Сценарий А. Сохранение действующего КЗОТа (или его косметическая правка)
Сценарий В. Попытка ужесточить трудовое законодательство и административный контроль за его соблюдением (принятие проекта Трудового кодекса, предложенного Т.Авалиани)
Сценарий С. Консервативное реформирование трудовых отношений
Сценарий D. Реалистическая ("радикальная") реформа
Основные цели
Реформе должно быть подвергнуто трудовое право как система нормативных (в
первую очередь законодательных) актов, а также механизмов нормативного и
договорного регулирования трудовых отношений.
При этом следует учитывать глубоко дифференцированный и сегментированный
характер современного рынка труда, существование на нем групп и слоев
работников, не просто отличающихся разным уровнем квалификации, но часто
принадлежащих к разным эпохам технологического развития. Это не позволяет
установить единообразные условия найма без ущерба для интересов
значительной части работников и ослабления стимулов для экономического
роста и научно-технического развития.
Следовательно, реформа должна быть направлена на повышение гибкости
трудовых отношений и механизмов их регулирования. Упор должен быть сделан
на создании и стимулировании механизмов саморегулирования на рынке труда
при реалистическом уровне государственного регулирования, с учетом
возможностей государства и выделением сфер, где саморегулирование
оказывается недостаточным, неэффективным или порождающим социально
неприемлемые последствия.
Центр тяжести должен быть перемещен на договорное регулирование трудовых
отношений, сближение трудового права по ряду существенных аспектов с
гражданским (при учете принципиального различия между двумя отраслями
права, связанного со структурным неравенством сторон трудовых отношений, в
отличие от отношений гражданско-правового характера). Задача
законодательства должна сводиться к определению основных трудовых прав и
пресечению дискриминации (кроме "позитивной дискриминации") в трудовых
отношениях, установлению процедур и предельных значений материальных норм,
определяющих условия труда, права и обязанности работника и работодателя
(минимально допустимые размеры оплаты и времени отдыха, максимально
допустимая продолжительность рабочего времени, требования и стандарты по
охране труда, запреты на включение определенных условий в трудовые договоры
и т. п.), необходимого минимума социальных гарантий для работников в целом
или для отдельных их категорий.
Высокий уровень латентности в трудовой сфере требует решений, не
увеличивающих этот уровень и по возможности расширяющих регистрируемую
занятость.
Реформирование трудовых отношений в Российской Федерации должно, с одной
стороны, создать эффективный, высокомобильный рынок труда, способный
обеспечить структурную перестройку экономики и последующий переход к
экономическому росту. С другой стороны, оно должно быть направлено на
повышение уровня регистрируемой занятости, нормализацию производственных и
социальных условий труда и обеспечение роста заработной платы в
соответствии с ростом производительности труда.
Меры по упорядочению и рационализации трудовых отношений, по предоставлению
большей свободы предпринимателю в определении условий найма и увольнения
рабочей силы должны сопровождаться активной политической, моральной и
правовой поддержкой работника со стороны государства. Поэтому, например,
государственная поддержка безработных должна быть ориентирована на помощь
социально незащищенным категориям, таким ,как длительно безработные,
молодежь, высвобождаемые работники градообразующих предприятий. Кроме того,
максимально широко должны использоваться формы организационно-правовой
поддержки работников и безработных: формирование эффективных механизмов
правовой защиты трудовых прав, государственная поддержка профсоюзов и
других социально-защитных и правозащитных организаций, государственные
программы правового просвещения и содействия адаптации работников на рынке
труда.
Стратегическая цель реформы трудовых отношений - создание в России
эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего
работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой,
достойной заработной платой и приемлемыми условиями труда.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1. Реформирование трудового законодательства в целях эффективного
размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом
соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда,
право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т.
п.).
2. Развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия.
3. Формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров.
Совершенствование и повышение эффективности механизмов досудебной защиты
трудовых и социальных прав работника. Создание специализированной трудовой
юстиции, государственная поддержка развития системы негосударственной
защиты трудовых прав и самозащиты.
4. Повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.
5. Возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.
6. Рационализация мер государственной поддержки безработных. Сосредоточение усилий служб занятости на сокращении периода поиска безработным нового рабочего места и содействии безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства.
7. Реформирование системы управления охраной труда через создание
экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей
снижения уровня производственного травматизма, профессиональной и
производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника
- к соблюдению техники безопасности - с другой.
Успешное проведение реформы невозможно без активной разъяснительной и
просветительской деятельности государственных органов. Необходимо
разработать и реализовать соответствующие государственные программы
информационно-методического содействия гражданам в решении вопросов
занятости и защиты трудовых прав.
Реформа трудовых отношений будет содействовать:
. увеличению гибкости трудовых отношений, их адаптивности к изменениям экономической конъюнктуры;
. повышению территориальной, отраслевой и профессиональной мобильности рабочей силы;
. постепенному вытеснению неформальных трудовых отношений;
. расширению сферы регистрируемой занятости;
. сокращению длительной, застойной безработицы;
. повышению уровня оплаты труда в регистрируемом секторе и ее удельного веса в национальном доходе;
. постепенному приближению уровня оплаты труда работников бюджетного сектора к уровню оплаты труда работников внебюджетной сферы;
. повышению уровня собираемости подоходного налога и отчислений во внебюджетные социальные фонды;
. сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
. усилению реальной защиты основных трудовых и социальных прав работника;
. укреплению профсоюзного движения;
. повышению производительности труда;
. структурной перестройке экономики, дающей начало экономическому росту;
. общему снижению социальной напряженности, переводу трудовых конфликтов в правовое русло коллективных трудовых споров.
Поэтому одной из центральных задач реформы трудовых отношений является
осуществление реформы трудового права как системы нормативных (в первую
очередь законодательных) актов, а также механизмов нормативного и
договорного регулирования трудовых отношений.
При этом следует учитывать глубоко сегментированный характер современного
рынка труда, существование на нем групп работников, не просто отличающихся
разным уровнем квалификации, но часто принадлежащих к разным эпохам
технологического развития. Это не позволяет установить единообразные
условия найма без ущерба для интересов значительной части работников и
ослабления стимулов для экономического роста и научно-технического
развития.
Следовательно, реформа трудового права должна быть направлена на повышение
гибкости трудовых отношений и механизмов их регулирования. Упор должен быть
сделан на создании и стимулировании механизмов саморегулирования на рынке
труда при реалистическом уровне государственного регулирования, с учетом
реальных возможностей государства и выделением сфер, где саморегулирование
оказывается недостаточным, неэффективным или порождающим социально
неприемлемые последствия.
Требуется переход от пассивного трудового законодательства, консервирующего
существующие рабочие места и структуру занятости без учета их экономической
эффективности, к трудовому законодательству, поощряющему отраслевую и
территориальную мобильность рабочей силы, повышение ее качества и создание
новых рабочих мест.
В этих условиях центр тяжести должен быть перемещен на договорное
регулирование трудовых отношений, сближение трудового права по ряду
существенных аспектов с гражданским (при учете принципиального различия
между двумя отраслями права, связанного со структурным неравенством сторон
трудовых отношений, в отличие от отношений гражданско-правового характера).
Задача законодательства должна сводиться к установлению процедур и
определению предельных значений материальных норм, определяющих условия
труда, права и обязанности работника и работодателя (минимально допустимые
размеры оплаты и времени труда и отдыха, максимально допустимая
продолжительность рабочего времени, требования и стандарты по охране труда,
запреты на включение определенных условий в трудовые договоры и т. п.).
Как и социальная политика в целом, политика в сфере труда в современном
обществе должна основываться не на "защите от рынка", а на "защите в рынке"
с максимальным использованием рыночных механизмов, при мобилизации личной
активности граждан и механизмов их коллективной самоорганизации. Базовой
моделью социального государства становится не "государство всеобщего
благосостояния", а "субсидиарное государство".
Реформа трудового законодательства (и шире - трудового права, включая
договорное регулирование трудовых отношений и правоприменение в данной
сфере) как центральный элемент реформы трудовых отношений должна стать
интегральной частью социально-экономических преобразований, направленных на
создание эффективной экономической системы, обеспечивающей социальную
справедливость в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития в
глобализующихся экономике и обществе. Стратегическая цель реформы -
создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно
обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а
работника - работой, достойной заработной платой и приемлемыми условиями
труда.
Реформа трудовых отношений будет содействовать: