1) Показатели эффективности производственной деятельности, текущего и перспективного финансового состояния предприятия, реализующего проект.
2) Показатели эффективности инвестиций, расчет которых производится на основе данных плана денежных потоков (кэш-флоу).
Термин "Кэш-Флоу" используется для определения текущего остатка
денежных средств на расчетном счете предприятия, план денежных потоков,
основанный на методе "Кэш-Флоу", демонстрирует движение денежных средств и
отражает деятельность предприятия в динамике от периода к периоду. Но, в
отличие от отчета о прибылях и убытках, который отражает только
операционную деятельность предприятия, план денежных потоков содержит два
дополнительных раздела: "Кэш-Флоу" от инвестиционной деятельности" и "Кэш-
Флоу" от финансовой деятельности", из которых можно выяснить объемы и сроки
инвестиций, форму финансирования предприятия. [24. c.134]
Любая закупка оборудования является инвестицией, поэтому следует оценивать ее на основе сравнения запланированной выгоды от эксплуатации приобретаемого оборудования с запланированными расходам. Вот почему далее следует рассмотреть расчет сроков окупаемости инвестиций.
Окупаемость - показатель, помогающий узнать, сколько времени
потребуется фирме для возмещения первоначальных расходов. Срок окупаемости
- это время, за которое поступления от использования оборудования покроют
затраты на инвестиции. Срок окупаемости обычно измеряется в годах или
месяцах. Для определения срока окупаемости чаще всего используют следующую
формулу:
Initial Investment
PBP = -----------------------------------------------,
Annual cash inflow где Initial Investment - сумма инвестиций (выплат);
Annual cash inflow – ежегодные поступления. [24. c. 132]
Показатель срока окупаемости достаточно нагляден, но он не учитывает
ценность поступлений будущих периодов. Поэтому в качестве показателя
эффективности проекта чаще используют дисконтированный период окупаемости
(DPP).
Initial investment
DPP = -----------------------------------------------,
Discounted annual cash inflows где Initial investment – сумма инвестиций (выплат);
Discounted annual cash inflows – ежегодные поступления с учетом дисконтирования. [24. c.114]
Показатель периода окупаемости достаточно хорошо характеризует риск проекта, однако он не отражает эффективность проекта после периода окупаемости и не может быть использован для определения прибыльности проекта.
Указом Президента РФ № 1929 от 17.09.94г. лизинг определен как "вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование... финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок". Исходя из данного определения, можно выделить следующие возможные виды лизинга: лизинг с правом выкупа, лизинг без права выкупа, лизинг без права выкупа с обязательством лизинговой компании продать объект лизинга после окончания срока договора по остаточной стоимости.
Кроме того, могут существовать два варианта в зависимости от способа
приобретения объекта лизинга. Первый - когда объект лизинга приобретается
на средства, полученные лизинговой компанией непосредственно из бюджета.
Второй – когда объект лизинга приобретается на собственные средства.
2.4. Механизмы налогового стимулирования малого предпринимательства.
Для развития и поддержки малого предпринимательства необходимо совершенствовать налоговое законодательство и большое внимание уделять налоговым льготам для малых предприятий.
В высокоразвитых странах ставки налога на прибыль и на добавочную стоимость применяются дифференцированно в зависимости от величины годового дохода. Пониженные налоговые ставки используются для привлечения предпринимателей в неразвитые районы.
Широко используются налоговые рычаги для стимулирования развития инновационного бизнеса и образования новых крупных фондов венчурного капитала. Например, в США мелкие инновационные фирмы для инвестиций рискового капитала пользуются налоговыми льготами, льготными кредитами, предоставляемыми специальными фондами в обмен на часть акций. Затраты предприятий, которые используются на развитие науки и техники, освобождаются от налогов до 65%.[46. c.22]
Существует еще и такая льгота, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли. За рубежом это разрешено в таких отраслях, как ремесленное производство, торговля, промышленность, сектор свободных профессий, а также в сфере деятельности, связанной со сдачей имущества в наем и аренду. Резерв устанавливается как в абсолютном, так и в относительном размере.
Вообще, следует заметить, что хотя система налоговых льгот в равных
странах неодинакова, в основном она включает следующее: [26. c. 88]
- скидку налога на прибыль компаний в размере части капиталовложений в
новое оборудование, строительство;
- скидку с налога на прибыль в размере части расхода на НИОКР;
- разрешение создавать за счет части прибыли фонды специального назначения,
не облагаемые налогом;
- обложение прибыли по заниженным налоговым ставкам;
- дифференцированный подход в обложении налогом на прибыль;
- создание не облагаемого налогом резерва;
- использование механизма ускоренной амортизации.
В России некоторые изменения для малых предприятий в налоговое законодательство произошли с принятием нескольких указов Президента в 1993 году. Указом № 2270 от 22 декабря 1993 г. "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" предусмотрены дополнительные меры по налоговому, стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие и расширение производства, выделение из-под налогооблагаемой прибыли средств, направленных предприятиями на погашение кредитов банков на капвложения, освобождение от налогообложения прибыли банков, полученной от предоставления долгосрочных кредитов предприятиям.
Не облагается налогом часть прибыли предприятия, направляемая на строительство, на реконструкцию и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии. В первые два года работы освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, выпуску товаров народного потребления, а также производящие строительные материалы, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Третий и четвертый год указанные предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки при условии, что выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). [11. c.24]
Льготу по налогу на прибыль имеют банки, предоставляющие ежеквартально не менее 50% общей суммы кредитов малым предприятиям.
Малые предприятия освобождаются от уплаты авансовых взносов налога на прибыль.
Однако следует заметить, что в целом все эти и другие изменения порядка и условий налогообложения малых предприятий не затрагивают принципиальной основы действующей налоговой системы России.
Действующая российская налоговая система строится на отношениях подчинения. Нормативные акты, которые регулируют отношения по уплате налогов его гражданами, не предусматривают все возможные ситуации, при возникновении которых предприятию надлежит платить тот или иной налог. Вот почему следует создать универсальную, по возможности гибкую налоговую систему, которая минимальным количеством норм будет качественно регулировать обширную область отношений и добиться соответствия созданной системы законодательству, регулирующему область гражданских и предпринимательских отношении.
Налоговая система может действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научной политики, в связи с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии. При неопределенности налоги действуют бессистемно и усугубляют положение дел.
Непродуманное усиление налогового гнета не увеличит поступлений в бюджет, ведь предприниматель определяет благоприятные и неблагоприятные с точки зрения налогообложения виды хозяйственной деятельности, и гражданско- правовых договоров.
При существующей системе налоговых льгот, если нагрузка снята с одних предприятий, то она неизбежно ложится на плечи других.
Несовершенная налоговая система вынуждает предпринимателей уходить в
«теневую» экономику. Это приводит к несоответствию провозглашенных и
реально действующих правоотношений.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы.
Первая группа - это льготы, предоставляемые всем предприятиям.
Вторая группа - льготы, предоставляемые малым предприятиям, отнесенным к таковым в соответствии с законодательством
Третья группа - льготы только малым предприятиям, созданным не на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. [26. c. 24]
Основной проблемой системы льгот является принцип их предоставления - например, льготы только для прямых инвестиций и лишь для инвестиций в собственное производство. Это практически сохраняет косвенную поддержку крупных предприятий за счет относительно небольших, так как процесс межотраслевого перелива капитала по-прежнему крайне затруднен и неэффективен.
Кроме того, нет и существенной поддержки финансирования инвестиций и
НИОКР, ведь не облагается налогом только 10% прибыли, используемой на
проведение предприятиями и организациями научно-исследовательских и опытно-
конструкторских работ. В связи с этим необходимо подумать об увеличении
процента не облагаемых налогом средств, направляемых на НИОКР, особенно для
предприятий малого предпринимательства, так как здесь имеются все возможные
условия для развития высоких технологии.
В России на данный момент существует 44 вида налога вместе с акцизами.
Причем к малому предпринимательству применяются такие же налоговые рычаги,
как и к крупным предприятиям. Вот почему средств для саморазвития
предприятия практически не остается.
Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" вводится параллельная система налогообложения. Выбор используемого налогообложения осуществляется на добровольной основе самими субъектами малого предпринимательства.
Данный порядок вводится для субъектов малого предпринимательства, являющихся юридическими лицами, с численностью занятых в производственной сфере деятельности до 15 человек, в сфере розничной торговли, бытового обслуживания - до 10 человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12