Рефинансирование коммерческих банков
p> В отношении обеспечения кредитов, предоставляемых Центральным банком первичным дилерам, важно учитывать следующие проблемы: с одной стороны, необходимость такого обеспечения ценными бумагами, а с другой – его юридическую форму. Известно, что в развитых странах в настоящее время уделяется серьёзное внимание обеспеченности кредитов центрального банка, а в ряде стран ставится цель исключить возможности предоставления банкам дневного овердрафта или же необеспеченных внутридневных кредитов.
Обеспечением служит либо залог ценных бумаг, либо оформление сделки как
РЕПО.

Важно иметь ввиду, что на сегодня проблема обеспечения кредитов заключается не в возможности использования ценных бумаг, а в том способе, каким это обеспечение осуществляется. Попытка реализации обеспечения через механизм ломбардного кредитования наталкивается на проблемы, изначально заложенные в залоговом варианте. (Залог, как известно, представляет собой удержание ценных бумаг, но не владение ими, в то время как РЕПО предусматривает сразу переход права собственности.) При оформлении обеспечения в форме залога, разбирательство по возможным проблемам переносится на будущее, а при оформлении сделки РЕПО проблемы обеспечения решаются в тот же момент. В большом числе стран предпочитают сделки РЕПО, потому что это наиболее здоровая и надёжная система, хорошо юридически обоснованная.

Политика рефинансирования европейских центральных банков.

Развитие системы рефинансирования исторически предполагало желание центральных банков обеспечить стабильность финансовой системы. Варьирование сроков кредита в банковской системе – один из старейших способов использования инструментов денежной политики. Основная масса кредитных операций центрального банка в большинстве европейских стран ориентирована на краткосрочное управление банковской ликвидностью. Ранее некоторые центральные банки вступали в кредитные отношения с ЦБ других стран для определённых специфических целей долгосрочного характера. Вопреки постоянству использования некоторых способов заимствования у центральных банков различных стран их значения в целом для системы ЕС снижается, уступая место более прогрессивным формам регулирования.

Кредит, выданный центральным банком, может представляться в различных формах, в виде дисконтных или редисконтных кредитов, кредитов против обеспечения (ломбардных). На ранних стадиях развития существовал бланковый не обеспеченный кредит. Операции РЕПО исключаются из процедур финансирования и относятся к области других внутренних отношений (операций открытого рынка). Хотя операции РЕПО двусторонние и могут быть включены в счета центрального банка как требования к банкам, они юридически и концептуально разные. Это более новый источник ресурсов, представляющий в целом соглашения по рыночным или приблизительно по рыночным ставкам в определённых случаях, где прямые сделки неосуществимы, а кредитование государством также исключается.

Необходимость кредитования со стороны центральных банков не уменьшается для ЕС в целом. Ряд стран, где значимость этих отношений относительно возрастает (Германия, Исландия, Нидерланды, Норвегия и Турция), более или менее пропорционален числу стран, где их значение уменьшается (Греция,
Италия). Одной из причин сокращения подобных отношений в перечисленных странах является увеличение объёма операций по приобретению государственных ценных бумаг коммерческими банками, развитие рынков этих бумаг.

Однако в настоящее время существует значительное число причин по увеличению роли кредитов ЦБ. Во-первых, насыщение банковского и финансового рынка может устранить одно из главных препятствий использования кредита ЦБ как инструмента контроля за ликвидностью: тенденцию для различных кредитно-финансовых институтов воздействовать дифференцированно.
Во многих странах денежный и межбанковский рынок возросли до такой степени, что у властей появляется возможность модернизации макроэкономических условий управления. в том числе и модернизации операций рефинансирования.

Во-вторых, более точное управление активами и пассивами в банках привело к тому, что в некоторых странах снижается значение специфических ценовых условий, предшествующих обращению за дисконтным кредитованием. Ранее центральные банки чаще использовали способ "поднятия бровей", нежели повышения своих процентных ставок, когда обращение банков к дисконтному окну заметно возросло. В Бельгии, Финляндии, Нидерландах и некоторых других странах это препятствие в использовании кредита ЦБ постепенно размывалось.
Однако же в других странах (Канада, Япония, США) ослабление этого фактора не так очевидно.

В-третьих, переход на режим более гибких обменных ставок имел тенденцию уменьшения ликвидных активов, деноминированных в иностранную валюту.
Центральные банки иногда обязывали коммерческие банки осуществлять валютный обмен в условиях узкой маржи и последние могли валютные операции как высоколиквидитные активы, которые могли быстро и почти без потерь оборачиваться в деньги ЦБ. Это заставляло банки рассматривать дополнительные способы удовлетворения их ликвидных потребностей, при необходимости используя операции финансирования для дополнительного балансирования своей ликвидности.

Четвёртая причина увеличения значимости кредитов ЦБ проявляется в том, что при отклонениях в структурных излишках и дефицитах требовалась смена направленности управления текущей внутренней ликвидностью. Например, с 1979 г. баланс платежей по текущим счетам в Германии был в избытке в течении 14 лет и покупка иностранной валюты Бундесбанком часто была основным ресурсом изменений в средствах ЦБ. Когда резервы иностранной валюты начали утекать из страны, ЦБ нашёл способы компенсации оттока ликвидности. Одним из таких способов стало увеличение центробанковского кредитования.

В-пятых, перемены в резервном таргетировании в США в 1979 г. способствовали главному – повышению значимости дисконтных отношений и дисконтной ставки в вопросах денежно-кредитного регулирования.
Заимствования дисконтного окна варьировались благодаря тому, что
Федеральный резерв допускал колебания в спросе на резервы относительно потребности денежного роста согласно курсу, отражённому более точно в ставке по заимствованиям федеральных фондов.

В настоящее время существует достаточно сильная дифференциация степени участия центральных банков в самой системе кредитования. В некоторых странах (Канада, Италия и Швеция) кредит ЦБ представляет собой в значительной степени технические операционные отношения клиринга, расчётов с использованием ценных бумаг. В этих случаях дисконтные отношения некоторое время проводились по рыночным ставкам, если эти ставки менялись более или менее автоматически, или почти по рыночным в соответствии с отклонениями в рыночных ставках. В Канаде, например, банковская система была установлена на ј процента выше ставки 91-дневных казначейских векселей с 1980 г. В некоторых других странах кредит ЦБ также выдавался на условиях рыночных процентных ставок, но причины были различны: обязательство сохранения обменной ставки и готовность совершенно свободно обеспечивать банковскую систему резервами.

Более тщательное управление активами и пассивами выразилось в тенденции для большинства европейских стран заменить или дополнить ограниченный недемократический порядок доступа коммерческих банков к рефинансированию системой соглашений, регулирующих как ценовые факторы, та и неценовые условия. В Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Японии, Нидерландах,
Норвегии, Португалии, Испании, Швеции кредит ЦБ предоставляется несколькими различными частями. Цена кредита, предоставленного в первом транше, выдаётся в основном ниже рыночных ставок, но устанавливаются административные пределы или квоты на сумму, которую банки могут использовать. Неценовые условия по использованию кредита первого транша часто менее обременительны, чем по следующим траншевым заимствованиям. Во многих случаях полное использование кредита первого транша имеет место более или менее автоматически.

Во Франции существует обычное дисконтирование "enfer" и "super enfer" транши. С 1979 г. Норвегия имеет A (неограниченные), B (условные) и S
(специальные) заёмные отношения, и только в пределах одних отношений A существуют 3 транша. В Германии равноценно действуют дисконт, ломбард и иногда специальные ломбардные отношения, хотя специальные ломбардные условия не представляют собой строго третий транш, но отличаются от обычного второго транша более высокой ценой и большей неопределённостью в отношении доступности. Дания, Финляндия, Испания и Португалия использовали и до сих пор пользуются 3-х траншевой системой. Это может навести на мысль, что система с установленными 3 способами – грубая и малоэффективная и обеспечивает соглашения, при которых цены растут монопольно, соответствуя увеличению обращения банков за рефинансированием при превышении установленного уровня. Однако введение различных неценовых элементов в механизм рефинансирования для его совершенствования и регулирования проблематично. Угроза введения более высоких траншей с определённо более высокими ценами влияет на поведение банков, органично дополняя систему отношений рефинансирования системой с непрерывно меняющимися ценами.
Потребность введения неценовых элементов регулирования могла возникнуть в странах, желающих проводить свою монетарную политику, тогда как рыночное становление увеличило способность самих денежных потоков устанавливать цену дифференцировано и самостоятельно.

Общий рост номинальных процентных ставок за последние 20 лет способствовал увеличению числа траншей и точности неценовых условий. Это позволяет Центральным банкам использовать различные ставки исходя из условий конкретного завершения отдельных операций кредитования. При модуляции размера траншей и устанавливаемых условий предельная цена ликвидности могла быть изменена быстро, осторожно и двусторонне. Иногда этот инструмент использовался при изменении резервных требований для влияния на уровень средств в ЦБ. В качестве примера можно привести Австрию,
Финляндию, Германию, Швецию. Операции в высших траншах призваны влиять на краткосрочные ставки и иногда благодаря им на перелив капитала.

Варьирование ценных бумаг, которые принимаются в качестве обеспечения для дисконтирования или акцепта, может воздействовать на коммерческие банки через структуру их портфелей. Но так как основной целью операций рефинансирования центральных банков остаётся контроль банковской ликвидности, ограничение на виды принимаемых в качестве обеспечения ценных бумаг в некоторых странах (Дания, Финляндия) постепенно ослабевает.
Точность, гибкость и быстрота воздействия денежной политики увеличивается, если она не сдерживается по размеру и составу банковских пакетов ценных бумаг.

В некоторых странах значение операций рефинансирования не ослабевает ещё и потому, что они помещаются в основное законодательство.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать