В российской экономике в настоящее реформенное время ситуация весьма
не стабильная. Все вышесказанное по поводу безопасности относится и к
современной экономике России. Высокие темпы инфляции делают неэффективными
всякие долгосрочные сбережения. Долгосрочные инвестиции в производство
малопопулярны из-за низкой рентабельности. Поэтому даже банки идут неохотно
на долгосрочные кредиты. В основном в ходу краткосрочные коммерческие
кредиты, которые позволяют предприятиям лишь временно пополнить оборотные
средства. Не случайно, по-видимому, объем дорогих европейских автомобилей
проданных в России в 1993 г. превысил объем продаж этих автомобилей по всей
Европе.
Весьма непопулярны сбережения и среди населения и других инвесторов.
Так по данным статистической отчетности по городу Санкт-Петербургу за
первое полугодие 1993 года уровень сбережений населения составил 9,5 %.[6]
В целом по России этот показатель составил 5.5 % за названный период.[7]
Как известно, показатель уровня сбережений, характеризующий долю сбережений населения в его совокупных доходах, отражает инвестиционную активность населения. Которая, в свою очередь, характеризует инвестиционный процесс в экономике в целом, поскольку из вкладов населения образуются основные инвестиционные ресурсы.[8]
"В мае 1993 г. личные сбережения составили 212 миллиардов рублей, в то время как на руках у населения (после покупки товаров и оплаты услуг, уплаты налогов и покрытия нетоварных расходов) находилось 776 миллиардов рублей наличных денег, то есть в 3,7 раза больше."[9]
Под инвестициями также подразумевается деятельность конкретных лиц, направленная на осуществление мероприятий, обеспечивающих движение и соединение материальных и финансовых ресурсов.
Понятия инвестиций и инвестиционного процесса в отечественной литературе традиционно рассматривались в ключе централизованных капиталовложений государства в развитие экономики. Проблемам эффективности капиталовложений, оптимальной структуре государственных инвестиций посвящено много работ. Нет возможности даже просто перечислить всех авторов, занимавшихся этими проблемами.
Можно выделить ряд работ таких авторов раннего периода как: А.Финн-
Енотаевский, В.Е.Мотылев, Г.В.Пономаренко, Р.Гильфердинг, Дж.Кейнс, и др.,
которые рассматривали проблемы инвестиций с точек зрения в той или иной
мере близких задачам, поставленным в настоящей работе.
С переходом нашей страны к рыночным методам хозяйствования возникла
потребность в работах, отражающих проблемы инвестиционной деятельности на
современном этапе, когда роль государства в капитальных вложениях в
производство значительно уменьшилась. Появился ряд работ таких авторов как:
М.Ю.Алексеев, Б.И.Алехин, Е.В.Михайлова, В.Т.Мусатов, С.Л.Леонов и др.
Названные авторы в своих работах обобщают опыт инвестиционной деятельности,
рассматривают понятия, структуру, эффективность, инструменты и механизмы
инвестиций и инвестиционной деятельности в новых условиях формирования
инвестиционного рынка в России.
Вместе с тем еще многие как теоретические, так и практические
вопросы, относящиеся к инвестиционному рынку остаются за рамками
рассмотренных публикаций. В работах зарубежных авторов Дж.Тобина, Дж.Хикса,
Э.Харрода, Л.Харриса, Г.Марковица, М.Миллера, У.Шарпа, Р.Рэдклиффа,
Дж.Френсиса и др. обобщен более длительный опыт и практика инвестиционной
деятельности в странах с развитыми инвестиционными рынками, разветвленной
системой форм и методов государственных и, главное, частных инвестиций.
В экономическом смысле инвестиции представляют собой куплю-продажу товаров особого свойства - инвестиционных товаров. Особенности инвестиционных товаров заключаются в тех роли и месте, которые они играют и занимают в структуре товарных рынков.
В структуре товарных рынков выделяют кроме инвестиционных товаров потребительские товары и особый товар - деньги. Те и другие типы товаров имеют сходные черты: ликвидность, массовость, свободное обращение, меновую стоимость и т.п.
Существенной отличительной чертой этих товарных групп является их потребительная стоимость, способность удовлетворять те или иные потребности. Это так называемые частные отличительные особенности. Среди разных товаров одной группы можно выделить товары с отличными потребительными стоимостями. Разные товары удовлетворяют различные потребности. Это характерно и для инвестиционных товаров, и для потребительских. Вместе с тем, можно выделить общие для товарных групп отличные потребительные стоимости. Потребительная стоимость потребительских товаров заключается в удовлетворении конкретных потребностей в еде, одежде, культурных потребностей и т.п., то есть текущих. Потребительная стоимость инвестиционных товаров заключается в том, что они способны приносить доход, удовлетворять будущие потребности. Характерная черта особого товара - денег заключается в том, что они являются всеобщим эквивалентом, в них выражается стоимость всех других товаров.[10] Таким образом, потребительские товары удовлетворяют текущие потребности, инвестиционные товары удовлетворяют будущие потребности (потребности в получении дохода в будущем и его приращении), деньги выступают стоимостными выразителями тех и других.
Еще одно существенное отличие этих групп товаров заключается в степени их универсальности, возрастающей последовательно от первой группы товаров к последней. Потребительские товары удовлетворяют конкретные частные потребности субъектов. Инвестиционные товары приносят доход, который можно использовать в будущем для удовлетворения любых потребностей, либо отложить их удовлетворение еще на некоторый срок. Имея деньги, можно направить их на приобретение любого товара из первых двух групп. По степени универсальности инвестиционные товары, как способные удовлетворять будущие разнообразные потребности, занимают промежуточное положение между потребительскими товарами, удовлетворяющими текущие потребности, и деньгами, выступающими всеобщим эквивалентом любых других товаров и обладающими высшей степенью универсальности.
Итак, потребительной стоимостью инвестиционных товаров является способность приносить доход, который можно использовать на удовлетворение в будущем любых потребностей, кроме собственно производственных. На практике инвестиционные товары представляют собой производственное оборудование, промышленные здания и сооружения, сырье, материалы, энергию и т.п. а также свидетельства на владение всеми этими активами.
В работах зарубежных и отечественных авторов приводятся различные
определения структуры инвестиций. Исторически и логически инвестиционный
процесс развивался последовательно от прямых инвестиций в производство
(вложений в реальные активы) к инвестициям в ценные бумаги. Причем,
средства, вложенные в ценные бумаги, преследовали цель быть в конце концов
инвестированными в реальные активы. Поэтому наиболее распространенным
является выделение инвестиций в реальные активы и в ценные бумаги. Или
иначе - производственные и финансовые инвестиции.[11] В марксистской
литературе соответственно этому в структуре капитала выделялись
дествительный капитал (инвестиции в реальные активы) и фиктивный капитал
(вложения в ценные бумаги).[12] "Производственные инвестиции представляют
собой вложение ценностей в реальные активы, связанные с производством
товаров (услуг) с целью получения прибыли (дохода). Этот тип инвестиций
обеспечивает прирост действительного (физического) капитала."[13]
Инвестиции в реальные активы означают создание, производственных мощностей,
приобретение оборудования, сырья, наем рабочей силы, организацию
производственного процесса. Подобного рода инвестиции иначе еще называют
прямыми инвестициями. Источником таких инвестиций могут выступать как
собственные средства организаторов производства (акционеров, собственников,
пайщиков), так и заемные средства (кредиты банков, ссуды).
Вложения средств в ценные бумаги называются финансовыми инвестициями.
На практике это выражается в купле-продаже ценных бумаг.
Ценные бумаги - облигации, векселя, чеки и т.п. - в ограниченном виде присутствовали в хозяйственном обороте в нашей стране и ранее, но только в последнее время, с развертыванием реформ в экономике, ценные бумаги заняли достойное место в отечественной экономике. Ценные бумаги занимают особое место в хозяйственном обороте в силу своих особенных свойств. Выше мы рассматривали отличительные особенности потребительских и инвестиционных товаров и денег. Ценные бумаги в первом приближении также следует отнести к товарам, при чем к инвестиционным товарам. Однако ценные бумаги являются товаром особого свойства.
В широком смысле слова под товарами понимают все, что может быть предметом торговых сделок, все, что имеет меновую стоимость, всякое благо, в том числе и так называемые нематериальные активы - кредит, фирма, торговый знак, специальные права. В этом смысле ценные бумаги несомненно подпадают под определение товара. В узком же смысле под товарами понимаются материальные предметы торговых сделок, которые ценны сами по себе, в силу своих материальных свойств. То есть потребительная стоимость их заключается в удовлетворении конкретных потребностей. В этом смысле также соотносятся с общим понятием товаров и инвестиционные товары.
Ценные бумаги сами по себе не удовлетворяют каких-либо потребностей.
"Ценными бумагами в юридическом смысле, - отмечает В.А.Белов, - являются
денежные документы, которые ценны не сами по себе, как бумаги -
материальные предметы: в силу своих естественных свойств, а в силу
содержащегося в них права на некоторую ценность."[14] Следовательно,
потребительная стоимость ценных бумаг заключается в содержащихся в них
правах: на доход, на собственность - на ценность. "Способность бумаги, как
и любого иного объекта отношений, быть носителем потребительной и меновой
стоимости и следует называть ценностью бумаги."[15] Вместе с тем, ценной
бумагой можно назвать лишь тот документ, который право на ценность ставит в
тесную связь с бумагой. В ценной бумаге, отмечал российский исследователь
М.Агарков: "Право овеществлено в бумаге".[16] Таким образом, отличительной
особенностью ценных бумаг является то, что потребительная стоимость ценной
бумаги заключается в тесной связи бумаги с воплощенным в ней правом на
ценность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20