Современные тенденции развития банковской системы в России
p> На рубеже 20-Х-30Х годов в денежно-кредитной системе страны произошли существенные изменения. Эти изменения были связаны с тремя основными причинами:
1) индустриализацией страны и усилением всеобъемлющего планового начала во всем народном хозяйстве;
2) необходимостью строжайшего учета за производством и распределением продуктов в народном хозяйстве и кредитных ресурсов в частности;
3) необходимостью ускорения темпов социального накопления.

Возникла необходимость проведения кредитной реформы. В результате ее проведения в 1930-1931 годах была разрушена многозвенная банковская система, ее кредитные ресурсы переданы в госбанк, наделенный огромными правами по контролю за производством и распределением, страна получила систему денежного обращения, в которой деньги играли вспомогательную роль.

Такая денежная и кредитная системы с рядом незначительных изменений просуществовали в стране вплоть до 1990 года.


1.2 Объективные причины становления современной модели банковской системы
России и анализ ее состояния

Со времени проведения кредитной реформы 1930 года вплоть до конца 1980- х годов в СССР имела место государственная кредитная монополия.
Коммерческий кредит в официальной экономике не существовал, сохраняясь лишь в экономике теневой в форме бартерного обмена между предприятиями и ростовщического кредита.

Функционировавшие в стране банки в полной мере отвечали требованиям командно-административной системе управления экономикой. Банки стремились контролировать весь процесс производства обслуживаемых предприятий и организаций, наблюдая за правильностью накопления и расходованием сырья, оплатой труда, состоянием собственных оборотных средств, формированием и использованием средств на капитальные вложения и т.д.

Обороту денег в экономике отводилась вторичная роль. Денежный оборот следовал за материальным оборотом, выполняя лишь мерноучетные посреднические функции. Оборот значительной части материальных благ протекал вне денежной сферы. Отсутствовала и полная денежная оценка объектов собственности, доходов и рисков. Преобладали неденежные формы распределения и перераспределения.

Приспособленные к потребностям административно-командной системы правила оформления банковских операций строго регламентировались подробными инструкциями и циркулярами, вся деятельность банков превратилась в мелочную опеку, сковывавшую любую инициативу обслуживаемых предприятий и организаций. В итоге банковская система оказалась крайне неповоротливой, мало учитывала специфику тех или иных отраслей и сфер экономики.

Крайне не эластичная, лишенная необходимой оперативности, банковская система служила “зеркалом” функционировавшего в стране хозяйственного механизма. Длительное господство командно-административной системы вызывало все большее отставание экономики страны от стран с развитой рыночной экономикой. Отчетливо вырисовывалась неутешительная перспектива превращения
СССР во второразрядное и даже третьеразрядное государство.

В середине 80-Х годов в обстановке поиска путей более интенсивного развития экономики стали предприниматься попытки реорганизации банковской системы. После длительных дискуссий в 1987 году было решено провести в стране радикальную экономическую реформу, стержнем которой предполагалось сделать идею полного хозрасчета и самофинансирования.

С переходом к рыночной экономике существенно изменяется роль денег, значительно полнее реализуется каждая из их функций.

Так, в административно-командной экономике деньги служили прежде всего учетной единицей, играя сугубо подчиненную роль в системе централизованного планирования народного хозяйства. Функция денег как средства платежа была чрезвычайно раздутой, тогда как функция накопления была “заблокирована”. Денежная теория запада и практика западных стран по использованию денег в качестве средства производства не воспринимались. Но поскольку деньги в рыночной экономике выступают важнейшим инструментом хозяйствования, процесс экономических преобразований в России (точнее в
СССР) начался с реформирования именно банковской системы, с изменения роли и функций ЦБР по управлению денежным хозяйством, с возрождения коммерческих банков и коммерческого кредита.

В этих условиях возникла необходимость в соответствующей законодательной базе, юридически закрепляющей статус как ЦБ, так и коммерческих банков. Необходимые законы были приняты в декабре 1990 года.
На союзном уровне верховным советом СССР 11 декабря 1990 года были приняты законы «О государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», в РФ - законы «О ЦБ РСФСР» и «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (2 декабря 1990 года). С принятием этих законов развитие сети коммерческих банков характеризовалось быстрыми темпами и определенной уверенностью.
Совокупность действующих в стране банков и кредитных учреждений может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию. Иных вариантов не существует.

Одноуровневый вариант может быть реальным в следующих случаях:
А) когда в стране еще нет центрального банка;
Б) когда в стране есть только центральный банк.

Случай (А) соответствует ранним этапам развития банковского дела, когда банки (и кредитные учреждения) без какой-либо координации их деятельности могли осуществлять любые принятые в то время операции вплоть до эмиссии своих денег. В этом случае говорить о банковской системе еще рано.

Случай (Б) также возможен, хотя и в виде исторического курьеза. Он был апробирован в СССР и других странах с жестко централизованной нерыночной экономикой. В этом случае о системе банков вообще не приходится говорить.
Здесь была лишь “система центрального банка“.

Отсюда важный вывод: наличная совокупность банков (кредитных учреждений) может быть организована и как одноуровневая, и как двухуровневая, но банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики должна и может быть только двухуровневой.

К настоящему времени в России создана характерная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система. Первый ее уровень - центральный банк России с сетью региональных отделений и расчетно-кассовых центров на местах, второй - коммерческие банки и кредитные учреждения.

Важно иметь в виду, что банковская система это не только банки как таковые, но и кредитные учреждения, то есть все те экономические организации, которые выполняют либо все или большинство, либо отдельные банковские операции.

С некоторой долей условности в банковскую систему можно включить также специализированные организации, не осуществляющие банковские операции, но обеспечивающие деятельность банков и кредитных учреждений, оказывающие последним необходимые услуги: расчетно-кассовые и клиринговые центры, кредитные магазины и т.п., Фирмы по аудиту банков, дилерские фирмы по работе с ценными бумагами банков, организации, определяющие рейтинги банков, обеспечивающие их специальным оборудованием и материалами, информацией, специалистами и т.д.

Исходя из вышесказанного, банковскую систему в общем схематичном виде можно представить следующим образом:

Центральный банк

Коммерческие Вспомогательные

Кредитные

Банки Организации

Учреждения

Кредитные учреждения в России.

Видов учреждений - финансовых посредников, осуществляющих отдельные банковские операции, в переходной экономике России очень много. Это:
. кредитные союзы, общества и товарищества;
. сберегательные кассы и кассы взаимопомощи;
. страховые компании;
. ломбарды;
. инвестиционные фонды;
. финансовые компании;
. пенсионные фонды;
. благотворительные фонды;
. брокерские и дилеровские фирмы
. арендные (лизинговые) фирмы;
. посреднические (факторинговые) фирмы;
. трастовые отделы бирж и др.

Однако в большинстве случаев наименование того или иного учреждения из данного перечня имеет немного общего с действительной его деятельностью.
Отличительные особенности возникновения, функционирования и регулирования этих учреждений, за некоторыми исключениями, еще не определились в должной мере, круг выполняемых ими банковских (и небанковских тоже) операций в значительной мере размыт, собственные, отличающие их друг от друга и от банков экономические, финансовые и другие механизмы еще мало отработаны.

Практически отсутствует достоверная статистика по кредитным учреждениям. Не проводятся и соответствующие серьезные научные исследования. Поэтому толкование тех или иных действующих в стране кредитных учреждений обычно заимствуется либо из зарубежной практики, либо из опыта дореволюционной и нэповской России, что нередко способно лишь запутать проблему. Из всех перечисленных видов кредитных учреждений только страховые компании и в какой-то мере чековые инвестиционные фонды располагают правовой базой для своей деятельности.

В октябре 1994 года в России было зарегистрировано около 2500 страховых компаний. Их совокупный уставный капитал на 1 июля 1994 года составлял 244 млрд. руб. Хотя официальные данные по совокупным активам данных компаний отсутствуют, специалисты оценивали их уровень на начало
1994 года в 1200 млрд. руб.

В последнее время создано и находилось в процессе учреждения около
600 негосударственных пенсионных фондов. Их совокупные активы оцениваются примерно в 100-200 млрд. руб. Объявленный уставной капитал более 85% из них определен в размере до 100 млн. руб.

Характерно, что к середине 1994 года среди зарегистрированных по
“ведомству” ЦБР кредитных учреждений числилось всего 15 (в том числе 4 клиринговых) , на 1 января 1995 года -18 (4). Это значит, что остальные многие сотни подобных учреждений работали и работают на денежном рынке без лицензии ЦБ, то есть занимаются противозаконной деятельностью.

Этому способствует по крайней мере 3 фактора:

. недостатки в действующем законодательстве;

. недостаточная правовая и финансовая культура населения;

. либерально-отстраненная политика ЦБ.

Правда, не все тут зависит от ЦБ. Известно, он еще в 1993 году настаивал на взятии под контроль финансовых компаний, играющих в пирамиду, но не нашел поддержки.

Только в конце апреля 1995 года Президент РФ подписал указ «О защите интересов инвесторов и урегулировании деятельности юридических лиц, работающих на финансовом рынке без лицензий», призванный пресечь незаконные операции с ценными бумагами и вкладами граждан.

Рассматривая коммерческие банки, нельзя не отметить, что за кратчайший срок в стране возникло около 2500 самостоятельных банков. Этому мировая банковская история не знает аналога. Для сопоставления: в США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет-с 1781 по 1860 г.

В 1997 году закрепилась тенденция к снижению количества кредитных организаций. Если в 1995 году было отозвано 225 лицензий, и на начало 1996 года в России работало 2295 кредитных организаций, то в настоящее время на территории России действуют 1887 коммерческих банков. Одновременно БР заметно ужесточил требования к лицензированию банков. Если в начале 90-х ежегодно регистрировалось примерно около 300 коммерческих банков, то начиная с 1995 года положение начало меняться. В 1995 году было зарегистрировано 86 кредитных организаций. В 1996 году принят ряд нормативных актов БР, в соответствии с которыми, в частности, усилен контроль за финансовым состоянием учредителей банков. В результате с начала
1996 года новым кредитным организациям было выдано только 15 лицензий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать