Однако новый устав Государственного банка противоречил эмиссионному закону от 29 августа 1897г. предусматривавшему свободный размен кредитных билетов на золото. Этот закон ограничивал сумму выпуска кредитных билетов суммой 600млн. руб. из расчета покрытия 50% этой суммы эмиссии золотом. Сверх этой суммы кредитные билеты должны были обеспечиваться золотом рубль за рубль[10]. Выполнение операций, предусмотренных уставом 1894г. при этих ограничениях становилось невозможным. В результате пункты устава, которые противоречили выполнению банком эмиссионных функций, не нашли широкого применения на практике. Расширение коммерческих операций происходило за счет прилива средств казны, чем за счет частных средств. Основная часть текущих средств казны, текущих счетов и вкладов направлялась Государственным банком на покупку золота.
Значительный рост операций Государственного банка наблюдался в период предвоенного промышленного подъема. Банк стал одним из влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой запас, выполнял функции "банка банков", осуществлял регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и принимал активное участие в кредитовании промышленности и торговли.
С 1905 по 1914гг. за счет выпуска кредитных билетов (800 млн. руб.)
и средств казны (600 млн. руб.) баланс Государственного банка увеличился
вдвое. 7/8 эмиссии направлялось на покупку золота и иностранной валюты.
Оставшаяся часть эмиссии и средств казны шли на кредитование промышленности
и торговли. Технически это кредитование осуществлялось на 2/3 через
коммерческие банки. Коэффициент золотого запаса постоянно поддерживался на
высоком уровне, на протяжении 1898-1905гг. он колебался между 110 и 144.%
Только в кризисный 1906 он опустился до 71,8%. В дальнейшем вплоть до
мировой войны он не опускался ниже 93%, но в среднем был выше 100%[11].
Во время первой мировой войны деятельность Государственного банка в
основном была направлена на ее финансирование за счет выпуска кредитных
билетов. Формально это осуществлялось в виде учета краткосрочных
обязательств казначейства. Большая часть активов Государственного банка к
октябрю 1917г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под
процентные бумаги. Коммерческие ссуды были ничтожны. Золотой запас
уменьшился с 1604млн. руб.(16 июля 1914г.) до 1101млн. руб. (8 октября
1917г.), сократился и заграничный золотой фонд[12].
Декретом советской власти от 14 декабря 1917г. о национализации
банков банковское дело объявлялось государственной монополией, ипотечные
банки были ликвидированы, акционерные и частные банки, а затем и
остальные кредитные учреждения присоединены к Государственному банку,
который стал называться Народным банком РСФСР. В это время была поставлена
задача превратить банки в соответствии со II Программой РКП(б) в
“центральную бухгалтерию коммунистического общества”
Народный банк РСФСР прекратил свое существование 19 января 1920г. В соответствии с декретом СНК он был преобразован в Центральное бюджетно- расчетное управление в ведении Наркомфина.
Однако, уже переход к новой экономической политике привел к частичному восстановлению кредитно-банковской системы. Так 3 октября 1921г. был принят Декрет СНК и постановление ВЦИК от 10 октября 1921г. о создании Государственного банка РСФСР.
В дальнейшем, вплоть до второй половины 80-ых гг. был проведен ряд
преобразований кредитно-банковской системы, которые сводились к структурным
изменениям. В 1923г. Государственный банк РСФСР был преобразован в
Государственный банк СССР. Были проведены: кредитная реформа (1930-
1932гг.), денежные реформы (1922-1924 и 1947гг.), реорганизация системы
банков долгосрочных вложений (1959г.), передача в систему Госбанка сберкасс
(1963г.), принятие нового устава Госбанка (1980г.).
Банковская система СССР в условиях государственной монополии
банковского дела представляла собой систему государственных учреждений.
Согласно ст.6 Конституции СССР (1936г.) банки являлись собственностью
государства и находились в полной зависимости от органов государственной
власти.
Будучи по размерам своих общих активов самым крупным банком мира,
имея развитую систему территориальных учреждений, охватывающих всю страну(в
1983 г. их число доходило до четырех с половиной тысяч[13]), Госбанк
представлял собой единую централизованную систему, непосредственно
подчиненную Совету Министров СССР.
Полное господство в экономике государственной формы собственности на средства производства позволяло Госбанку быть единым эмиссионным центром, единой кассой государства и всего народного хозяйства, концентрировать все свободные денежные средства в стране, и свободно перераспределять их, выдавать наличные деньги предприятиям, контролируя при этом процесс расходования этих средств, осуществлять кассовое исполнение бюджета, осуществлять функцию единого расчетного центра страны, монопольно совершать сделки по покупке золота, серебра и других драгоценных металлов в монетах, слитках, ломе, и сыром виде, а так же сделок по купле-продаже иностранной валюты, выписанных в иностранной валюте платежных документов и иностранных ценных бумаг. Кроме того, Госбанк за немногими исключениями сосредоточивал все краткосрочное кредитование субъектов народного хозяйства.
В первом Уставе Госбанка, принятом IV сессией ВЦИК РСФСР 13 октября
1921 г., говорилось, что задачей банка является “способствовать кредитом и
прочими банковскими операциями развитию промышленности, сельского хозяйства
и товарооборота”, а так же “концентрации денежных оборотов и проведению
других мер, направленных к установлению правильного денежного
обращения”[14]. Такой статус Госбанка соответствовал многоукладному
хозяйству, воссоздание которого было целью реформ периода новой
экономической политики, исключавших прямое тотальное государственное
планирование экономики. Однако уже в Уставе Госбанка СССР, утвержденном
ЦИК и СНК СССР 12 июня 1929г., говорилось о том, что Госбанк действует “в
соответствии с общим планом развития народного хозяйства”, он “регулирует
денежное обращение и осуществляет краткосрочное кредитование народного
хозяйства”.[15]
В банковскую систему СССР накануне реформы входили: Государственный
банк СССР, Всесоюзный Банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк
СССР), Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк СССР), Государственные
трудовые кассы СССР (Гострудсберкассы). Систему возглавлял Государственный
банк СССР, который имел в стране развитую систему своих территориальных
подразделений.
Но коренные преобразования коснулись банковской сферы лишь в конце 80-
ых. Их начало ознаменовало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 17 июля 1987 г. №821 “О совершенствовании системы банков в стране и
усиления их воздействия на повышение эффективности экономики”. С этой
целью вносились структурно-функциональные изменения в банковскую систему,
провозглашалась новая кредитно-денежная политика. Были объявлены
реорганизация действующих и образование новых специализированных банков:
создана новая система банков, определены основные направления и сферы их
деятельности. В систему вошли: Внешторгбанк СССР, Промстройбанк СССР,
Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сбербанк СССР и Государственный банк
СССР (Госбанк СССР), который превращался в единый эмиссионно-кассовый и
расчетный центр страны, организатора и координатора кредитных отношений в
народном хозяйстве.
Постановление предоставило Госбанку СССР право определять на единой методологической основе определять обязательные для всех банков СССР состав объектов кредитования. условия выдачи и погашения кредитов, льготы при кредитовании, меры кредитного воздействия на ссудозаемщиков и условия их применения, устанавливать правила расчетов и условия и применения, устанавливать правила расчетов и ведения кассовых операций в народном хозяйстве, порядок ведения учета и отчетности в банках, а так же по согласованию с Госпланом СССР и Министерством финансов СССР - процентные ставки за пользование кредитами. За Госбанком было сохранено право установления официальных курсов иностранных валют к советскому рублю.
Важное значение, как по силе воздействия на общественное мнение, так
и по последствиям в реальном процессе экономических реформ имели Закон СССР
“О кооперации в СССР”
Согласно ст.23 Закона “союзы (объединения) кооперативов имеют право
создавать хозрасчетные отраслевые или территориальные кооперативные банки
...
...Кооперативный банк является кредитным учреждением, который на демократических принципах обеспечивает денежными средствами развитие кооперативов, производит расчетно-кассовое обслуживание, представляет его интересы в хозяйственных и финансовых органах ...
...Кооперативный банк мобилизует свободные денежные средства на условиях договоренности. Банки могут привлекать также средства других предприятий (организаций), граждан и прибегать к займам у специализированных банков СССР...
...Устав кооперативного банка регистрируется в Государственном банке
СССР”[16]
Постановлением Совета Министров СССР “Об утверждении устава Госбанка
СССР” акционерные коммерческие банки были впервые включены в перечень
кредитно-банковских учреждений: “ Госбанк СССР ... регулирует деятельность
специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и
других кредитных учреждений в СССР ... “[17]. В итоге к концу 1990 г., т.
е. всего за полтора года, число коммерческих банков в стране перевалило за
тысячу.[18]
Последним этапом перехода к новой двухуровневой банковской системе
было принятие Верховным Советом СССР в декабре 1990 г. Закона “О банках и
банковской деятельности” и “Закона о Государственном банке СССР”. Однако
эти законы не успели оказать реального влияния на банковскую деятельность в
стране. В отличие от них аналогичные законы, принятые Верховным Советом
РСФСР и положили дорогу становлению развитой двухуровневой банковской
системы России.
Глава 2
Принципы и структура двухуровневой банковской системы
Принципы двухуровневой банковской системы
На ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня назывались эмиссионными банками. Однако к настоящему времени их функции значительно расширились, поэтому в теории и на практике стали употреблять понятие центральный банк.
Сегодня в любой, даже самой маленькой стране есть свой центральный банк. Он выполняет две основные задачи. Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с большим набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора последней инстанции.