Современные тенденции развития банковской системы в России
p> На 1 апреля 1996 года в России было зарегистрировано 2599 коммерческих банков и других кредитных организаций с сетью филиалов в количестве 5514 (без учета филиалов Сбербанка, число которых составляет
34426). Кроме Сбербанка, наиболее разветвленную сеть имеет Агропромбанк
России (1194 филиала).

На сегодняшний день среди кредитных учреждений России имеется 756 кандидатов на начало процедуры ликвидации. На их счетах, по данным ЦБ, находятся частные вклады на сумму около 9,7 трлн. руб.

Структура коммерческих банков по размеру уставного капитала на начало
1996 года характеризуется следующим:

Доля банков с уставным капиталом На 1 января 1996 года, в%
|До 100 млн. руб. |1.8 |
|От 100 до 500 млн. руб. |27.4 |
| От 500 до 1000 млн. руб. |12.3 |
|От 1 до 5 млрд. руб. |36.6 |
| От 5 до 30 млрд. руб. |19.1 |
|Свыше 30 млрд. руб. |2.8 |

Из этих данных следует, что в 1996 г. В России количественно преобладали банки с незначительным размером собственного капитала и соответственно с ограниченными возможностями оказания банковских услуг, особенно в части привлечения ресурсов и предоставления кредитов реальному сектору экономики, то есть товаропроизводителям и торговцам. Но в 1997 г.
Эта тенденция начинает меняться в сторону уменьшения количества мелких банков и увеличения количества крупных и средних. За последние годы сформировался ряд мощных банков, собственный капитал которых измеряется сотнями миллиардов рублей и которые способны существенным образом влиять на кредитный и валютный рынок России.

В число 1000 крупнейших банков мира, список которых был опубликован в июле 1994 года английским журналом The Banker, впервые вошли 5 российских банков: Внешторгбанк, Сбербанк, Токобанк, Инкомбанк и Банк Империал.

Однако особенно обольщаться данным достижением не стоит. Наши банки пока абсолютно не готовы работать и зарабатывать на Западе. Только оказавшись непосредственно на зарубежных рынках, российские коммерческие банки начинают понимать как далеко оторвались от них конкуренты в системах расчетов, обслуживании массового клиента, в создании центров комплексного сервиса промышленных, торговых и иных компаний, в способности быстро модернизировать и без того мощные компьютерные системы и соответствующие программные продукты и т.д.

Что касается ЦБР, то ему, по общему мнению, еще необходимо стать в полной мере истинно центральным.

Идея ЦБ зародилась в условиях относительно развитых капиталистически- рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без ЦБ как органа государственного
(общественно организованного) контроля и надзора чревато неоправданными потерями.

ЦБ - прежде всего посредник между государством и остальной экономикой через банки. В качестве такого учреждения он призван регулировать денежные и кредитные потоки с помощью инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке и реже по традициям.

Достаточно долгий опыт деятельности множества центральных банков стран мира позволил в целом выявить выполняемые ими функции.

Первичная обязанность ЦБ в рыночной экономике - защищать стоимость и покупательную способность денег и помогать нормальному функционированию финансовых рынков.

В качестве действительных функций ЦБ можно назвать следующие:
. обеспечение устойчивости национальной денежной единицы внутри страны и на мировых рынках, ее покупательной способности, минимизации инфляции для создания благоприятных условий для экономического роста;
. обеспечение эффективного развития кредитно-банковской системы страны, включая организацию функционирования расчетного механизма в народном хозяйстве.

Центральному банку России досталось тяжелое наследие. Условия, в которых он начинал и продолжает действовать, отнюдь не способствуют наилучшему выполнению задач, присущих ЦБ в современной экономике.

Расстройство денежного хозяйства, денежных отношений в стране лишает банки (кредитные учреждения) нормальной основы деятельности, а Центробанк - возможностей эффективно выполнять свои неотъемлемые функции.

Структура центрального аппарата БР и его территориальных подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего качественный характер и ориентированным на приведение ее в соответствие с условиями деятельности и ролью банковской системы в реформируемой экономике.

В частности, усилены контрольно-инспекционные и аналитические службы ЦБ и главных территориальных управлений. В ценовом аппарате были созданы ГУ банковской инспекции, ГУ валютного регулирования и валютного контроля,
Департамент исследований, информации и статистики. Кроме того, за последнее время приступили к работе информационно-аналитические службы в функционирующих департаментах: Управление платежного баланса - в
Департаменте иностранных операций, Управление экономического прогноза, анализа и обеспечения платежного оборота - в Департаменте эмиссионно- кассовых операций и др.

Эти и подобные изменения призваны обеспечить эффективную реализацию законодательных инициатив в работе ЦБ и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между БР, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

Необходимо также отметить, что в 1993 году начата публикация информационных материалов о деятельности как ЦБ, так и банковской системы страны в целом.

Как и любой центральный банк, БР отвечает за разработку и реализацию денежно-кредитной политики в стране и политики по развитию банковской системы.

В условиях глубокого кризиса российской экономики задачей денежной политики должно быть такое управление денежной массой, которое бы способствовало постепенному снижению инфляции и противодействовало чрезмерному спаду производства. Эффективное управление денежно-кредитной сферой России в настоящее время осложняется отсутствием в арсенале ЦБ достаточно гибких и надежных инструментов. В частности, такой мощный инструмент контроля за предложением денег в экономике, как интервенции на рынке ценных бумаг (операции на открытом рынке) , пока только создается.

Следует также иметь в виду, что составление денежной программы неизбежно носит вероятностный характер, и поскольку у ЦБ нет ни достаточного накопленного опыта, ни исторических рядов поведения тех или иных показателей, то пока нет и возможности с высокой степенью достоверности оценивать реакцию банков м экономики в целом на те или иные меры денежно-кредитного регулирования.

Сейчас БР использует три инструмента денежно-кредитного регулирования
(помимо операций на открытом рынке) :

. нормы обязательных резервов;

. процентная ставка ЦБ;

. объемы рефинансирования.

На сегодня ни один из этих инструментов не может быть назван гибким, надежным и эффективным.

1.3 Государственное регулирование банковской деятельности

Проблема регулирования деятельности банков имеет много аспектов.
Остановлюсь только на вопросах надзора (контроля) , осуществляемого государственными органами (не рассматриваются аудиторский контроль и контроль собственников (учредителей) , а так же контроль со стороны ассоциации союзов самих банков).

Как известно, банковская сфера практически в каждой стране относится к числу наиболее регулируемых, что объясняется ее ключевым положением в экономике страны.

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях это регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Банки должны действовать так, чтобы не обанкротиться, чтобы их клиенты не понесли потерь и не началась цепная реакция, которая может нанести урон темпам роста производства, занятости и экономике в целом.

Говоря о необходимости системы надзора, можно выделить несколько основных целей банковского надзора:

Во-первых, защита мелких вкладчиков от плохого управления и мошенничества.

Во-вторых, защита клиентов от системного риска (банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей системе).

В-третьих, защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меря по защите банковских вкладчиков.

В-четвертых, гарантирование “здоровья” банковскому сектору, предотвращение сосредоточения экономической мощи в немногих руках
(антимонопольный надзор) , повышение эффективности банковского дела и способствование справедливому распределению кредита в экономике для содействия экономическому росту страны.

Банковский надзор необходим и самим банкам. Он является важным элементом обеспечения доверия вкладчиков и населения финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности. Надзор также полезен тем банкам, которые выступают в качестве кредиторов на межбанковском рынке.

Следует сразу заметить, что издержки общества на создание и текущую деятельность адекватного банковского надзора всегда будут ниже, чем потери от отсутствия регулирования банковского дела. Но существует и другой аргумент выступающий за необходимость такого надзора. Он очевиден из следующих фактов.

В ходе инспекционных проверок, проведенных территориальными органами
БР в 1994 году, выявлено немало нарушений и недостатков в работе коммерческих банков, которые являются типичными для всех или большинства регионов России. Выдаваемые кредиты в большей мере не обеспечиваются гарантиями и страховыми свидетельствами. Нередко кредиты выдаются под сомнительные гарантии. Некоторые банки выдают ссуды наличными деньгами организациям, занимающимся кредитованием населения без всякой на то лицензии. Нередки нарушения расчетной дисциплины. Это выражается прежде всего в постоянной задержке расчетов. Серьезные недостатки обнаруживаются инспекторами в работе банков по нормированию уставных капиталов. Уставной капитал таких банков зачастую формируется за счет кредитов или свободных средств юридических лиц и предпринимателей, находящихся на обслуживании данного банка. Имеются факты, при которых банковский уставной капитал оплачивается через подставных лиц. При формировании уставного капитала не всегда соблюдается нормативный размер доли участников банка.

За эти и подобные нарушения только в декабре 1994 года были лишены лицензии 13 банков.

Все эти факты свидетельствуют о необходимости развития, укрепления и быстрейшего становления банковского надзора в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать