Традиционно задачи по обеспечению бесперебойности расчетов, осуществлению контроля за эффективностью функционирования национальных платежных систем возлагаются на центральные (национальные) банки государств. Это связано главным образом с тем, что центральный банк является банком, который в силу закона обладает полномочиями властного, регулятивного характера. Центральный банк является основным банком по депозитарным счетам и кредитным ресурсам. Он может осуществлять рефинансирование коммерческих банков, что привлекает последних при межбанковских расчетах.
Центральный банк пользуясь поддержкой государства, имеет возможность
обеспечить платежную систему мощными средствами телекоммуникаций,
необходимыми для осуществления расчетов участниками рынка. Центральный банк
в состоянии регистрировать все платежные операции происходящие между
банками, и качественно проводить зачет взаимных обязательств банков.
Осуществляя макроэкономический надзор за функционированием банковской
системы в целом, а так же надзор за деятельностью каждого банка в
отдельности, центральный банк может оперативно предпринимать превентивные
меры по стабилизации финансового положения участников рынка платежных услуг
и осуществлять санацию того или иного проблемного банка с целью недопущения
разрыва звеньев расчетной цепи из за банкротства или неликвидности ее
участников.
И наконец только центральный банк, в силу своего особого статуса, обладает достаточной ликвидностью и абсолютной платежеспособностью, сводящими риск неплатежей при расчетах с участием центрального банка практически к нулю.
Вне зависимости от видов используемых расчетов центральный банк в проведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы, которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостность системы и ее эффективность.
Функции же Банка России наиболее полно и корректно отражены следующим образом:[25]
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской
Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для
выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует составление платежного баланса
Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
14) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Успешное выполнение возложенных на Банк России задач и функций требует, чтобы он был независим от органов государственной представительной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, при решении вопросов, входящих в его компетенцию.
На международной финансовой конференции в Брюсселе 1920 подчеркивалось “Банки и особенно эмиссионный банк нужно освободить от политического давления, они должны строиться на принципах разумных финансов”.[26] Таким образом вопрос о независимости центральных банков был поднят очень давно и необходим, как гарантия эффективности его деятельности.
Чаще всего Центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий центрального банка не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто она же формально ее и предлагает).
Существенная независимость центрального банка обусловлена его
задачами. Понятно, что правительство озабочено краткосрочными и
среднесрочными перспективами, приближением очередных выборов, и это может
вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства.
Относительно независимый центральный банк должен выступать своеобразным
противовесом.
Действующее законодательство Российской Федерации, как известно утверждает именно эту норму.[27]
Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России
Государственной Думе означает: назначение на должность и освобождение от должности
Государственной Думой по представлению Президента Российской
Федерации Председателя Банка России; назначение на должность и освобождение от должности
Государственной Думой членов Совета директоров Банка России (далее
- Совета директоров); представление Банком России Государственной Думе на
рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения; определение Государственной Думой аудиторской фирмы для
проведения аудиторской проверки Банка России; проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с
участием его представителей; доклады Председателя Банка России Государственной Думе о
деятельности Банка России (два раза в год - при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-
кредитной политики).
Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему
Конституцией Российской Федерации и федеральными законами,
независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации и органы местного самоуправления не имеют права
вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его
законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать
решения, противоречащие настоящему Федеральному закону.
Банк России представляет Государственной Думе и Президенту
Российской Федерации информацию в порядке, установленном
федеральными законами.
В случае вмешательства в его деятельность Банк России
информирует об этом Государственную Думу и Президента Российской
Федерации.
Банк России вправе обращаться в суды с исками о признании
недействительными правовых актов федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Структура верхнего уровня банковской системы
В декабре 1992г. Президентом Российской Федерации был подписан указ
“О Федеральном казначействе”.[28] На основании этого документа образована
единая система органов федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации и территориальных органов по республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам
Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного
подчинения), районам и районам в городах.
В целом структура федерального казначейства состоит из ГУФК, на региональном уровне - 80 управлений федерального казначейства по субъектам и на локальном уровне - 2011 отделений федерального казначейства.[29]
До 1991 г. бывший Государственный банк СССР с его сетью банков на
местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов бюджета
России.
В результате образования множества коммерческих банков и изменения функций центрального банка в части исполнения республиканского бюджета в традиционной форме и объеме происходит сужение возможности проконтролировать целевое и экономное использование государственных средств.
Передача функций по кассовому исполнению бюджета из Центрального банка в казначейство касается передачи учетных операций и безналичных расчетов, оперативного управления средствами на счетах федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.
В результате постоянного увеличения объемов финансирования уже в
середине 1994 г. остро встал вопрос о наделении счетами районных и
городских отделений казначейской системы. В настоящее время открыты счета
этим казначейским органам в учреждениях Центрального банка Российской
Федерации.
Реализация программ создания федерального казначейства должна
принести весомые результаты, которые окупят все затраты на ее становление.
Прежде всего это возможность оперативного управления правительством своими
финансовыми ресурсами в условиях нестабильности экономической ситуации,
полный учет государственных средств, невозможность нецелевого использования
этих средств.
Еще одним важным звеном банковской системы Российской Федерации является расчетно-кассовый центр
Расчетно-кассовый центр (в дальнейшем - РКЦ) является структурным подразделением Главного управления Банка России по республике, входящей в состав РСФСР, автономной области, автономному округу, краю, области, городам Москва и Ленинград (в дальнейшем - Главное управление).
Создание РКЦ, его реорганизация и ликвидация производятся с
разрешения Банка России на основании приказа начальника соответствующего
Главного управления. В зависимости от числа обслуживаемых организаций,
уровня автоматизации, объема операций, условий связи, территориальной
отдаленности и других факторов могут создаваться районные и межрайонные
РКЦ.[30]
Основные функции РКЦ
1. Основными функциями РКЦ являются: а) осуществление расчетов между банками и другими кредитными учреждениями), а также контроль по этим расчетам через корреспондентские счета, открываемые в РКЦ; б) хранение ценностей и кассовое обслуживание банков; в) кассовое исполнение бюджета; организация финансирования централизованных государственных капитальных вложений за счет средств, выделяемых из бюджета; г) проведение операций с ценными бумагами и операций неторгового характера в иностранной валюте.