1/2 всего пр-ва зерна приход-ся на США, но часть стран ЕС возрастает за последние десятилетия более быстро, чем частица США. Несмотря на то, что основным произв-м мяса явл-ся США, их часть в общественном пр-ве имеет четкую тенденции к снижению, а удельный вес стран ЕС и Японии быстро возрастает. Высокая эфф-ть с/х пр-ва позволила США и странам ЕС не только полностью обеспечить спрос на продов-е, но и и существенно влиять на уровень самообеспеченности пров-ми прод-ми всего развитого мира. Все развитые страны полностью обеспечивают себя зерном, мясом, молоком, овощами. При этом США и страны ЕС явл-ся основными экспортерами не только наиболее важных продов-х товаров, но и с/х машин, минеральных удобрений, ср- в защиты растений и др-х ср-в пр-ва. Агропромышленные комплексы этих стран обеспечивают всем необходимым пр-во, сохранение, обработку и сбыт с/х продуктов. Решающая роль США и стран ЕС на мировых рынках продов-я объясняется долгосрочными усилиями по индустриализации с/х. Это снижает остроту мировой продовольственной проблемы. Нельзя согласиться с утверждением, что эти страны направляют свою внутреннюю продов-ю политику, исходя из своих основных интересов. И что только через сохранение интересов в мировой торговли наиболее важными с/х продуктами главное место занимают эти страны. Такое место опр-ют не интересы, а их агропромышленный потенциал и высокоразвитое продов-е хоз-во.
52. За последние десятилетия все более важным фактором влияния на мировое
продов-е положение стала продов-я политика США, лидера в пр-ве и экспорте
продовольствия. США занимают доминирующую позицию в междун-й торговле с/х
товарами, кот.базируется на высокоразвитом пр-ве. В США сосредоточ
приблизительно 11% мировых с/х наделов и 5% населения земного шара. В тоже
время на приходится около 1/4 мировой с/х продукции. За последние
десятилетия наблюдается значительный рост объема с/х пр-ва, особенно пр-ва
продукции отраслей растениеводства, на часть которых сейчас прих-ся около
50% ст-ти всей произв-й в США товарной с/х продукции. В основе увеличения
пр-ва с/х продукции наход-ся главным образом интенсивные факторы.
Использования достижений НТП, рационализации пр-ва, резкой интенсификации
с/х труда. За последние десятилетия США превратилась в основного
поставщика прод-я на мировом рынке. Усиление взаимосвязей с/х с мировым
рынком вызвало изменени на внутреннем рынке продовольствия и в самой прод-й
политике. При разработке продов-й политики США за последние десятилетия
были использованы новые подходы д/опр-я конкретных целей и средств этой
политики: переход отс/х (фермерской) политике к продовольственной,
кот.охватывает все звенья продов-го комплекса (ПК) страны; оценка
взаимосвязей ПК с национ-й эк-й; ориентация не на борьбу с сверхпроиз-м и
не на ликвидацию дефицита, а на разработку альтернативных программ
д/относительной стабилизации рынка с определением решающей роли рыночного
механизма; учет более тесной взаимосвязи внутреннего и мирового рынка
продов-я. Продовольственная программа США реализуется путем различных
конкретных программ, особенно программы поддержки фермерских цен и
прибылей, программ с/х запасов и резервов, сред-в относительно стабилизации
и возможного расширения с/х экспорта. Достижение указанных целей
обеспечивается системой средств внутренней продов-й политики, направленных
на образование достаточных экспортных ресурсов при колебании спроса и
предложения, изменении затрат и прибыльности пр-ва. Осн. организац-ая
структура с/х США - семейная ферма. Такой считается хозв-во с объемом
товарной прод-ии 2,5тыс.долл., при условии , что ее владельцу меньше 65 лет
и что он работает вне с/х не более 100 дней в год. 87% американских ферм
явл-ся индивид-ыми семейными. В США насчитывается около 2000 индивидуальных
семейных ферм, им принадлежит 65% всей земли(их или взятой в аренду), они
производят 56%с/х продукции. Партнерства образовывают еще одну форму
семейного бизнеса, кот.предвидит объединение земельных, финансовых,
материальны-х и трудовых ресурсов лиц, связанных м/у собой семейными
отношениями. В США насчитывается 200тыс.партнерств(9,6%общего числа хоз-в).
Они владеют 15,9% земли и производят 17% с/х прод-ии. Третья
организационная форма с/х пр-ва - с/х корпорация(3,2% общего числа хоз-в,
но на их часть приход-ся 25,6% с/х прод-ии и 12% земельных наделов). С
67тыс. Корпоративных ферм 90% явл-ся семейными и только 10% несемейными,
т.е. акционерными. Ведущую роль в с/х играют большие и очень большие хоз-
ва( со ст-ю товарной прод-ии более 200тыс.долл.) Они контролируют пр-во
сверх 50% продукции отрасли, им пренадлежит 44% земли, 26% тракторного
парка, 50% скота. При этом наибольшие хоз-ва (объем продаж - 500 тыс.долл.
и больше) составляя всего 1,3% общего числа хоз-в, производят 37,5% с/х
продукции и получают 45% чистой прибыли с/х.
53.Назовите основные типы агробизнеса в США и раскройте их содержание. В
США используют два основных типа агробизнеса: вертикальную интеграцию и
контрактацию. Вертикальная интеграция - это комбинирование двух или
нескольких стадий пр-ва и сбыт прод-ии в рамках одной собственности.
Вертикальную интег-ю используют, главным образом компании, кот.заняты
переработкой с/х прод-ии, матер-но-техническим обеспечением произ-ей , а
такжекомпании, кот.имеют собственное с/х пр-во. На вертикальную интеграцию
приходится около 6% с/х прод-ии, в т.ч. 7% растениеводства и5%
животноводства. Наиболее распространена в США контрактная форма
агропромышленной интеграции, на основании кот.произ-ся около 25% с/х продук-
ии. Контракты заключают с фермерами промышленные и торговые компании, а
также кооперативы. Больше всего контрактация развита в пр-ве и сбыте
товаров, кот.бысто портятся, а также прод-ии, кот.поступает на переработку
(в пр-ве молока ее часть составляет 95%, овощей д/переработки -83%,
цитрусовых -65%). Типы контрактов очень разнообразны и зависят от
характера производимого продукта, местоположения фирмы, матер-х и финан-х
возможностей фермера и контрактора. Различают две основные категории
контрактов: сбытовые и произ-е.Сбытовые касаются только условий реализации
продукции, в них обуславливают тип, сорт и качество поставляемой продукции,
цену и условия поставки. Производственные контракты регламентируют условия
пр-ва, обычно они заключаются до начала пр-го процесса и жестко
обуславливают обязательства сторон-участников. Контрактор снабжает ферму
сред-ми пр-ва и материалами - комбикормд/животных или птицы, однодневные
куры (в бройлерном пр-ве) , предоставляет кредит, различные консультации.
По условиям контракта фермер предоставляет землю, сороужения, иногда
оборудование, свой труд. Его обязательством явл-ся выполнение произ-х
операций. Преимущества контрактации д/фирмы-поставщика состоят в том, что
она имеет стабильное поступление продукции в необ-е сроки, а также
возможность контроля за ее качеством. Фермер имеет гарантированный рынок
прод-ии по предварительно обговоренной цене, возможность пользоваться
кредитом, эксплуатировать свои пр-е ресурсы. Хотя юридически фермер
остается свободным, хоз-ю самостоятельность он в значительной мере теряет.
54.Определите основные направления современной внешнеэкон-й аграрной
политики США и раскройте их содержание. Необходимо опр-ть три главные
направления современной внешнеэкон-й продов-й политики США: США и развитые
страны, США и и страны, кот.развиваются, США и социалистические страны.
США проводят дифференцированную политику по отношению к этим группам
стран. Развитые страны - основной рынок сбыта с/х прод-ии США: их часть в
структуре амер-го экспорта превышает 50%. На развитые страны приходится 24%
прод-го зерна, кот.экспортир-ся из США, 50% фуражного зерна 75% сои. М/у
США и развитыми странами существуют достаточно серьезные различия и
противоречия по вопросам высоких таможенных барьеров и др-х средств
аграрного протекционизма. Исторически эк-е отношения США со странами,
кот.развиваются, были подчинены двум основным заданиям:захват рынка сбыта и
источник дефицитного сырья. Часть стран, кот.развиваются, составляют 1/3
амер-го с/х экспорта. Ежегодно страны, кот.развиваются закупают у США 60%
пшеницы, 70-80% риса, 20% фуражного зерна и 10-12% сои. СшА широко
использовали «продов-е оружие» в эк-х отношениях со странами,
кот.развиваются. На протяжении многих лет с/х товары ввозились в эти страны
не на коммерческой основе, а в виде «подарков». Желая проникнуть на рынки
этих стран, США стимулировали пр-во тех с/х продуктов, кот.выгодны
д/запада, предоставляя финансовую помощь, поставляя технику, удобрения
кадры специалистов.Наряду с усилением собственной прод-й базы стран,
кот.развиваются, образовывает благоприятные условия и д/расширения сбыта
некоторых с/х продуктов с развитых стран. Внешнеэк-я деятельность США в
прод-й системе стран, кот.раз-ся, характер-ся определенной гибкостью
приспособления к разным соц-но-эк-м условиям и своеобразности путей
развития отдельных стран. Она содержит в себе разработку системы машин и
технологии д/мелкого с/х пр-ва, кот.отвечает потребностям отдельных стран и
типов инфраструктуры, альтернативные формы, кот.предвидят связи большого
монополистического капитала пищевой пром-ти с мелким с/х, кооперативами.
Являясь наибольшим в мире экспортером продов-я, США в тоже время занимают
второе место (после Японии) по импорту. Но несмотря на огромный объем
импорта, США уделяют большое внимание защите интересов национ-й продов-й
безопасности. Они закупают в основном, те прод-е товары, кот.не имеют
существенного значения в рационе населения. Поставщиками продукции явл-ся
широкий круг стран. Т.о., США явл-ся классической страной агробизнеса, где
продов-я проблема решается традиционным путем развития агропром-й
интеграции и защиты национ-го производителя. Благодаря ей в стране
образована качественно новая система технологических и финансово-эк-х
связей, кот.явл.ся примером д/многих стран.
55. Определите основные направления развития агробизнеса в странах ЕС на
примере Германии, Франции. Наибольшего развития агропром-й комплекс достиг,
кроме США, в развитых странах ЕС. Единая с/х политика ЕС стала средством
реализации таких принципов, как совместное финансирование действий по
регулированию с/х, организации гарантированного сбыта на внутреннем рынке,
применению единых торгово-политических инструментов и осуществлению
экспорта пищевых продуктов на мировом рынке. Страны ЕС уже в конце 70-х
годов достигли самообеспечения в главных пищевых продуктах. Рассмотрим АПК
Германии ,как типового и наиболее сильного государства ЕС. Основное место в
с/х занимает пр-во мяса и молока. Основной тип хоз-ва - семейные фермы.
Наемный рабочий труд составляет только 15% занятых в отрасли. Средняя
площадь с/х наделов составляет свыше 15 га, максимальная - 250 га. Каждый
крестьянин явл-ся членом одного или нескольких кооперативов. Кооперация
выступает как организационная форма объединений произ-й в их отношениях с
другими звеньями н/х, выхода на рынок, в отрасли обеспечение ср-ми пр-ва и
реализации продуктов. В зависимости от ступени внутренней интеграции в
кооперации выделяются определенные ступени. Только на третьей ступени
осуществляется полная интег-я. Наиболее важным отличием такой кооперации от
социалистической явл-ся наличие частной собственности.Второй важной
отраслью агроб-са явл-ся пищевая пром-ть. В этой пр-ти первуые три места
занимают молочная, мясная пивная пр-ти. Большой удельный вес имеет пр-ва
сладостей, переработка чая, кофе, мучные изделия. Много отраслей имеют
сравнительно одинаковый уровень технического оснащения, трудоемкости прод-
ии и продукт-ти труда. Разница наблюдается только в тех отраслях, где
доминируют ремесленичяеские пред-я(пр-во пива, кондит-х изделий..)/
Специфика пр-ва и потребления пищевых продуктов обуславливает относительно
не большую концентрацию пр-ва. Часть мелких пред-й значительно выше. Кроме
пром-х пред-й в многих отрослях пр-ва (мясной, мучной, пивной, хлебной)
насчитывается несколько десятков тысяч ремесленеческих пред-й , кот.имеют
спец-й статус. В результате индустиал-ии количество их постоянно
уменьшается./ Высокий уровень концент-ии имеет крохмальная пр-ть, пр-во
маргарина и др-х пищевых жиров. /Влияние НТП и конкуренции на процесс
концентрации и специализации агропр-го пр-ва проявляется двояко. С одной
стороны, большие специализированные пр-ва имеют премущество в отрасли
осуществления НТ-го усовершенствования пр-ва, изучения рынка и рекламы,
переработки побочных прод-в. С-второй стороны, небольшие пред-я более
гибкие в изменении ассортимента пр-ии, специализ-ся на изготовлении индивид-
х прод-в. Гос-я пр-я политика содействует мелким произ-м в сохранении их
мест на рынке. /Наряду с традиционными ср-ми (сушением, ферментацией,
консервированием) все большее место занимает замораживание, облучение,
дегидротация, сепарацияс употреблением физических и химических методов.
Развивается пр-во новых видов упаковочных материалов и тары, в т.ч.
предназначенных д/готовых продуктов и полуфабрикатов. Пр-ть предлагает
новые сложные продукты, кот.имеют нат-е и хим-е в-ва(искуственное масло,
сахарозаменители...)/ В последние десятилетия возрпстает удельный вес
отраслей, кот.пр-т прод-ию наивысшей ступени готовности и длительного срока
хранения. В германии формируются новые отрасли пр-ти - пр-во
глубокозамороженных прод-в, готовых блюд. Эта отрасль явл-ся важным
направлением индустриализации агробизнеса Германии. Их основная цель -
обеспечение дешевого питания. Сущест-ют три системы пр-ва готовых прод-в,
кот.отличаются м/у собой способом сохранения и поставки прод-в
потребителям: в глубокозамороженном виде; в охлажденном виде (2-4С);в
гарячем виде (в термосах). /В агробизнесе Франции достигнут высокий уровень
интеграции. В с/х существуют разные формы интег-ии: фермерские кооперативы,
союзы ферм-х кооперативов, объединение союзов, специализированные
объединения животноводов, общества смешанных с/х интересов. Особенно
отличаются большие интегр-е системы, кот.предст-ют собой корпорации нац-го
значения и кот.используют разные ср-ва связей по пр-ву, переработке и сбыта
прод-х товаров. В состав этих корпораций входят и финансовые организации,
кот.осущест-ют финансирование пр-ва и научные исследования. Фермерские
кооперативы и объединения животноводов репрезентируют формы горизонтальной
интег-ии, а наиболее большие из них - вертикальной. Кооперативы фермеров
вступают в связь с пр-ми и коммерческими пред-ми, образовывая сними агропр-
е или агропр-ноторговые объединения. /Примером горизонтальной интег-ии и
превращение ее в вертикальную явл-ся организация деят-ти зерновых
кооперативов Франции. /Их главными функциями есть закупка, сохранение и
перепродажа зерна, а также поставка фермерам товаров, кот.нужны с/х. /
Зерновые кооперативы образовывают союзы регионального, а иногда национ-го
зернового управления. Через эту систему гориз-й интег-ии заготовляется
более 70% товарного зерна во Франции. /В овощеводстве наиболее значительные
по товарообращению агропр-е объединения в южных районах Франции. /В
животноводстве аграрные, аграрноторговые и агропр-е объединения работают на
основе взаимной концентрации. /НТП и агропр-я интег-я ведут к проникновению
пр-х ср-в во все отрасли и стадии приготовления еды. Эта тенденция
свойственна всем развитым странам и явл-ся важным фактором увеличения эфф-
ти обществ-го пр-ва.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10