Трансакции потребителя являются объектом конкуренции со стороны иностранных ритейлеров на российском рынке (см. табл. 1).
Таблица 1
Иностранные торговые сети в России
Название ритейлора |
Масштабы деятельности |
Перспективы |
Spar (Голландия) |
14500 магазинов в 33 странах мира, 9 млн. покупателей ежедневно |
Открытие 99 супермаркетов в разных городах России |
IKEA (Швеция) |
Деятельность в 44 странах мира, товарооборот в 2004 г. 18,8 млрд. евро |
Экспансия в регионы, инвестиции в российскую торговлю |
МЕТРО (Германия) |
По оборотам – 3 в мире, 439 торговых центров в 24 странах |
Инвестиции в российскую торговлю 150-200 млн. долл. в год |
Ашан (Франция) |
281 гипермаркет, 573 супермаркета в 14 странах мира. 84 % акций принадлежат семейству Мулье |
Планируют инвестиции в российскую торговлю 300 млн. долл. |
AVA AG (международная розничная торговая сеть) |
114 супермаркетов, 56 торговых центров, 143 магазина стройматериалов. В 2002 г. оборот 5,5 млрд. евро |
80 % продаваемых товаров сделано в России. Создание сети гипермаркетов, инвестиции в 200 млн. долл. |
OBI (Германия) |
476 магазинов франчайзинговой системы, годовой оборот 5,8 млрд. евро в 11 странах мира |
Намерены открыть 30 торговых центров концепции DIY (сделай сам). До 2010 г. открыть 60 магазинов строительного профиля |
ECE Projekt-management |
Девелопер в торговой недвижимости крупнейший в Европе |
Освоить российский рынок |
REWE (Германия) |
Деятельность в 14 странах мира |
Подмосковье – открыть сеть недорогих супермаркетов с ценами на 15-20 % ниже среднерыночных |
Отметим, что иностранные ритейлоры имеют ряд сильных преимуществ – огромные финансовые возможности, эффект масштаба (огромные магазины с 40-60 тыс. наименований) и низкий уровень цен, высокие управленческие стандарты, основанные на IT-технологиях, использование передовых технологий продаж.
Западные ритейлоры развиваются более быстрыми темпами, чем отечественные, но последние с каждым годом увеличивают свою капитализацию, и поэтому вход для нерезидентов за счет покупки местных операторов будет обходиться все дороже.
Развитие сетевых ритейлоров в России сопровождается некоторыми особенностями, связанными с потребительскими предпочтениями населения нашей страны.
В диссертации раскрыты особенности потребительского спроса на блага, предназначенные для конечного потребления, в российской экономике:
- наряду с постоянным ростом потребительского спроса, о чем свидетельствует динамика розничного товарооборота, существует постоянно отложенный спрос, растут размеры наличных накоплений, в т.ч. и в валюте;
- несоответствие потребительских расходов и доходов, что связано со значительными масштабами теневой экономики;
- значительная дифференциация доходов населения (коэффициент Джинни – 0,4), обусловливающая ранжирование потребительских предпочтений в весьма широких диапазонах;
- наличие существенных запасов предметов потребления наряду с относительным изобилием их на потребительском рынке;
- рост доли импортных товаров в структуре потребления, часть из которых имеет нерегистрируемый характер;
- толерантность отдельных потребителей к цене, что расширяет «список» товаров Гиффена;
- быстрое переключение потребителей с одной торговой марки на другую, слабая приверженность к определенным брендам наряду с явной увлеченностью квазибрендами;
- усиление гедонистической направленности потребительского спроса как проявление смены приоритетов в поведении; формирование потребительской культуры;
- существование регионального колорита в демонстративном потреблении россиян.
Развитию сетевых ритейлоров в российской экономике, будут способствовать следующие факторы:
На уровне макроэкономики:
- рост средней зарплаты и реальных денежных доходов россиян;
- рост внешнеторгового оборота России;
- высокие темпы роста отечественных сетевых ритейлоров на потребительском рынке (сегмент – продовольственные товары);
- высокая конкурентоспособность иностранных ритейлоров, осуществляющих интенсивную экспансию российского рынка;
- бурное развитие IT-технологий, составляющих основу деятельности ритейлора в сфере Е-коммерции.
На уровне микроэкономики:
- относительно слабая конкурентоспособность фирм – несетевых ритейлоров;
- активный импорт институтов – использование различных форм и моделей ведения бизнеса, распространенных в других странах;
- реальные выгоды фирмы как участника сетевого ритейлора (по организации производства, управлению, мотивации персонала, инвестированию, получаемым доходам).
Таким образом, современным институтом потребительского рынка, доказавшим свою жизнеспособность и обладающим высоким потенциалом развития и непосредственно влияющим на трансакционные издержки потребителя, являются ритейлорские сети.
3. Потребительский спрос в Республике Казахстан и Перспективы его развития.
Как сообщил заместитель генерального директора АО «Разведка Добыча „КазМунайГаз“» Рустем Бектуров, объем инвестиций в проект по созданию интегрированного нефтехимического комплекса на базе углеводородного сырья Западного Казахстана к 2010 году по предварительной оценке составит 1 млрд долларов[8].
В конце 2004 года «РД КазМунайГаз» подготовил техническое задание на разработку предварительного технико-экономического обоснования создания нефтехимического интегрированного комплекса. Уже состоялся тендер, в котором приняли участие и зарубежные компании, такие как ABB Lummus Global, Shell Global Solutions, Foster Wheeler, C.A.C, Nexant. В настоящее время комиссия еще не завершила свою работу. Результаты будут в течение 17 дней после вскрытия конвертов, но как отметил Р. Бектуров, все предложения приблизительно одинаковые и с победителем тендера будет сложно определиться.
Задачей предварительного ТЭО является рассмотрение различных вариантов и их ранжирование по технико-экономическим показателям, выбор наиболее оптимальных вариантов и рекомендаций для следующих этапов, определение ключевых позиций, которые реально влияют на экономическую жизнеспособность и реализацию проекта.
«Следующим этапом после разработки предварительного ТЭО, которое завершиться через 3 месяца, будет подготовка детального ТЭО по рекомендуемым вариантам», — пояснил Р. Бектуров.
Реализация данного проекта к 2010 году позволит обеспечить в Казахстане выпуск базовых продуктов современной нефтехимии (этилена, пропилена, бензола) в объемах, обеспечивающих загрузку и развитие существующих заводов и экспортные потребности.
Кроме того, по мнению замдиректора «РД КазМунайГаз», создание комплекса заложит основу для развития нефтехимической отрасли по цепочке последующих переделов с увеличением добавленной стоимости, позволит приступить к созданию перерабатывающих производств с выходом на конечные продукты потребительского спроса.
Крупнейший японский производитель фотоаппаратов Canon Inc. объявил о прекращении разработок новых пленочных однолинзовых фотоаппаратов, сообщает (C) Associated Press со ссылкой на заявление компании[9].
Данное решение было принято в связи со снижением потребительского спроса на традиционные пленочные аппараты, вызванным бурным развитием цифровой фотографии.
Так, по данным японского статистического ведомства, в прошлом году японские компании реализовали 64,77 млн цифровых камер и только 5,38 млн пленочных аппаратов.
Как заявил пресс-секретарь Canon Хироши Йошинага, компания продолжит выпуск существующих моделей аппаратов, а решения по поводу дальнейших действий будут приниматься исходя из ситуации на рынке.
Таким образом, Canon последовал примеру своего главного конкурента — корпорации Nikon, которая ранее заявила, что прекращает в будущем году выпуск 7 из 9 моделей пленочных фотоаппаратов и сконцентрируется на производстве цифровых фотоаппаратов. В пресс-релизе компании говорилось, что Nikon "считает традиционную фотографию бесперспективной, поскольку при современном уровне развития технологий у нее практически не остается преимуществ". В производстве было решено оставить только две пленочных "зеркалки" — Nikon F6 и Nikon FM10. Вместе с тем техническая поддержка всех снимаемых с производства камер будет продолжаться еще в течение десяти лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8