Региональные проблемы малого предпринимательства
p> При превышении определенной законом численности работающих налогоплательщики переходят на общепринятую систему налогообложения.

Статьей 6 рассматриваемого Федерального закона предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, несут ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательным и документами.

Изменился подход к определению малого предприятия при предоставлении ему льгот в первые четыре года работы, а также при освобождении его от авансовых платежей.

Предусмотрено также, что малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Нужно иметь ввиду, что организации, применяющие согласно Федеральному закону № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности не уплачивают налог на прибыль, если их предельная численность работающих не превышает 15 человек.

Отсутствие активной амортизационной политики - главный недостаток отечественной налоговой системы. В зарубежных странах система ускоренной амортизации для малых предприятий является мощным рычагом поддержки производства. Разработка рыночного законодательства по этим вопросам в
России находится на начальной стадии.

Действующая налоговая система в России не отвечает требованиям реального экономического положения страны. Неустойчивость и неопределенность налогового законодательства наносит наибольший ущерб действующей государственной экономической системе.

Даже разрабатываемый в настоящее время Налоговый кодекс не улучшает ситуации.

Изменчивость и сложность российских законодательных актов по вопросам налогообложения в сочетании с неопытностью наших бизнесменов, создают, наряду с другими факторами, дополнительные трудности для развития предпринимательства. Это приводит к необходимости принятия ведомственных актов - различных инструкций по вопросам налогообложения, призванных дополнить и уточнить положения законодательства.

В любой административной единице России необходимо создавать центры поддержки малых предприятий, фонды финансовой поддержки и другие объекты рыночной инфраструктуры.

Использование региональных и федеральных фондов, торгово-промышленных палат и ассоциаций в области содействия развитию предпринимательства может быть разнообразным: от прямого кредитования предпринимателя, предоставления гарантий по кредитам, получаемым в коммерческих банках, частичной компенсации банковских процентов до помощи в подготовке специальных кадров, в организации ярмарок. В ближайшее время необходимо проработать различные варианты коммерческой деятельности самих фондов, механизм поступления всевозможных средств.

Для только что открывшихся малых предприятий полезно шире использовать средства других предприятии, связанных с ними взаимовыгодными контрактами и договорами на принципах долевого участия.

Требуется разработка системы дополнительных льгот или преференций для предприятий, инвестирующих свои средства в малое предпринимательство. Ведь четкая система льготирования таких предприятий будет достаточно стимулирующим рычагом для бизнесменов.

Кроме того, необходимо ввести в налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении малого предпринимательства как отдельного вида налогооблагаемой базы; провести систематизацию множества налоговых изъятий и неналоговых платежей с малых предприятий в разные фонды.

Совершенствование системы налогообложения для малого предпринимательства - это публичная отчетность об использовании налогов на всех уровнях; простота и понятность; консолидация налогов и органов контроля за налогами; запрещение бесспорного взимания платежей и закрытия расчетных счетов без разрешения арбитража, введения в действие любых новых нормативных актов, регулирующих вопросы налогообложения, не ранее чем через
3-6 месяцев после момента их опубликования; упрощение самого порядка и сближение сроков уплаты по разным налогам, а также обязанность налоговых органов обеспечивать налогоплательщиков информацией о принятии новых нормативных документов, касающихся налогообложения и не опубликованных в центральной прессе. Принятия всех этих мер требуют интересы малых предпринимательских структур.

Глава 3. Региональные проблемы малого предпринимательства Ханты-

Мансийского Автономного округа.

3.1. Современное состояние малого предпринимательства в г.

Нефтеюганске.

В 1997 года на территории Тюменской области функционировало 34,4 тысячи малых предприятий (4,1% от общего их количества в стране). Среди всех субъектов Российской Федерации Тюменская область занимает третье место по данному показателю после Москвы (20,8%) и Санкт-Петербурга (11,7%). Три пятых их общего количества сосредоточены в Ханты-Мансийском автономном округе, на юге области – 26%. [59. c.14]

Распределение отраслевой структуры по количеству малых предприятий отражено на рисунке 3. [59. c. 23]
[pic]

Рис. 3.

Распределение малых предприятий по отраслям.

Рисунок наглядно показывает, что на территории Ханты-Мансийского
Автономного округа преобладающим видом деятельности малых предприятий является торговля и общественное питание. В этой отрасли занято больше половины зарегистрированных малых предприятий.

Приоритетной формой собственности является частная, ее доля в общем количестве малых предприятий составляет 93%.

По состоянию на 01.01.1999 года на малых предприятиях округа работало около 124 тыс. человек, причем на постоянной основе трудятся из них 69 тыс. человек. На одном предприятии в среднем постоянно работают 8 человек (в строительстве – 20 человек, в промышленности – 27, торговле – 3). При этом примерно в каждом двадцатом предприятии работали только по договорам или совместительству, то есть постоянных работников не было вообще. [61]

В силу нестабильной российской экономики и действующего законодательства значительная часть малых предприятий Ханты-Мансийского автономного округа диверсифицирует свою деятельность и в основном является многопрофильными предприятиями. Это существенно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль, а также различными макроэкономическими факторами, главным образом, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими интересам предпринимательства.

За последние два года вклад малых предприятий Ханты-Мансийского автономного округа в насыщение потребительского рынка товарами народного потребления значительно возрос, его влияние на экономику округа становится более ощутимым. Показатели их деятельности в последние годы позволяют говорить о достаточной эффективности работы этого сектора экономики. Только
13,9% предприятий малого предпринимательства по итогам 1999 г. имели отрицательный финансовый результат, причем наибольшее количество убыточных малых предприятий имелось в промышленности (29,4%). Сумма убытков малых предприятий в 1999 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года стала в 2 раза меньше. Это позволяет сказать, что малое предпринимательство постепенно адаптируется в условиях рынка.

В городе Нефтеюганске по данным городской налоговой инспекции на 1 июля 2000 г. зарегистрировано и состоит на учете 1882 предприятия различных форм собственности, в том числе малых предприятий, из них 385 (20,2% от числа зарегистрированных) последние годы не представляли в налоговую инспекцию и городской отдел статистики никакой информации о своей деятельности. Всего с 23 марта 1999 г. по 1 января 2000 г. по данным работников налоговой инспекции «потерялось» около 900 малых предприятий. За этот же период различными правоохранительными и налоговыми органами города установлено местонахождение 190 малых предприятий. Местонахождение и расчетные счета остальных малых предприятий неизвестны. Из этого следует, что либо они прекратили свою деятельность не оформив официально, либо скрываются от уплаты налогов. Согласно Федерального закона Российской
Федерации от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», вступившего в силу с 1 марта 1998 г. все общества, товарищества, ИЧП, зарегистрированные до 1 марта 1998 г., должны до 1 января 2001 г. привести свои учредительные документы в соответствие с этим законом, то есть перерегистрироваться. Исходя из этого Администрации города необходимо воспользоваться переоформлением учредительных документов практически всеми зарегистрированными в городе малыми предприятиями и произвести их перерегистрацию. На те малые предприятия, которые до 1 января
2001 г. не приведут в соответствие с Законом свои учредительные документы, направить иски в суд на их ликвидацию и выведение их из городского реестра малых предприятий. [47]

За первые пять месяцев 2000 года отчеты о результатах деятельности предоставили 682 предприятия производственной сферы и 83 малых предприятия непроизводственной сферы (всего 40,6% от зарегистрированных). Кроме того, в то же время в городе 4207 человек занимались индивидуальной трудовой деятельностью.

В 1999 году предприятия малого предпринимательства произвели продукции в отпускных ценах на 615915 млн. рублей, получили выручку от реализации продукции (услуг, работ) в сумме 784232 млн. рублей, что составляет соответственно 15,3% и 17,5% от показателей всех предприятий отраслей экономики города. Эти данные четко отражены в приложении 7 и 8.

Вклад малого предпринимательства в экономику города несколько выше, чем в среднем по России. Если в 1999 году все малые предприятия России произвели 12% ее валового внутреннего продукта, то предприятия малого бизнеса города Нефтеюганска произвели, как сказано выше, 15,3% всего объема произведенной продукции. Однако, было бы неправильно считать, что эта значительная величина сложилась только за счет бурного развития малых предприятий.

В большей мере это явилось следствием обвального спада промышленного производства и, прежде всего, нефтедобычи и капитального строительства. При подъеме экономики этот показатель несколько снизится, но в целом будет иметь тенденцию к росту.

Если исключить из итогов работы предприятий города основополагающую для всего округа отрасль – нефтедобычу, - то малые предприятия Нефтеюганска произвели продукции, работ и услуг в 1999 году более, чем 35% от всего объема произведенной за год продукции всеми предприятиями города. Это является существенным вкладом в экономику города.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать