мотивации хозяйственного поведения и деловых отношений.

Корни многих сегодняшних проблем России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие – монополизм и техническую отсталость.

Переход от административно-командной к рыночной экономике не может быть осуществлен за несколько дней или даже месяцев. Это длительный, измеряемый десятилетиями переходный период, включающий в себя ряд последовательных этапов. В России полу стихийный переход к рынку длится всего около десяти лет.

5.1. Приватизация демонополизация.

Приватизация в России на первом этапе (с 1-го июля 1991 года по 1-ое июля 1994 года) была сведена в большинстве случаев к формальной смене собственника, без технического развития производства и обращения к рыночным методам управления. Более важным стало политическое значение слома в ходе приватизации прежнего механизма управления отраслями российской экономики, распада государственной монополии в экономике.

Второй этап приватизации (уже реальной) требуется для того, чтобы произошла концентрация акций у немногочисленного слоя лиц, чтобы сформировались конкретные группы, владеющие контрольным пакетом акций.

Для того чтобы приватизация стала реальной, нужно время. Тогда будут реализованы и важнейшие цели реформы. Например, цель пополнения доходов государственного бюджета. Для того, существенно пополнить бюджет, нужно изыскивать иные ресурсы, проводить эффективную фискальную (бюджетно- налоговую) политику.

Другая важная цель – это повышение эффективности производства. Простая смена собственности не приведет автоматически к повышению эффективности. К этому может привести долговременный поиск эффективного собственника. Для большинства предприятий нужен не столько «хороший» собственник, сколько умелый менеджер.

Пост приватизационное развитие предприятий взаимосвязано с развитием экономки в целом и требует создания благоприятного экономического климата в
России. Акционерные и частные предприятия, возникшие в процессе приватизации, более чутко реагируют на изменение рыночной ситуации и степени государственного воздействия. Последствия необдуманной государственной экономической политики сказываются на них сильнее.

Приватизация способствует демонополизации производства. В ходе реорганизации, разукрупнения и приватизации действующих предприятий появляются малые и средние предприятия, которые выходят на рынок с различными товарами и услугами. При разделении предприятия вместо одного возникают два или более, новых предприятия.

5.2. Развитие предпринимательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать